Отвечая на вопрос одного из телезрителей о том, существует ли заговор против Церкви, Патриарх констатировал очевидный факт: «вражда против христианства возникла не сегодня, не вчера, не в ХХ, не в XIX, не в XVIII, не в XVII веке, как иногда считают, но как только Христос вышел на проповедь, появились люди, которые не могли принять Его проповедь. По разным причинам — в первую очередь, для многих это был вызов их мировоззрению, их образу жизни, понимаемому ими религиозному началу; это был вызов невероятной силы».
«В самом деле, люди привыкли именно в исполнении обрядов, внешних законов и предписаний усматривать способ и средства спасения. И вдруг приходит Некто, кто говорит: все это не имеет решающего значения. Можно исполнять тщательно предписания — и быть подобно гробам, внешне покрашенным, а внутри исполненным мерзости. Могла эта проповедь понравиться тем, кто именно внешний фасад защищал более всего, стремясь тщательным, скрупулезным исполнением закона обеспечить себе спасение? А были и те, кто в проповеди Христа видел угрозу национальным интересам, общественному спокойствию. Ведь недаром первосвященник Каиафа сказал, пророчески сказал: "лучше одному человеку умереть, чем пострадать всему народу" (см. Ин. 11:49-52). Но Господь пострадал не только за народ иудейский. Он пострадал за весь род человеческий — один, безгрешный, за всех. Каиафа, конечно, вкладывал иной смысл в свои слова, опасаясь, что проповедь Христа Спасителя может изменить до неузнаваемости жизнь народа. А как римляне на это отреагируют? А будет ли соблюдена и сохранена некая автономия жизни иудейского народа?» - задается вопросом Его Святейшество.
Другими словами, продолжил он, «с первых дней проповеди Христа Спасителя были враги — те, кто сознательно эту проповедь не принимал». «И ничего нового сегодня не происходит, потому что в течение двух тысяч лет всегда находились те, кто был принципиально не согласен с этой проповедью и кто боролся с Христом и с Евангелием. Разными способами — клеветой, провоцированием расколов и разделений, провоцированием негативной, подчас враждебной реакции властей, что приводило к гонениям. За эти две тысячи лет было столько всего, что, если бы не сила Божия, то от христианства, наверное, ничего бы не осталось — такой силы бывал натиск», - добавил Патриарх.
«Мы совсем еще недавно переживали совершенно особую историческую эпоху, когда атеизм, отрицание Бога, в том числе христианства, считался единственно правильной и научно обоснованной доктриной, на основе которой строилась не только идеология и воспитание огромного народа, но и политика. Всякая защита, особенно ревностная защита Евангелия, христианских ценностей, проповедь, распространение знаний о Христе пресекались как опасные для государства деяния — ну чем же не Каиафа с его синедрионом? И сегодня есть люди, которые принципиально не согласны с тем, что написано в Евангелии, которые принципиально не согласны с тем, что проповедует Церковь. Эти люди объединяются. Вы спрашиваете: кто? Да внимательно посмотрите на наши газеты, журналы, телевизионные каналы, и вы увидите, вокруг каких изданий группируются те, кто использует разного рода клевету и ложь для того, чтобы скомпрометировать Церковь и отвратить от Церкви людей. Честные люди не могут понять: ну как же так, ведь это настолько очевидно — злоба, клевета, необъективность, ломятся, как говорится, в открытую дверь, повторяя одни и те же обвинения в адрес Церкви. Все это так очевидно — как же людям не стыдно? Совсем не стыдно, потому что многие видят в этом цель своей жизни», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.
Также он сказал, что «Церковь не согласна с теми, кто в Бога не верит и Христа не признает, но разве в Церкви есть стратегия борьбы с этими людьми?» «Разве есть организации, которые бы клеветали, выступали против отдельных личностей, инициировали кампании в средствах массовой информации, направленные на дискредитацию тех, кто с Церковью не согласен? Ничего подобного нет. Церковь ни на кого не нападает и не создает никаких стратегий — она просто положительно свидетельствует о том, о чем призвана свидетельствовать. В этих разных подходах и выявляется суть всей проблемы. Мы проповедуем Христа распятого и Воскресшего, мы проповедуем Божию правду, а значит, не можем использовать средства, которые против нас употребляют те, для кого этой Божией правды не существует, потому что они выступают с принципиально иных позиций», - продолжил Патриарх.
