В начале ноября 1912 года 24-летний Дейл Карнеги приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Юношеской христианской ассоциации (YMCA - Young Men’s Christian Association), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция YMCA стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах YMCA соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой. В том же году молодой лектор организовал компанию Dale Carnegie Training.
В 1922 году одним из главных маркетинговых ходов Карнеги было изменение написания своей фамилии с Carnegey на Карнеги (Carnegie), так как в то время на слуху было имя американского миллиардера Эндрю Карнеги.
Деятельность Дейла Карнеги оказалась необычайно успешной. На сегодняшний день созданная им компания Dale Carnegie Training является международной организацией с офисами в более чем в 80 странах мира, имеющей более 2 800 тренеров в своем штате, а его книга «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» вошла в список самых продаваемых книг за всю историю книгопечатания. В России книги Карнеги впервые были изданы в 1989 году, и с тех пор они переиздаются в нашей стране ежегодно. Каждый год в России выходят несколько изданий его книг. Вероятно, Дейл Карнеги является самым издаваемым автором в нашей стране.
Популярность книг Дейла Карнеги до сих пор остается большой загадкой. Его книги написаны методом «копипаст» (анг. copy-paste). Самого же Карнеги можно смело назвать классическим копипастером или, пользуясь немного старомодным языком, компилятором. В книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» он достаточно подробно излагает методы написания этого бестселлера: «Готовясь к работе над этой книгой, я читал все, что смог найти по этим вопросам - все, от статей Дорти Дикс, газетных отчетов o бракоразводных процессах и "Журнала для родителей" до сочинений профессора Сверстрита, Альфреда Адлера и Уильяма Джеймса. B добавление ко всему этому - я нанял специалиста, имеющего опыт исследовательской работы, который провел полтора года в различных библиотеках, чтобы прочитать все, что я мог пропустить, продираясь сквозь дремучие чащи научных трудов по психологии, утопая в сотнях журнальных статей, просматривая бесчисленные биографии, пытаясь установить, как обращались c другими людьми великие люди всех времен и народов. Мы читали исторические жизнеописания всех великих людей от Юлия Цезаря до Томаса Эдиссона. Я подсчитал, что нами было прочитано более сотни биографических работ об одном только Теодоре Рузвельте». Полученную информацию Дейл Карнеги записал на карточках, из которых создал систематизированную картотеку. На основе этих карточек известный манипулятор и написал свои бестселлеры.
Протоиерей Михаил Дронов в статье «Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей» пытается определить, кем же все-таки был этот человек. «Он не ученый, - пишет священник, - не психолог, не врач, не философ; он не партийный пропагандист, не проповедник. Он - практик, который осмыслил составляющие собственного успеха во "влиянии на людей" для удачного бизнеса, и, таким образом, оказался на знамени "американского образа жизни"». Стоит отметить, что отец Михаил в этой статье проделал исчерпывающий богословский анализ творчества Дейл Карнеги, сопоставляя его постулаты с учением Аввы Дорофея. Нельзя не согласиться с досточтимым протоиереем, что «Дейл Карнеги выступает идеологом нравственного сознания, которое слишком далеко ушло от Евангелия».
Философия Дейла Карнеги крайне примитивна.
Он исходит из того, что большинство людей эгоистичны. «Запомните, что говорящий c вами человек в сотни раз более интересуется самим собой, своими желаниями и проблемами, нежели вами и вашими делами. Его собственная зубная боль значит для него много больше, чем голод, уносящий миллионы жизней в Китае. Чирей, вскочивший y него на шее, интересует его еще больше, чем сорок землетрясений в Африке».
Карнеги считает, что большинство людей стремятся к собственной значительности. «Потребность в сознании своей значительности - одно из главных различий между человеческим родом и животными. (…) Если бы наши предки не обладали этим пламенным стремлением почувствовать свою значительность, цивилизация была бы невозможна. Без него мы были бы подобны животным. (…) Если вы скажете мне, благодаря чему вы обрели чувство своей значительности, я скажу вам, кто вы. Это определяет ваш характер».
Главным мотивом человеческих поступков, по мнению манипулятора, являются деньги. «Думайте о том, какое значение для вас имеет выработка большей уверенности в себе и способности более убедительно говорить перед аудиторией. Подумайте, что это может и должно значить в переводе на доллары и центы». «Бесчисленное количество торговцев, благодаря использованию этих принципов (принципов Карнеги. – А.Т.), резко увеличили сбыт своих товаров. Многие из них смогли открыть в банках новые счета, к чему они тщетно стремились в прошлом.
