В медицине провокацией называется искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни с целью выработки иммунитета организма. Похоже, сильно озаботившаяся здоровьем общества наша либеральная интеллигенция решила поставить провокации на поток.
Что говорить, талантами нашу элиту Бог не обидел. Поражает изобретательность, а главное - размах, с которым специально обученные люди подбирают места для своих «перфомансов»: музеи, галереи, гастрономы, театральные подмостки, разводные мосты, - даже амвоны православных храмов. Очередная провокация случилась на этот раз в Государственном Эрмитаже.
Двое братьев-англичан выставились, - а, при ближайшем рассмотрении оказалось, что - подставились, со своей экспозицией, направленной на обличение фашизма и поднимающего голову неонацизма. Выставка вызвала неоднозначное восприятие у питерской публики, а одна из инсталляций- с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда, и вовсе - самый настоящий протест. Посыпались жалобы на оскорбление чувств верующих в прокуратуру, которая, в свою очередь, не могла не отреагировать на 117 обращений граждан. Там даже завели «Дело»... Об экстремизме(!).
Дальше случилось необъяснимое. Во всяком случае, на первый взгляд. То ли инъекция оказалась «левой», то ли организм «не того калибра», но реакция провоцируемых оказалась намного слабее той, что продемонстрировали вольные или невольные «провокаторы». Это выразилось в резком поднятии температуры в СМИ, словесном поносе и во встречном иске в прокуратуру.
- «Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдоналдский клоун и плюшевый мишка, - это пример потрясающего культурного начетничества».
- «Только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и могут не понимать, что речь идет о Страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен».
- «Городские сумасшедшие возомнили, что они вправе считать, что есть кощунство».
- «Мы твердо считали и считаем, - что вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром».
- «...отбор работ - священное право музея, и только он может определять, что является искусством, а что нет».
- «...нельзя диктовать свое мнение Эрмитажу уличными способами».
Трудно поверить, но все это было сказано Директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Факт обращения граждан в прокуратуру, он охарактеризовал как «культурную деградацию нашего общества» и «доносное использование общественного мнения».
Руководитель Сектора современного искусства Эрмитажа, кстати, - куратор этой выставки Дмитрий Озерков поддержал своего шефа, заявив, что жалобщики путают «божий дар с яичницей»: безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового и просто крестообразного изображения.
Реакция Михаила Борисовича, в общем-то, понятна, но... Как-то, согласитесь, некрасиво.. Напоминает какой-то анекдот, - кажется, про прачечную или про министерство культуры - «Алё, это прачечная?...»...
В данной ситуации именно он, заслуженный, образованнейший, культурнейший человек, имеющий колоссальное количество наград, - в том числе и международных, можно сказать, на ровном месте поимел привод в милицию, т.е. - в полицию. Ведь выставка - международная, со всеми согласованная, направленная на борьбу с фашизмом... Ну, какой, к чёрту, тут экстремизм?! Ведь только идиоты могут не понимать и обращаться в следственные органы, где, как выяснилось на днях, «работают одни козлы».
Но, на самом деле, все прошло «штатно», как учили. Место - знаковое, выставка - международная, огласка - мировая, идиотизм - тоже мировой. Да и результат - тоже на загляденье.
Братья Чепмен - авторы выставки, извинившись, на всякий случай, перед прокуратурой, срочно пакуют чемоданы, чтобы как можно скорее смотаться из России и еще раз поведать миру, какие здесь живут идиоты.
Устами заслуженного, признанного во всем цивилизованном мире человека еще раз сказано, что есть русский православный народ.
И сам факт проведения подобной выставки, позиция директора Эрмитажа, комментарии просветителей и культурологов лишний раз объясняют нам всем, - кто в нашем доме хозяин.
