Высказать мнение о создании Общественного телевидения России, проблемах, которые сопровождают процесс его становления, и перспективах ОТР мы попросили известного священника, настоятеля Леушинского подворья (Санкт-Петербург) протоиерея Геннадия Беловолова.
Идея Общественного телевидения была вброшена в общественное сознание в период предвыборной кампании, что, было очевидно сразу, носило характер чисто агитационного жеста в пользу главного кандидата на пост Президента. По завершении предвыборного сценария идея оказалась не нужной, ибо очевидно, что никакая власть по природе не нуждается в независимых публичных институтах. Телевидение в наше время – это если использовать средневековую терминологию, «служанка власти», причем самая верная и надежная.
Изначально было непонятно, что вообще означает этот словосочетание - «общественное телевидение». Никто до сих пор так не дал дефиниции этого понятия. Поэтому апелляция к экономическим проблемам не указывает главную проблему создания Общественного ТВ. Я не могу себе представить, чем собственно это телевидение будет отличаться от других каналов, как народ сможет себя через него выразить свое мнение? В первом ряду будут все те же знакомые лица: Познер, Соловьев и Ксения Собчак. Лично я с самого начала воспринял эту идеи как чистую демократическую пропаганду и сейчас более удивлен тем, что на четверть эфира все-таки денег дали. Думал, что об этом просто забудут сразу же после выборов.
Очевидно, что демократия - это система декораций, которую периодически нужно обновлять, освежать фразеологию, решать мелкие несущественные проблемы, выдавая их за национальные проекты. Вся это происходит потому, что в демократии не содержится никакой идеи и всё сводится к каким-то лозунгам, фразеологизмам, которые ничего не значат и ни к чему не обязывают.
Даже если будет создано общественное телевидение, то, что оно будет показывать, ведь у нас просто нет никакой общественной идеологии. Пусть даже дадут 5-10 миллиардов рублей, пусть даже штаты укомплектуют лучшими журналистами, и оно будет вещать 24 часа в сутки, но что дальше?! Что будет отражать это телевидение, если у общества нет идеи?
Общественное телевидение будет выражать ту же пустоту, что и остальные каналы, получится очередной канал «пустовидения». Поэтому начинать надо с создания здоровой национальной идеологии. Исторический нонсенс состоит в том, что государство уже более 20 лет существует без идеологии. Долго оно так не может существовать, потому что такая пустота ведет к историческому небытию.
Вот показательный пример. В начале года президент Медведев объявил наступивший год Годом русской истории. Теперь скажите, когда и на каком канале была отражена эта программа, много ли эфира было заполнено этой темой?! Провозглашенная замечательная патриотическая идея была успешно провалена. В целом народ так и не вспомнил, что у него за плечами 1150-летняя история, объединяющая три разделенных государства Россию, Украину, Белоруссию.
Поэтому я в отношении этого проекта Общественного телевидения являюсь принципиальным скептиком. Будет оно или не будет, в принципе, ничего не изменится.
Открытие же нового канала ничего нам не сулит просто потому, что ему нечего выражать.
Возможно, кто-то во власти понял, что Общественное телевидение будет просто копией одного из уже существующих каналов и пустой тратой денег, потому и решили на этом деле сэкономить. В целом, большинство народа как смотрело, так и будет смотреть программу «Время» и «КВН».
Вместо открытия этого канала я бы, во-первых, предложил наоборот закрыть ряд одиозных, вызывающих общественное раздражение каналов, которые просто оскорбляют общественную нравственность, оскорбляют чувство человеческого достоинства, ежедневно разлагают миллионы людей. Это было бы более продуктивно и сэкономило бы колоссальные суммы.
А во-вторых, нам нужно не «общественное», а национально-патриотическое телевидение, которое бы выражало наши заветные исторические идеи, которыми жила Россия в течение своего 1000-летного бытия. Я бы сказал, что нам нужно телевидение святого князя Владимира, телевидение Александра Невского и Дмитрия Донского, телевидение Минина и Пожарского, телевидение Петра Первого и Николая Второго...
1. Телеэкран - кафедра