В воскресенье, 2 декабря, по 1 каналу ТВ состоялась очередная передача «Познер», где в очередной раз г. Познер испытывал у себя в студии «государственного человека». Если в прошлое воскресенье Познера интересовало, каковы взгляды вице-премьера Д.Рогозина на национальный вопрос («вы славянофил или западник?»), и какая у него кровь («польская?»), то на этот раз его собеседником оказался министр культуры Владимир Мединский. «В чем, на ваш взгляд, величие современной России?» -- задает вопрос ведущий, и министр думает, что на этот вопрос ответить. При этом господин Познер прекрасно понимает, что современная Россия не в состоянии похвалиться ничем, что является признаком «величия» в представлении нынешнего обывателя – ни роскошными марками отечественных машин, ни дорогами, ни даже успехами в космосе или в «области балета». Россия переживает один из тяжелейших кризисов в своей тысячелетней истории, и министр вынужден отвечать, что хорошо уже то, что она сохранилась после всех экспериментов ХХ века. По существу, В.Мединскому надо было бы сказать, что величие страны/цивилизации не в уровне ВВП на душу населения, а в той борьбе за бессмертие этой души, которую Святая Русь ведет со времен Крещения, под каким бы именем эта борьба не выступала – царство, империя, коммунизм, демократия. Но о таких вещах трудно, почти невозможно говорить по телевизору – формат не тот…
Дальше – больше. Вы согласны с тем, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев? – вопрошает ведущий, и министр опять произносит нечто оправдательное, вроде того, что бывают разные патриотизмы. И как-то проходит незамеченным, что сам вопрос такого рода непозволителен в кругу приличных людей, которые – если они живут и работают в России – не могут считать себя не-патриотами. Ибо это означало бы, что они работают Отечеству во вред. О В.Мединском или о Д.Рогозине этого, разумеется, не скажешь, но вот вопросы к господину Познеру возникают. Будучи гражданином нескольких государств, он не упускает случая, что называется, проехаться по священным для большинства русских предметам и, в первую голову, по православной вере. Так, в передаче «имени себя» 23 апреля с.г. он заявил, что авторитет Русской Православной Церкви падает. Интересно, откуда он это взял? Христианская Церковь стоит уже две тысячи лет при всех формациях и режимах – будет стоять и дальше.
Но дело даже не в этом. Г.Познер занимает ярко выраженную идеологическую позицию – либеральную, безбожную, космополитическую. Разумеется, это его право, но когда он из недели в неделю адресует её многомиллионной аудитории самого массового телеканала страны, возникает мысль, что это сознательная информационная политика. Вот только чья? По логике вещей, руководство 1 канала находится в Москве, и тогда оно должно действовать в интересах России. А вдруг оно находится в другом месте? Возможен, правда, вариант, при котором идеология Познера оказывается либерально-атеистическим способом функционирования в сущности консервативной программы – но в таком случае за деревьями можно потерять лес. А наши уважаемые министры будут и дальше, как мальчики, выкручиваться под прицелом познеровских вопросов.
В свое время, в начале 90-х годов, правящий слой тогдашней России – компрадорская буржуазия – решил, что идеология народу не нужна. Это записали даже в Конституции. Однако стран без идеологии не бывает, как не бывает людей без мировоззрения – сознательного или не очень. Господствующая идеология современной России – это либерализм в религиозном, экономическом, политическом, нравственном и эстетическом смысле этого понятия. Только в последнее время по инициативе В.В.Путина делаются некоторые шаги в сторону другого миропонимания –христианского и патриотически-государственнического. И критерии оценки людей и событий в пространстве такого мировоззрения совершенно иные, противоположные тем, которые без устали проповедует г. Познер. Повторяю, это его право. Но, может быть, для подобной проповеди есть более подходящие места – например, теле-интернет-канал «Дождь», специально созданный для «продвинутой» и «креативной» части нашего общества? А общенародный 1 канал оставить для более традиционной и органичной для нашей страны мировоззренческой позиции – во всяком случае, более ей понятной?
Александр Казин, д.ф.н., профессор
Первая публикация – Невское время, 7.12.2012.
10. 9. рудовский :
9. Re: Несколько вопросов телеведущему
8. 6. РодЕлена :
7. что делает Познер на Первом канале...
6. на п.1
5. Ответ на 3., Андрей Карпов:
4. Re: Несколько вопросов телеведущему
3. Ответ на 1., р.Б.Александр :
2. Дальше – больше. Вы согласны с тем, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев?
1. Мое предложение