Свой род, свой народ, своя страна, своя Родина (место, где ты родился, не столько физически, сколько духовно, – там, где ты сложился как личность и стал самим собой), своя история, своё Отечество (место, с которым связана история твоей семьи и твоего народа), – всё это образует полноту нашего душевного устремления, называемого патриотическим чувством. В современном мире человек уже меньше привязан к земле; он легко срывается с места и, в результате, теряет свои исторические и культурные корни. Патриотизм перестаёт быть чем-то интуитивно понятным как в себе самом, так и в тех людях, что тебя окружают. Возникает необходимость рационального осмысления понятия патриотизма.
Конечно, это – определённый кризис, но связан он лишь с деформацией, а не утратой патриотического чувства. У разных людей оказываются совершенно разные представления о патриотизме. Они не совпадают друг с другом, отсюда рождаются непонимание и взаимные подозрения в отсутствии патриотизма. Быть может, иногда человек, утверждающий, что он – патриот, действительно просто лжёт, преследуя отнюдь не благовидные цели, но в большинстве своём люди, заявляющие о своём патриотизме, искренно считают себя патриотами. Остаётся лишь понять, что они вкладывают в это слово.
На сайте «Культуролог» был проведен опрос. Посетителей сайта попросили ответить, как, по их мнению, должен проявляться подлинный патриотизм?
В определённой степени любой опрос это – маленькая манипуляция: поле возможных ответов заведомо ограничено, а варианты ответов чаще сковывают мышление, чем его развивают. Понимая это, в опросах «Культуролога» мы стараемся учесть все осмысленные варианты, а также всегда включать опцию «Другое», позволяющую человеку не согласиться не с одним из предложенных редакцией ответов.
Какие же ответы были предложены? На наш взгляд, люди могут считать, что подлинный патриотизм проявляется, прежде всего:
• в заботе о гражданах страны;
• в верности культурно-исторической традиции;
• в наращивании государственной мощи;
• в поддержке государственной власти;
• в защите суверенитета и государственной чести.
В качестве дополнительных опций были предложены варианты ответов: «Другое» и «Патриотизм – последнее прибежище негодяев, и проявляться не должен».
Почему были предложены именно такие формулировки? Например, «забота о гражданах страны» или «наращивание государственной мощи» – это ведь политические задачи, которые может ставить и решать только государство, а патриотизм – это сугубо человеческое, личное и довольно интимное чувство? И да, и нет. Во-первых, патриот должен понимать, что именно в государственной политике он поддерживает, или решение каких политических задач он признает правильным с точки зрения своей патриотической позиции. А во-вторых, деятельность любого из нас – это маленький ручеёк, способный стать частью мощного потока, определяющего направление общих усилий страны. Когда в СССР проводилась индустриализация, масса людей считали, и совершенно оправданно, что их деятельность способствует наращиванию государственной мощи, и это было реализацией их патриотического чувства. Сегодня, поддерживая закон об иностранных агентах, граждане проявляют заботу о защите государственного суверенитета и чести родной страны, и это также проявление их патриотизма.
Каковы же итоги опроса? Распределение ответов таково:
Честно говоря, результат меня очень обрадовал. На первое место вышел ответ, который я сам считаю единственно правильным.
Наша верность принадлежит не просто государству Россия, каким бы оно ни было. Россия имеет сложную историю, но стержень её – это Православие, и только вокруг этого стержня может существовать подлинная Россия. Чем дальше от Православия, тем больше лжи. Однажды нам могут предложить выбор: или Православие – или государственная мощь, полнота государственного суверенитета, благосостояние граждан, да мало ли что…
И что мы тогда выберем? Что подскажет наше патриотическое чувство?
Чтобы быть готовым к подобному выбору, надо четко дать себе отчёт, что для меня является главным проявлением патриотизма? Или: патриотом какой России я являюсь?
А главное: ситуация с выбором может быть неочевидной. Мы можем не заметить, как нашим патриотизмом воспользуются, чтобы снова протащить что-либо, совершенно чуждое нашей традиции и культуре. Вероятность подобного развития событий весьма велика. Единственный способ не допустить подобного: разобраться в собственном патриотизме. Так мы лишим потенциальных манипуляторов удобной кнопки, нажимая на которую они сейчас могут получить нужный им результат. Политикам придётся доказывать свой патриотизм на деле, поскольку мы перестанем довольствоваться голой риторикой и чисто символическими действиями.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»