Еще вчера вечером в адрес редакции поступило письмо от прозаика Алексея Михеева, который был членом счетной комиссии. «Жюри проголосовало все-таки за книгу архимандрита Тихона, а узкий курултай пренебрег мнением рядовых членов жюри?! Вот это номер! И эти люди еще возмущаются Владимиром Чуровым! Какую же надо иметь совесть, чтобы подтасовав голосование, представлять себя «борцами за справедливость»! Тут можно только вспомнить фразу, приписываемую нелюбимому герою нашей либеральной интеллигенции Иосифу Сталину: «Не важно как проголосуют, важно как посчитают». Воистину, дорогой товарищ Сталин, мы, «болотные люди» – Ваши лучшие ученики!». «Те, кто руководил голосованием, совершили подлог».
Если это в адрес счетной комиссии, то, стало быть, и в мой. Если уважаемый автор хочет свидетельство из первых рук, прошу обращаться. Безусловно, в том случае, если СОВЕСТЬ есть у него. С уважением, Алексей Михеев».
Странная претензия, уважаемый Алексей. Я ведь только привел данные из статьи в «АиФ», которые заставляют подозревать подлог. Я высказал предположение, что это может быть опечаткой, но несколько дней висит статья, а опечатку никто не собирается исправлять.
Но вот наконец, после моей статьи заметили и исправили. О чем мне сообщили из пресс-службы премии «Большая книга».
Сегодня редакция РНЛ получила письмо: «Уважаемые коллеги, добрый день! Меня зовут Елена, я пресс-секретарь литературной премии "Большая книга".
У меня к Вам огромная просьба внести правку в материал «Кому угодно, только не Тихону»... Дело в том, что в статье "Аргументов и фактов" "«Большая книга» большому писателю. Даниил Гранин стал лауреатом самой статусной премии" были приведены неверные цифры. Мы прислали в редакцию данные голосования жюри премии согласно протоколу (у нас на сайте уже выложены результаты голосования жюри) и попросили внести правку в предложение: "Итоги основной премии определяло жюри, состоящее из нескольких десятков писателей, журналистов, критиков, филологов, преподавателей. 68 голосов — за архимандрита Тихона, 58 – за Гранина". Автор материала внес исправления:
Итоги основной премии определяло жюри, состоящее из нескольких десятков писателей, журналистов, критиков, филологов, преподавателей. 555 баллов набрала книга архимандрита Тихона, 612 – роман Даниила Гранина. Между ними Попов и Кабаков (595), Степнова (589) и Андрей Дмитриев «Крестьянин и тинейджер» (568 баллов).
Убедительно просим Вас внести правку в материал Вашего сайта, в частности, в абзац: "Но самое таинственное место в статье Копыловой вот это: «Итоги основной премии определяло жюри, состоящее из нескольких десятков писателей, журналистов, критиков, филологов, преподавателей. 68 голосов — за архимандрита, 58 — за Гранина». Причем, эти слова остались и в отредактированном варианте статьи на официальном сайте!", поскольку материал на сайте уже исправлен.
Большое Вам спасибо!
С уважением, Пресс-центр Национальной литературной премии "Большая книга"».
Значит, все-таки опечатка. Ну, слава Богу, что так.
Хотя недоумение остается. Ведь журналистка Копылова в статье в «АиФ» говорит о голосах членов жюри: 68 голосов – за архимандрита Тихона, 58 голосов – за Д.Гранина. А в разъяснении пресс-службы речь идет о баллах. Может быть, голоса разных членов жюри оценивались по-разному? И в итоге получилось то, что получилось. Ведь откуда-то взяла свои цифры журналистка «АиФ». Не выдумала же она их сама. Почему-то пресс-служба не сообщила о том, сколько человек проголосовали за каждое произведение, как, например, известно из результатов читательского голосования. Так ведь было бы понятнее.
Ну да ладно. Суть-то дела от этого не меняется. А суть такова: Национальная литературная премия «Большая книга» 2012 года войдет в историю, как премия, не заметившая главное литературное событие года и отдавшая предпочтение откровенно блеклым произведениям, которые уже сейчас привлекают мало внимания читательской аудитории. Думаю, самим членам жюри будет стыдно (а кому-то, надеюсь, уже стыдно), ведь свое решение они приняли по соображениям к литературе никакого отношения не имеющим.
Вы, господа, любите повторять, что вы хлопочете о свободе личности, о независимости от власти различных общественных институтов (суда, прокуратуры, культуры, в том числе и литературы). Но сами вы на поверку оказались рабами общественного мнения. Только этим я могу объяснить (кроме обычной человеческой зависти) позицию тех, несомненно, профессиональных людей, которые проголосовали против книги отца Тихона (Шевкунова). Они элементарно побоялись, что о них скажет «прогрессивное западное общественное мнение», которое уже возвело непотребных девок из панк-группы в ранг «мучениц демократии».
Ну что ж, это ваш выбор, господа. Но только не удивляйтесь, что к вашим словам не будет доверия, когда вы будете говорить, может быть, о чем-то важном и злободневном. Как писал мудрейший Козьма Прутков «Единожды солгавши, кто тебе поверит?».
Кстати, на важный момент обратила внимание красноярская писательница Валентина Майстренко в письме ко мне: «Шевкуновская премия, которую постарались не дать, пошла бы на строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских». Да, господа - члены жюри, а среди вас, знаю, есть и люди православные, и за это вам придется ответить на самом нелицеприятном, самом главном суде, который будет в жизни каждого человека.
Гл. редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов