«Чем дальше идет реформа, тем очевиднее, что это, по крайней мере, ошибка»

Православные священнослужители о реформе образования

Закон об Образовании в РФ 
0
567
Время на чтение 5 минут
Как сообщалось, известный российский педагог, заслуженный учитель России и член Общественного совета Минобрнауки РФ Сергей Рукшин выступил с жесткой критикой последних реформ в сфере образования, отметив, что в этой области мы приблизились уже к точке невозврата. Поэтому стране жизненно необходимо дать образованию и науке передышку и ввести мораторий хотя бы на два года на какие бы то ни было реформы. А вместо них, произвести ревизию итогов десятилетних реформ. «Если бы руководство страны признало реформы в образовании ошибкой – насколько бы оно повысило свою репутацию в родительских кругах и во всем научно-педагогическом сообществе! Это важнейший политический шанс, который Россия не должна упустить, – консолидация нации вокруг проблем образования и науки для обеспечения инновационного высокотехнологичного развития страны», - резюмировал С.Рукшин.

Прокомментировать интервью заслуженного учителя корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полностью согласен с тем, что «надо остановиться, взять своего рода стратегическую паузу, чтобы понять, где мы находимся».

«Всех тонкостей реформы я, к сожалению, не знаю, но вижу, что она вызывает самые разноречивые мнения. Мне приходилось слышать весьма критические суждения о ней. Как и большинство, я тоже могу сказать, что все неправильно делается. Но это будет, скорее, обычное житейское мнение. Я согласен с этим, скорее, на интуитивном уровне. Действительно уровень образования падает. Как-то это, конечно, связано и с проводимыми реформами. Но есть более общие причины. Сама наша жизнь какая-то некачественная – мы залгались, заворовались, потеряли честь. Общество отказывается от стержневых элементов жизни – что всем понятны, интуитивно всеми принимаются, которые собственно и делают нас людьми. Расшатались, что называется, морально-нравственные устои. Все это сказывается и на наших детях. Ведь у нас много замечательных опытных учителей, а выход получается худой. Дети развращаются массовой культурой, захватываются этим потоком, забивающим голову», - сказал священник.

«Я вижу страдающих педагогов, которые подвергаются безжалостному воздействию системы. Увы, это все та же максимально формализованная, бюрократическая чиновничья система, как и раньше, все под себя подминающая. В доминировании этой самой "системы" я вижу главную опасность для нашего общества, в частности и для образования», - заключил отец Борис.

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, заметил, что «для каждого педагога, имеющего фундаментальное образование, очевидно, что в советское дореформенное время в образовании действовали еще христианские антропологические установки. Да, действовали, скорее, по инерции, постепенно теряя влияние. Но сейчас они перестали вообще осознаваться и исчезли вместе с культурой».

«В настоящее время в качестве обоснования получения образования выдвигается возможность извлечения материальных благ. Ради этого слепо и безрассудно копируются западные образовательные стандарты, которые, как кажется, позволят получать больше материальных ценностей. Это бездуховный путь в никуда. С положениями, высказанными в данном интервью, я в принципе согласен. Чем дальше идет реформа, тем очевиднее, что это, по крайней мере, ошибка. Действительно нужно остановиться, чтобы тщательно проанализировать ситуацию и постараться исправить ее», - считает пастырь.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что еще рано судить о результатах этих реформ. «Любые преобразования не могут всеми восприниматься одинаково. Сам процесс реформирования был запущен не очень давно и в значительной степени был связан с унификацией и стандартизацией системы образования. Предполагалось, что ЕГЭ создаст одинаковые стартовые возможности. Окончательные выводы делать еще рано. Конечно, отношение к образованию как к сфере услуг – это принципиально новый подход. Но он продиктован изменившимися условиями, – в частности, требованием конкурентоспособности выпускников. Но все равно очень многое будет зависеть от педагогов. Если будут хорошие педагоги, то будет и качественное образование. Никакие реформы повредить этому не смогут», - полагает священник.

Главная проблема, по его мнению, это удаление из образования воспитательного компонента. «Без этого действительно образованием заниматься невозможно. Одно только интеллектуальное развитие приведет к появлению таких людей, которые будут решать только проблемы прагматического характера – как делать карьеру, как устроиться в жизни, но для которых ничего не будут значить понятия Родины, семьи, нравственности. Если этого не будет в системе образования, она обречена на провал. Именно эта сторона преобразований вызывает наибольшую тревогу», - заметил он.

«Другой вопрос, что хорошее качественное образование во многом зависит и от мощной государственной поддержки, в том числе и негосударственной сферы образования. Сейчас же речь идет скорее о дискриминации этой сферы в финансовом плане. Я бы не боялся самого процесса реформ, а старался бы направить его в русло, в котором образование могло бы стать качественным и помочь человеку найти себя и быть полезным свое стране», - заключил отец Андрей.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, отметил, что заслуженный педагог абсолютно прав в своих наблюдениях и выводах: «Действительно, опытные практикующие педагоги отстранены от решения вопросов, касающихся перспектив образования. То, что образование низводится в сферу услуг, в сферу потребления, свидетельствует, что это движение к закату, к ликвидации его как обществообразующей силы. Это фактически ниспровержение тех принципов, которые породили великую русскую науку, развивавшуюся в совершенно иной системе парадигм. Уровень тех, кого выпускает сегодня высшая и средняя школа, несопоставим с уровнем советским, не говоря уже о дореволюционном. И вот мы дожили до того, что закупаем на Западе технологии, которые там создаются выходцами из бывшего СССР. Вместо того, чтобы создавать систему образования, которая могла бы вобрать в себя опыт как дореволюционной, так и советской школы, нам навязывается разрушительная «оранжевая» революция в образовании. Это реальная катастрофа».

«И это происходит не только в образовании, - продолжил отец Лаврентий. – Законодатели не прислушиваются к мнению своих избирателей и по вопросу ювенальной юстиции, и по другим вопросам. О каком-либо развитии образования говорить не приходится, - скорее о метастазах. Требуется срочное лечение – не менять всю систему, а сохранить все лучшее, что было до ЕГЭ, и проводить модернизацию на этой основе. Но для этого должно быть принципиально пересмотрено отношение к образованию. Крайне важны для России школы с этнокультурным и религиозным компонентом. Закрывать их – просто безумие. Для всего научно-педагогического сообщества очевидно, что все эти реформы наносят образованию только вред. Зачем же их так упорно продвигать? Это уже вопрос к нашим законодателям».

«Интервью заставляет общество задуматься над конкретной проблемой: никаких полезных плодов эти реформы не принесли, никаких перспектив тоже нет. Понятно, почему многие представители наших элит предпочитают учить своих детей за границей. Но почему при этом они настаивают на реформах образования не в том направлении, которое предпочитали бы для собственных детей? Это внутреннее противоречие заставляет серьезно задуматься над многими вещами, в том числе и о кардинальном изменении государственной политики по многим направлениям», - заключил иеродиакон Лаврентий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44