Вчера закончился визит президента Украины Виктора Януковича в Катар. Основная цель визита - договоренности по поставкам катарского сжиженного газа на Украину в обмен на украинское продовольствие и сырье для металлургии. На первый взгляд новость, хоть и из неприятных для российского Газпрома, но из разряда чисто экономических. На деле, все сложнее.
Вначале об экономической составляющей. Украина, вместо того чтобы войти в Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном, судорожно ищет иные пути удешевления российского газа или способа его замены. В идеале украинскому руководству надо также блокировать строительство газопровода «Южный поток», способного, вкупе с «Северным потоком», оставить Украину не только без дешевого газа, но и без доходов от транспортировки российского газа в Европу. И Катар, для решения этих задач, может рассматриваться как оптимальный партнер. Маленький газовый гигант сделал ставку в развитии стратегии поставок своего газа на транспортировку его в сжиженном виде. Основным рынком сбыта должны были стать США, для чего Катаром и его американскими партнерами был создан крайне дорогостоящий флот специализированных танкеров и цепь терминалов по приемке сжиженного газа и его преобразованию на Восточном побережье Америки. Затея потребовала огромных затрат, но выход на американский рынок оказался проблематичным. Высокие цены на энергоносители сделали рентабельной для США добычу собственного сланцевого газа, в связи с чем американцы в ближайшее время могут превратиться из крупного импортера газа в его экспортера. Катарские терминалы на американском побережье законсервированы, а рынки для реализации газа приходится искать на других направлениях. Лучший рынок для этого - Европа, а самый выгодный маршрут (через комбинированную поставку суша/море в обход Ормузского пролива и берегов Ирана) - Сирия-Средиземное море-ЕС.
Дальше начинается геополитика. Именно необходимость пробивки транспортного коридора, а не радикально-исламистские взгляды катарского эмира, является главной причиной того, что Катар стал основным, на пару с Саудовской Аравией, спонсором гражданской войны в Сирии. Для того чтобы проект был реализован на прочной основе, нужно иметь контрольный пакет в стране транзитере (Сирии), а для этого необходимо свергнуть проиранский и пророссийский режим Башара Асада и посадить в Дамаске свою марионетку, в идеале исламиста. В этом планы «демократов» из средневековых монархий Персидского залива и «прогрессивной общественности» в лице Америки совпали. В этом же секрет двухлетнего конфликта в Сирии, незатихающего, несмотря на то, что власть в Сирии доказала свою устойчивость.
Для того чтобы свергнуть Асада, надо блокировать его поддержку, а для этого надавить на Россию. Для того чтобы сбить цены на российский газ Украине и блокировать «Южный поток» надо также давить на Россию, а для этого заполнить альтернативным топливом украинскую газотранспортную систему (в т.ч. и для поставок в Европу). Поставки катарского газа через южноукраинские порты способны удовлетворить не только потребности Украины, но и заменить собой российский газ на рынке Европы. Интересы сходятся, схема красивая. Россия при этом должна понести серьезнейшие потери, причем, не только в экономике, но и на международной арене, - война в Сирии лишь прелюдия к большой войне в Персидском заливе, с очень неприятными для нас и Китая последствиями.
До сих пор России удавалось не допустить реализации этих планов. Режим Асада удерживает власть. Катар не смог договориться о строительстве своего терминала по разжижению газа в Италии. Испания недавно отказалась финансировать строительство подобного же терминала в Одессе. Вопрос о том, были ли инфраструктурные неудачи Катара и Украины вызваны заинтересованным участием России, остается открытым. Важно, что сейчас эта крайне невыгодная для России игра получает свое развитие.
Еще в марте этого года украинский премьер Азаров ездил в Катар обговаривать газотранспортный вопрос. Тогда не вышло, слишком велики оказались геополитические риски, возможно, поэтому Турция заняла недружественную позицию по пропуску катарских танкеров через Босфорский пролив. Да и перезагрузка, одним из условий которой была пассивность Америки на российско-украинском направлении, еще не совсем выдохлась. Без участия и гарантий со стороны глобальных модераторов такие сделки заключаться не могут, - на кону не только мелочевка в виде украинских проблем, но и передел всего европейского рынка энергоносителей, а это совсем другой уровень финансовых и геополитических интересов. На каких условиях нужные гарантии были даны сейчас, мы не знаем. Ясно, однако, что временно дешевый газ из Катара это сыр в мышеловке.
Похоже, что в итоге руководство Украины влезло в большую антироссийскую геополитическую игру. На правах шестерки. Чьи интересы, в случае российских контрходов, будут принесены в жертву какой-нибудь очередной перезагрузке.
Константин Новиков, зам. гл. редактора «Русской народной линии»
1. Re: Участвует ли Янукович в геополитической игре против России?