Сегодня исполнилось 75 лет со дня мученической кончины священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского. О личности священномученика рассуждает в интервью «Русской народной линии» к.филол.н., доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.
Сегодня Церковь празднует память священномученика митрополита Серафима Петроградского, который 11 декабря по новому стилю (30 ноября по старому) был расстрелян в страшном 1937 году на Бутовском полигоне в Москве. Его, уже многолетнего старца (ему был 81 год), арестовали, привезли в Москву и после жестокого, неправедного следствия, расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации.
Власть в очередной раз проявила свою бессмысленную жестокость и неблагодарность, потому что как раз митрополит Серафим, ставший митрополитом Петроградским вместо нелояльного к новым властям митрополита Иосифа, проводил курс на признание советской власти и на подчинение ей в тех вопросах, которые не касаются Православной веры и совести. Он верно следовал духу и смыслу декларации митрополита Сергия 1927 года, и, тем не менее, был расстрелян карательными органами советской власти.
Это во многом напоминает казни первых христиан в Риме, которые были лояльны римской власти, и единственное их преступление состояло в том, что они не приносили жертв гению императора. Почему состоялось это страшное преступление? Оно связано с тем, что известной группировке внутри руководящих органов, прежде всего, связанных с ОГПУ-НКВД, не нужна была никакая религия, никакая Церковь, никакие священнослужители, даже те, которые вели себя лояльно по отношению к советской власти. Эта группировка теснейшим образом была связана с троцкизмом и идеей мировой революции, то есть с идеями явно антипочвенническими, антироссийскими, в конечном счете, антигосударственными.
Понимая, что пришел их последний час, перед своим уходом они желали уничтожить все самое дорогое и святое для русского человека. Прежде всего, Русскую Православную Церковь и ее иерархию. Известно, что под подписями о расстрелах высшей иерархии РПЦ, как правило, стояли подписи «троек» из чекистов сравнительно невысокого служебного положения, подписей членов политбюро под расстрельными приговорами ни владыки Серафима, ни других иерархов не было. Это оказалось возможным в вакханалии террора 1937 года, в его внутренней страшной логике кровавого и безумного обмена «одного ленинского гвардейца на одного священнослужителя».
Но, когда мы соприкасаемся с памятью новомучеников и исповедников российских, мы должны думать не только об их палачах, и не представлять их только как жертв бессмысленного, по видимости, террора. Мы должны видеть их святость, мы должны видеть сияние славы Божией, отраженное в них. Священномученик Серафим (Чичагов) - великий светильник нашей Церкви, чья святость лишь увенчивается мученичеством, а не состоит только из него. В его жизни был и воинский подвиг (он был офицером), и врачебный (он был и врачом), и брак, и монашество, и долгие годы священнослужения и епископства.
Во многом ему, его настойчивой деятельности обязана Россия прославлением преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Он проявил себя как почитатель великого старца Серафима, создатель летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Он проявил себя и как духовный писатель. Стиль его легок, прозрачен и чист, а мысль бездонна и глубока.
Многие годы он состоял под духовным окормлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, который водительствовал его духовным путем. Не случайно, что и праведный Иоанн Кронштадтский, и священномученик Серафим были черносотенцами. Они видели спасение России в теснейшем союзе между Царем и народом, в их живом нравственном и духовном единстве, в совместной защите России от богоборчества и социальных экспериментов. К сожалению, этому союзу не дали состоятся. Прежде всего, этому помешала так называемая «элита» Российской Империи, на самом деле, чиновная бюрократия и торгово-промышленная верхушка, которая тем самым подписала свой смертный приговор и привела Россию к страшной, но закономерной, в силу их действий, революции.
После революции священномученик Серафим (Чичагов) активно боролся с обновленчеством, с его тлетворным духом социального угодничества, бездумного реформаторства, наплевательского отношения к Священному преданию и народной вере. С обновленцами священномученику Серафиму было явно не по пути, потому что он воспитывался в духе традиционного православного монашеского благочестия, и то, что делали обновленцы, ему было отвратительно. Во многом обновленцы виновны в страшном разгроме Русской Православной Церкви в 20-е - 30-е годы тем, что они ее дискредитировали, и тем, что дали власти возможность себя использовать, а затем разгромить Церковь.
Будучи митрополитом Ленинградским, святитель Серафим все свои силы прикладывал к спасению общин, к поддержке монашествующих братств и, прежде всего, братства Александра Невского. По воспоминаниям членов Александро-Невского братства, в те страшные годы он молился о спасении Православия и деятельно участвовал в жизни пасомых. Его славная мученическая кончина, действительно, венец его духовной жизни. Преклонимся перед этой тайной Голгофы и возблагодарим Бога за то, что Он даровал нам таких великих светильников Православия, как священномученик Серафим.
В наши лютые и смутные времена, когда новая волна обновленчества готова затопить Церковь, когда некоторые либеральные священники сомневаются и в воскресении Лазаря, и в бессмертии души, и в благодатности Благодатного огня, и в чудесах Самого Господа нашего Иисуса Христа, и в чудесных событиях Ветхого Завета, в истинности Священного Писания и Предания, мы должны смотреть на лики новомучеников и исповедников российских, брать с них пример в их верности Церкви, в их верности Богу, России, Писанию и Преданию. Мы должны помнить завет апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Сол 2:15).
2. Швецову
1. Re: «Священномученик Серафим (Чичагов) - великий светильник нашей Церкви»