Если г-н Пиотровский в этой провокации не участвовал изначально, - а верить в это совсем не хочется, - то следует признать, что его цинично подставили, причем, свои же... И поэтому его должно быть жалко. Но, почему-то, жалеть его не хочется. И не потому, что в пылу горячки наговорил всяких глупостей и гадостей, а потому, что никак не реагировал на все предыдущие провокации своих, как оказалось, единомышленников. А, как известно, если ты не занимаешься провокациями, то они рано или поздно займутся тобою. Я что-то не помню, чтобы Михаил Борисович хотя бы раз выступил хотя бы по поводу вручения художественной премии авторам, нарисовавшим в Питере член на разводном мосту. Что объяснимо: ведь только «городские сумасшедшие... могут считать это кощунством». Ведь он-то не «идиот», как некоторые...
- Может быть, они (прокуратура) еще вынесут решение, что мы экстремисты, - с грустной иронией сообщает Михаил Пиотровский, комментируя произошедшее.
Ведь вот как интересно получается: не успело закрыться дело против православного сайта РНЛ с обвинениями в том же экстремизме, как нарисовалось аналогичное дело против Эрмитажа, которым руководит человек либеральных взглядов. Как это там, в школе-то объясняли - угол падения равен углу отражения?
Экспозиция, кстати, имела весьма мрачное и вместе с тем символичное название «Конец веселья». Конец кому или чему надо усматривать в случившемся:директору Пиотровскому? Эрмитажу? Православному мировоззрению наших граждан?
По мнению кинорежиссера Константина Лопушанского, «безграмотно и бессмысленно устраивать нервотрепку Эрмитажу». «Запрещать искусство невозможно, - полагает он, - хотя в отдельных случаях необходимы возрастные ограничения или, к примеру, специальные площадки для показа.
И это правильно. Вот поисками такой площадки как раз и занимался на днях небезызвестный тов. Гельмансо своими единомышленниками, которых пригласил в свою телепередачу г-н Архангельский. По мнению собравшихся, в России, - и не в Питере, а в Москве нужно создать музей современного искусства. И непременно « в шаговой доступности от Кремля», чтобы иностранцам удобнее было, «ведь дальше они идти не захотят». И создать надо нечто такое, чтобы люди со всего света приехали сюда посмотреть на то, чего больше нигде в мире увидеть невозможно».
А вы все - Эрмитаж, Эрмитаж... Так что все предыдущие проекты тов. Гельмана - детские забавы в сравнении с тем, что готовят нам либеральные культурологи. Кстати, и местечко такое имеется, - на месте бывшей гостиницы Россия. Наверняка подойдет.
Шутки шутками, но если так дело дальше пойдет, - то конец придет всему. Наша творческая интеллигенция рискует так укрепить наш национальный иммунитет, что он начнет активно уничтожать все противные ему организмы. Что, на самом деле плохо.
Как утверждают те же ученые-медики, паразиты, поселившиеся в организме человека миллионы лет назад, давно нашли с ним тот самый пресловутый консенсус, который позволяет не только мирно сосуществовать, но и приносить, в определенном смысле, обоюдную пользу. Более того, нередко, паразиты оказываются для тела жизненно необходимы, и полное их истребление может привести к летальному исходу. В одноименном с заголовком статьи документальном фильме вообще говорится потрясающая вещь: когда настает угроза жизни пораженному организму, паразиты сами убивают бОльшую часть своих сородичей, чтобы не дать погибнуть всем остальным вместе с зараженным телом!....Потрясающе!..
Так что дело, по большому счету, не в паразитах, а в их количестве. При этом, разумеется, и самому организму расслабляться не стоит, - руки, например, надо почаще мыть, дрянь всякую не потреблять. Как говорится, выпил литр..., ну, два... А нажираться-то зачем?...
Владимир Савичев, журналист, Москва
22. Ответ на 21., Антоний:
21. Ответ на 20., Сава:
20. Ответ на 19., разум возмущенный:
19. Их есть у меня!
18. Антонию.
17. Ответ на 16., Галина:
16. Антонию
15. Re: Паразиты. Битва за тело
14. Ответ на 12., Антоний:
13. Re: Паразиты. Битва за тело