Прокомментировать интервью заслуженного учителя корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полностью согласен с тем, что «надо остановиться, взять своего рода стратегическую паузу, чтобы понять, где мы находимся».
«Всех тонкостей реформы я, к сожалению, не знаю, но вижу, что она вызывает самые разноречивые мнения. Мне приходилось слышать весьма критические суждения о ней. Как и большинство, я тоже могу сказать, что все неправильно делается. Но это будет, скорее, обычное житейское мнение. Я согласен с этим, скорее, на интуитивном уровне. Действительно уровень образования падает. Как-то это, конечно, связано и с проводимыми реформами. Но есть более общие причины. Сама наша жизнь какая-то некачественная – мы залгались, заворовались, потеряли честь. Общество отказывается от стержневых элементов жизни – что всем понятны, интуитивно всеми принимаются, которые собственно и делают нас людьми. Расшатались, что называется, морально-нравственные устои. Все это сказывается и на наших детях. Ведь у нас много замечательных опытных учителей, а выход получается худой. Дети развращаются массовой культурой, захватываются этим потоком, забивающим голову», - сказал священник.
«Я вижу страдающих педагогов, которые подвергаются безжалостному воздействию системы. Увы, это все та же максимально формализованная, бюрократическая чиновничья система, как и раньше, все под себя подминающая. В доминировании этой самой "системы" я вижу главную опасность для нашего общества, в частности и для образования», - заключил отец Борис.
Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, заметил, что «для каждого педагога, имеющего фундаментальное образование, очевидно, что в советское дореформенное время в образовании действовали еще христианские антропологические установки. Да, действовали, скорее, по инерции, постепенно теряя влияние. Но сейчас они перестали вообще осознаваться и исчезли вместе с культурой».
«В настоящее время в качестве обоснования получения образования выдвигается возможность извлечения материальных благ. Ради этого слепо и безрассудно копируются западные образовательные стандарты, которые, как кажется, позволят получать больше материальных ценностей. Это бездуховный путь в никуда. С положениями, высказанными в данном интервью, я в принципе согласен. Чем дальше идет реформа, тем очевиднее, что это, по крайней мере, ошибка. Действительно нужно остановиться, чтобы тщательно проанализировать ситуацию и постараться исправить ее», - считает пастырь.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что еще рано судить о результатах этих реформ. «Любые преобразования не могут всеми восприниматься одинаково. Сам процесс реформирования был запущен не очень давно и в значительной степени был связан с унификацией и стандартизацией системы образования. Предполагалось, что ЕГЭ создаст одинаковые стартовые возможности. Окончательные выводы делать еще рано. Конечно, отношение к образованию как к сфере услуг – это принципиально новый подход. Но он продиктован изменившимися условиями, – в частности, требованием конкурентоспособности выпускников. Но все равно очень многое будет зависеть от педагогов. Если будут хорошие педагоги, то будет и качественное образование. Никакие реформы повредить этому не смогут», - полагает священник.
Главная проблема, по его мнению, это удаление из образования воспитательного компонента. «Без этого действительно образованием заниматься невозможно. Одно только интеллектуальное развитие приведет к появлению таких людей, которые будут решать только проблемы прагматического характера – как делать карьеру, как устроиться в жизни, но для которых ничего не будут значить понятия Родины, семьи, нравственности. Если этого не будет в системе образования, она обречена на провал. Именно эта сторона преобразований вызывает наибольшую тревогу», - заметил он.
«Другой вопрос, что хорошее качественное образование во многом зависит и от мощной государственной поддержки, в том числе и негосударственной сферы образования. Сейчас же речь идет скорее о дискриминации этой сферы в финансовом плане. Я бы не боялся самого процесса реформ, а старался бы направить его в русло, в котором образование могло бы стать качественным и помочь человеку найти себя и быть полезным свое стране», - заключил отец Андрей.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, отметил, что заслуженный педагог абсолютно прав в своих наблюдениях и выводах: «Действительно, опытные практикующие педагоги отстранены от решения вопросов, касающихся перспектив образования. То, что образование низводится в сферу услуг, в сферу потребления, свидетельствует, что это движение к закату, к ликвидации его как обществообразующей силы. Это фактически ниспровержение тех принципов, которые породили великую русскую науку, развивавшуюся в совершенно иной системе парадигм. Уровень тех, кого выпускает сегодня высшая и средняя школа, несопоставим с уровнем советским, не говоря уже о дореволюционном. И вот мы дожили до того, что закупаем на Западе технологии, которые там создаются выходцами из бывшего СССР. Вместо того, чтобы создавать систему образования, которая могла бы вобрать в себя опыт как дореволюционной, так и советской школы, нам навязывается разрушительная «оранжевая» революция в образовании. Это реальная катастрофа».
«И это происходит не только в образовании, - продолжил отец Лаврентий. – Законодатели не прислушиваются к мнению своих избирателей и по вопросу ювенальной юстиции, и по другим вопросам. О каком-либо развитии образования говорить не приходится, - скорее о метастазах. Требуется срочное лечение – не менять всю систему, а сохранить все лучшее, что было до ЕГЭ, и проводить модернизацию на этой основе. Но для этого должно быть принципиально пересмотрено отношение к образованию. Крайне важны для России школы с этнокультурным и религиозным компонентом. Закрывать их – просто безумие. Для всего научно-педагогического сообщества очевидно, что все эти реформы наносят образованию только вред. Зачем же их так упорно продвигать? Это уже вопрос к нашим законодателям».
«Интервью заставляет общество задуматься над конкретной проблемой: никаких полезных плодов эти реформы не принесли, никаких перспектив тоже нет. Понятно, почему многие представители наших элит предпочитают учить своих детей за границей. Но почему при этом они настаивают на реформах образования не в том направлении, которое предпочитали бы для собственных детей? Это внутреннее противоречие заставляет серьезно задуматься над многими вещами, в том числе и о кардинальном изменении государственной политики по многим направлениям», - заключил иеродиакон Лаврентий.