Административным работникам подобная практика принесла рост их авторитета и повышение заработной платы. Один администратор, из числа слушателей наших курсов, рассказывал в последнем учебном сезоне, что его жалование возросло до 5000 долларов в год, в значительной степени благодаря тому, что он стал применять усвоенные на курсах принципы».
Еще один постулат философии Карнеги заключается в том, что людей и их убеждения практически невозможно изменить. «Личность детерминируется наследственностью и окружающей средой, и ее чрезвычайно трудно изменить или улучшить».
Карнеги воспринимает людей не как цель, а как средство. Именно эту установку он стремится выработать у своих читателей. Карнеги предлагает добиваться своего, манипулируя окружающими людьми через их страсти.
Остается только определить, действительно ли Дейл Карнеги не осознавал дегуманистический характер своей философии, превращающей людей из цели в средство, или он просто был изощренным циником.
YMCA, давшую старт публичной деятельности Дейла Карнеги, в то время возглавлял Джон Мотт, который являлся на тот момент национальным секретарем YMCA США и Канады. Естественно, что без поддержки Мотта были бы невозможны лекции Карнеги в стенах YMCA. А тот факт, что к концу первой половины XX века книги Карнеги стали официальными учебниками YMCA, дает все основания утверждать, что великий манипулятор находился под особым покровительством Мотта.
Как известно, именно Джон Мотт ввел в оборот понятие «экуменизм», он же стал первым почетным председателем Всемирного Совета Церквей, а в 1946 году он получил Нобелевскую премию мира за «миссионерскую деятельность». На церемонии вручения премии представитель Норвежского нобелевского комитета Герман Смитт Ингебретсен восторженно отозвался о Мотте: «Он никогда не был политиком, не принимал активного участия в движении за мир. Но он всегда оставался движущей силой, неутомимым бойцом на службе Христа, открывая юным умам свет, который, в его представлении, мог привести мир к спокойствию и людей к взаимопониманию и доброй воле».
А вот как об этом деятеле отзывается известный русский богослов профессор Московской Духовной Академии Алексей Осипов: «Джон Мотт был масоном высоких посвящений. "Вольные каменщики" при поддержке экуменизма преследовали свои цели. И политические, и религиозные». В 1926 году архиепископ Полтавский Феофан выступил с докладом на Архиерейском Соборе РПЦЗ об обществе YMCA. В докладе говорилось, что «по своему первоначальному замыслу, по своей сущности, по своей организации и по целям своей деятельности YMCA, как и Всемiрная Федерация студентов-христиан, есть масонское учреждение, как этого не скрывают и сами руководители этих организаций, – и даже заявляют об этом открыто. Конечно, это не значит, что все члены этих организаций знают об этом и сознают это. Но такова уже тактика масонских организаций, что рядовые члены этих организаций не знают, куда их ведут. Но в этом и заключается особенная опасность этих организаций. Долг пастырей Церкви открыто порвать всякие связи с этими организациями и открыто же предупредить всех верующих сынов Православной Церкви об этом».
«Быть может, - говорилось в докладе, - скажут, что пребывание в Союзе христианской молодежи безопасно для православных молодых людей, так как они находятся под опытным руководством сведущих профессоров. Но прежде всего принципиально невозможны никакие точки соприкосновения, а тем более сотрудничество с организациями явно масонскими, а следовательно, в конечном итоге своем и антихристианскими. А потом, к сожалению, нужно признать, что в действительности эти руководители православного юношества сами оказываются далеко не твердыми в Православии. Доказательством этой мысли могут служить заявления, статьи сочинения профессоров Зеньковского, Карташева, Бердяева и о. С.Булгакова». Владыка также напомнил, что постановлением Карловацкого Всезаграничного Собора от 16 ноября 1921 YMCA признана «явно масонским учреждением».
Обличительное выступление архиепископа Полтавского Феофана, несомненно, связано с тем, что в работе созданного в 1921 году Джоном Моттом издательства YMCA-Press принимали участие многие видные православные клирики и миряне. Однако вопреки решениям Карловацкого Всезаграничного Собора 1921 года и Архиерейского Собора РПЦЗ 1926 года YMCA-Press продолжало вести подрывную деятельность.
