Демографическая ситуация в районе это один из самых злободневных вопросов, который волнует местных жителей. В настоящее время там проживает около 12 тысяч жителей, и по данным миграционной службы более 5 тысяч мигрантов. Часть из них это мигранты из дальнего зарубежья, те, кто работает на нефтяных проектах, таких например, как месторождение «Чайво», другая часть - это мигранты из Средней Азии, приехавшие на заработки. Ситуация достаточно напряженная и в городе и в районе.
Местные с большим недоверием относятся к приезжим. Во-первых, потому что они забирают у местных рабочие места, готовы работать без трудовых договоров и за копейки. В городе появилась незарегистрированная мусульманская община. Отсутствие внятной миграционной политики приводит к напряженности и к недоверию. Те представители мигрантов, которые были на нашем заседании, говорили о том, что основная их цель - это заработки. Но когда им задали вопрос, готовы ли они остаться на постоянное жительство, то они честно ответили, что если бы им позволило действующее законодательство, то подавляющее большинство из них остались бы на Сахалине. То есть надо понимать, что в любой момент тут может произойти социальный взрыв, потому что четкой политики по отношению к этим людям нет. Нам рассказывали, что одно из предприятий, являющееся субподрядчиком разработчиков нефти, нанимало порядка 1500 мигрантов, а когда пришла проверка миграционной службы, то работодатели отказались от этих людей. А по современному законодательству, касающемуся именно привлечения работников-иностранцев, они являются работниками предприятия только с момента подписания трудового договора, а не с момента начала выполнения своих трудовых обязанностей. Представьте участь полторы тысячи людей (а во всем районе проживает всего 12 тысяч жителей), причем это не пожилые люди и дети, а в основном здоровые молодые мужчины. Подобные факты не дают оснований для позитивных перспектив.
Местные жители, особенно пенсионеры, говорили о своих ощущениях: «мы тут никому не нужны, про людей просто забыли». Например, в этом районе оплата коммунальных услуг в стандартной квартире-«брежневке» равна 8-10 тысяч рублей. Это большие деньги и люди просто не знают, как им выживать. С одной стороны, работу у них забирают мигранты, с другой стороны, цены на все растут, прежде всего тарифы на ЖКХ, цены на продовольствие и бензин. Естественно, люди этим недовольны. Это серьезная проблема.
Существующие в районе диаспоры не имеют регистрации, они все действуют нелегально и совершенно непонятно чем они вообще занимаются. Неизвестно и то, какого направления недавно появившаяся в районе мусульманская община. Не факт, что там призывают к экстремистским действиям, просто ни местная власть, ни органы юстиции об их деятельности ничего не знают. Естественно, что люди беспокоятся по этому поводу. Любой конфликт даже на бытовой почве вызывает у людей определенную реакцию. Это усугубляется и тем, что большинство мигрантов не знают русского языка.
Кстати, не все мигранты и хотят изучать русский язык. Например, в Южно-Сахалинске по инициативе епархии, силами общественной организации Ассоциация Православных учителей Сахалинской области для мигрантов организован клуб по изучению русского языка. Занятия проводятся бесплатно в вечернее время. Пока желающих изучать русский язык всего 14 человек. И это несмотря на такие удобные условия.
На встрече мы, конечно, людей успокаивали, но в то же время, в местном храме служит священник - отец Геннадий, который в свое время был вынужден уехать из Узбекистана. Те, кто сегодня едет в Россию на заработки, в 90-е годы выгоняли русскоязычных людей из Узбекистана, говорили им: «Уезжайте отсюда, вы нам тут не нужны, мы сами здесь построим светлое будущее». А вот сегодня они оказались вместе на Сахалине и непонятно чем все это закончится. У нас состоялся очень обстоятельный разговор, мы попытались найти какие-то механизмы для решения проблем, чтобы не допустить столкновения, общались с представителями диаспор, но этого мало.
Местная и региональная власть просто многие вопросы не может решить, потому, что есть федеральные законы, которым подчиняется муниципальная власть. Понятно, что сегодня государству важно сформулировать внятную миграционную и национальную политику, которая будет не декларативной, а будет иметь механизм реализации. Развитие региона должно осуществляться в интересах местного населения.
Важным событием в поездке для меня лично и для тех, кто участвовал в ней, было крещение представителей тех малых народов Севера, нивхов, которые проживают в этом районе. Их очень мало в Сахалинской области, но как раз они являются коренными жителями. Прихожанка нашего храма в Южно-Сахалинске является как раз из этой народности. Она рассказывала, что общается со своими родственниками и они хотят принять крещение, но никак у них не получается, потому что живут они не в самом поселке, а в своих отдаленных поселениях, по своим традициям. Мы с ними тоже несколько раз общались, но все никак не получалось договориться о крещении. А вот в этот раз мы с местным батюшкой крестили три семьи нивхов, всего 12 человек. Это было настоящим праздником и для этих людей и для нас. Нивхи на протяжении веков проживают на этом острове и вот еще одни представители этого древнего народа приняли таинство крещения.
Впечатления о поездке очень противоречивые. С одной стороны, мы видим финансовый интерес крупных компаний, которые занимаются добычей нефти и газа, интерес чисто экономический, им просто нужна дешевая рабочая сила. А, с другой стороны, мы видим местных жителей, коренное население и тех, кто приехал сюда в начале ХХ века, в советское время, которые сейчас страдают вследствие неразумной миграционной политики. Как это все будет дальше выстраиваться, пока неясно. Это серьезный вызов и для политического руководства страны и для региональной власти. Для нас важно, чтобы интересы тех людей, которые здесь живут уже долгое время, были защищены.
Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
1. Re: «Не все мигранты хотят изучать русский язык»