«В результате объединения Беларуси и Литвы получилось бы очень интересное государство (если выбрать правильный формат объединения и не испортить идею на стадии реализации). Такое объединение было бы действительно объединением равных, а не аншлюсом.
И у белорусских элит, кстати, шансов было бы поболее при таком раскладе и в такой перспективе. Нужно брать инициативу в свои руки, а не тащиться на поводу у других. Казалось бы, у "других" больше возможностей, но они и больше наделали ошибок в этом направлении, фактически скомпрометировав идею каких бы то ни было объединений, союзов и пр. Это уравнивает шансы. Они могут объединять теперь только своей силой и нашей слабостью, а мы... Нам бы больше смелости и воли! Нам нужен свой собственный, а не навязанный проект интеграции!» - считает священник.
«А там, глядишь, и Смоленское княжество подтянется, и Брянское. А может, даже и Восточная Пруссия… Ну, если кто-то подписи там начнет собирать, конечно ))) Шутки шутками, но по моему личному скромному мнению, результаты гипотетического референдума о вхождении последних этих земель на правах полноправного элемента трехсоставной конфедерации будут не в пользу Московского княжества. И без них будет неплохо, но если государство станет действительно "Литовским, Русским и Жемойтским" (с учетом поправок на современное значение этнонимов), то будет, естественно, лучше...» - выразил уверенность пресс-секретарь Минского епархиального управления.
Проект протоиерея Сергия Лепина комментирует в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов:
«Этот, с позволения сказать, проект основан на плохом знании истории, если не на историческом невежестве. Разделение древнерусской народности, или более-менее единого восточнославянского мира, представленного различными землями-волостями в период Древней Руси, произошло в результате страшного удара извне - нашествия татаро-монголов и последующих опустошительных набегов степняков на русские земли-княжения, а потом и княжества. Под напором вражеских вторжений погибла древнерусская цивилизация. Тяжким положением Руси того времени воспользовались соседи и растащили русские земли. Поживилась ими и Литва.
Если же обратиться к древнерусскому периоду отечественной истории, когда сохранялась независимость Руси, придется признать, что наши отношения с Литвой были сложными и, порой, довольно напряженными, особенно со второй половины XII века - со времени появления в Прибалтике немецких завоевателей. Местные балтийские и финские племена, конечно, боролись против захватчиков, причем нередко вместе с русскими, но не раз и Литва вступала в соглашения с немцами, нападая на русские земли. Ведь это же факт, что литовцы заключили союз с известным епископом Адальбертом, которому Балтия обязана постройкой Риги. Древние русские летописи прямо говорят о том, что немцы натравливали литовцев на Русь. И это отнюдь не выдумки книжников. Достаточно почитать Ипатьевскую и Новгородскую летописи, чтобы убедиться в многочисленных нападениях Литвы на смоленские, новгородские и даже полоцкие земли, т.е. на те земли, которые сейчас представляет в рамках Русской Православной Церкви пресс-секретарь Минского епархиального управления. Летописи наполнены рассказами о войнах Литвы с русскими землями, включая, как видим, и те земли, которые потом вошли в состав Белоруссии. Отражать эту агрессию литовских племен помогала Северо-Восточная Русь и её князья. Очень много в данном отношении сделал князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Есть серьезные исторические заслуги в этом деле у князя Мстислава Мстиславича Удалого.
Нельзя отрицать, что на исходе I тысячелетия н.э. на Северо-западе существовали тесные отношения между пришедшими в Прибалтику славянами и местными племенами, происходил определенный синтез между балтами и, в частности, восточнославянскими кривичами. Еще в досоветской исторической науке раздавались, по словам П.В.Голубовского (автора превосходной книги по истории Смоленской земли), «мнения, что кривичи не представляют из себя славянского племени или, по крайней мере, не являются смешением славянского элемента с литовским, причем самое имя кривичи готовы были производить от криве, как назывался верховный жрец у литовцев». Некоторые современные археологи полагают, что кривическая культура не чисто славянская, а смешанная культура, славяно-балтийская. Но это на самом раннем этапе славяно-литовских отношений. Последующая история - это история расхождения русского и литовского этносов, перешедшая во взаимное отчуждение русских (включая белорусов) и литовцев. Не случайно со временем Прибалтика стала плацдармом наступления Запада на Россию. Петр I разрешил эту проблему радикальным образом, присоединив ее к России и тем самым укрепив ее международную безопасность. В настоящее время здесь произошел откат к допетровским временам. И в этих исторических условиях о.Сергий предлагает возродить Великое Княжество Литовское. Это, конечно, пустое и смешное прожектерство. Но из него "торчат длинные уши" ненавистника "Московского княжества", т.е. России.
Протоиерей Сергий Лепин страдает исторической беспамятностью. Он забывает о том, каким гонениям подвергалась православная церковь в Литве и Польше. Но, как говорили древние римляне, даже боги не могут сделать бывшее не бывшим. Не можем и мы, православные, забыть прошлое.
Наконец, последнее. Протоиерей призывает к объединению с Литвой, где по статистическим данным католики составляют 79 - 80 % от общего количества населения страны. По-видимому, перед нами экуменист в религии и глобалист в общественной жизни. Храни нас, Господь, от таких пастухов овец Твоих».
3. Re: «Перед нами экуменист в религии и глобалист в общественной жизни»
2. Re: «Перед нами экуменист в религии и глобалист в общественной жизни»
1. Re: «Перед нами экуменист в религии и глобалист в общественной жизни»