YMCA-Press до сих пор пользуется авторитетом среди определенной части православного сообщества. 16 ноября 2012 года в Москве в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошла конференция «"YMCA-Press" в истории русского книгоиздания за рубежом». «Конференция приурочена к 90-летию создания уникального интеллектуального и духовного сообщества, которое не только сохранило в эмиграции традиции русского книгоиздания, но и создало собственное направление в издательском деле: благодаря «YMCA-Press» вышли в свет труды русских религиозных философов, произведения писателей, запрещенных на родине, других деятелей русской эмиграции. «YMCA-Press» имеет самое непосредственное отношение к работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), с издательством сотрудничали прославленные в лике святых мать Мария (Скобцова), Иван Лаговский», - говорится в пресс-релизе конференции.
Никита Алексеевич Струве, возглавляющий «YMCA-Press» почти 50 лет, напомнил историю YMCA-Press. Наталья Дмитриевна Солженицына, поздравив издательство с юбилеем, рассказала о большой части жизненного пути, которая была пройдена семьей Солженицыных вместе с YMCA-Press: именно здесь впервые был опубликован «Архипелаг ГУЛАГ». Сотрудников и авторов YMCA-Press, которые приехали в Москву на юбилей, приветствовали писатель Юрий Кублановский, главный редактор таллинского журнала «Вышгород» Людмила Глушковская, поэт Виктор Леонидов и другие.
На конференции также выступили священник Владимир Зелинский (Брешиа, Италия) и публицист Сергей Бычков, которые на протяжении многих лет сотрудничают с YMCA-Press. Бычков рассказал о «Вестнике РСХД» («Вестник русского студенческого христианского движения». – А.Т.), который выпускало YMCA-Press с 1925 года. Он назвал несколько имен, «запрещенная религиозная деятельность которых» находила отражение в «Вестнике РСХД»: в первую очередь, протоиерей Александр Мень, «который первым понял, что необходимо связать разделенное духовное пространство на Западе и в России»; о. Димитрий Дудко, Глеб Якунин, священник Георгий Кочетков и другие. Как рассказал С.Бычков, в «Вестнике РСХД», каждый номер которого передавался под большим секретом и зачитывался до дыр, публиковались не только очерки и статьи, но и отчеты о подпольных православных семинарах в России. Недаром в КГБ называли «Вестник» «диверсией без динамита» и преследовали за его распространение.
Своими впечатлениями от чтения и сотрудничества с «Вестником РСХД» на вечере поделился священник Георгий Кочетков. По его словам, «Вестник РСХД» открывал для Европы и для русского читателя «новый поток», которым «должны гордиться наш народ и наша страна».
Грустное зрелище представляет собой эта конференция в честь 90-летия YMCA-Press. Как-то древнегреческий драматург и поэт Еврипид проронил: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Действительно, а кого же собрал этот юбилей? Кого смогло объединить известное издательство? Тут публицист «Московского комсомольца» Сергей Бычков, «прославившийся» своими антицерковными статьями, за свои «труды» не раз удостоенный антипремии Клуба православных журналистов. Тут и священник Георгий Кочетков, обновленец и модернист, о котором полно и правдиво высказался Валерий Духанин в статье «Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова», на днях опубликованной на «Русской народной линии». И другие, подобные им. А кто же герои этих людей? Протоиерей Александр Мень, расстрига Глеб Якунин, священник-обновленец Георгий Чистяков. Эти «герои» хорошо известны читателям «Русской народной линии» и в представлении не нуждаются. Так какую же цель преследовало издательство YMCA-Press, публикуя и поддерживая этих людей?!
А что касается связи детищ экумениста и масона Джона Мотта - Дейла Карнеги и YMCA-Press, то в очередной раз нельзя не подивиться точности народной мудрости, - как гласит русская пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
11. Ответ на 3., Субъект:
10. Ответ на 8., Субъект:
9. Ответ на 7., Александр К. (2):
8. Ответ на 6., Александр Тимофеев:
7. На № . Александр Тимофеев
6. Ответ на 4., Субъект:
5. Ответ на 3., Субъект:
4. Re: Симбиотический союз Дейла Карнеги и YMCA-Press
3. Ответ на 2., Александр Тимофеев:
2. Ответ на 1., Александр К. (2):