Он задается вопросом: «Каким же должен быть ответ христианина на все эти антицерковные кампании?» Чтобы ответить на этот вопрос, Предстоятель зачитал одно письмо, которое он получил из города Великие Луки Псковской области от Василия Васильевича Абрамова: «Ваше Святейшество, я где-то прочитал, что Пушкин после беседы с одним из декабристов, кажется, с Пестелем, записал его слова, которые поразили поэта. "Умом я понимаю, что Бог существует, — сказал Пестель, — но сердце говорит другое". Обычно утверждают наоборот: "сердцем я верю, а умом сомневаюсь". Как Вы к этому относитесь? Какое утверждение более верное и точное?»
«Думаю, что Василий Васильевич Абрамов, цитируя Пестеля, помогает и нам понять, что происходит в душах тех людей, которые не принимают Бога и не принимают Евангелие, и в каком-то смысле помогает понять, что мы должны делать в своей жизни, чтобы ответить на всю ту хулу, которая обращается в наш адрес. Пестель дал очень точный диагноз душевного состояния того, кто даже умом признает бытие Божие, а душой, сердцем, всем образом своей жизни не может согласиться ни с Богом, ни с Его законом. В самом деле, очень часто современные критические высказывания в адрес Церкви звучат так: «Я не против Бога — я против Церкви, то есть я против того, что Церковь говорит о Боге, против проповеди о Боге, против проповеди о Христе». И происходит это именно потому, что в этой проповеди, как и во времена Самого Господа и Спасителя, — вызов людям, которые не желают жить по Божиему закону. Все внутреннее состояние человека противоположно тому, что Бог сказал людям; противоположно не только доктрине — противоположно указаниям на то, как нужно строить свою жизнь. Ну, привык человек грешить, блудить, считает это нормой своей жизни, считает это важной частью своей жизни. Открывает Евангелие — а там слова, которые убийственны для человека, живущего именно так, а не иначе, если он серьезно захочет эти слова принять и им последовать. Именно эта внутренняя несовместимость и порождает такое неприятие. Состояние души есть непременное условие богопознания. "В злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху" (Прем. 1:4). И если человек живет во власти греха, если он интеллектуально готов защищать такой образ жизни, а не другой, то он будет бороться с каждым, кто живет иначе и особенно с теми, кто проповедует иной образ жизни», - отметил Патриарх.
По его словам, ответ Церкви состоит в том, чтобы «возрастать в вере, чтобы религиозный образ жизни становился нашим образом жизни, чтобы мы никогда не теряли способность различать добро и зло в соответствии с тем, как мы научены Самим Господом и Спасителем». «Наша задача заключается в развитии положительного свидетельства о Евангелии и словом, и делом. На каждой роток не накинешь платок. Не нужно на каждого огрызаться и с каждым спорить, хотя некоторые вызовы, обращаемые к Церкви, требуют ответа — с тем, чтобы не соблазнялись люди; и каждый христианин в меру своих сил обязан отвечать. Но не нужно сердце свое отдавать этой борьбе, нужно хранить себя во внутренней чистоте и духовном спокойствии. Святые отцы, полемизируя с язычниками или еретиками, сохраняли внутренний мир», - продолжил Предстоятель.
«Это внутреннее спокойствие в душе, в отношениях между христианами, спокойствие во внутренней жизни Церкви является самым сильным ответом. Не будем суетиться, не будем будоражить себя, но вместе с тем будем хранить бдительность и способность защитить слово Божие и Церковь. Самая главная задача заключается в том, чтобы нападки на Церковь не разрушали нашего внутреннего состояния и не помрачали нашего христианского образа жизни», - подчеркнул Патриарх Кирилл.