Заканчивается год юбилеев двух великих событий в истории нашего Отечества: освобождения Москвы от поляков в 1612 году, что ознаменовало окончание Смутного времени, и отражения наполеоновского нашествия в 1812-м.
«Как, на ваш взгляд, Россия отметила эти годовщины? Запомнилось ли вам что-нибудь из юбилейных событий? Какие, на ваш взгляд, уроки этих судьбоносных лет следовало бы усвоить нынешней России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, напомнил, что, когда в 1612 году из Кремля выходили сдаваться поляки «на милость победителя», они, как и пленные шведы, воистину столкнулись с милостью.
«Произошло небывалое: русские войска начали с ними брататься. На бывших врагов это произвело такое глубокое впечатление, что многие из них вообще остались в России. Отсюда, кстати, у нас многие польские и шведские дворянские фамилии, которые в дальнейшем служили верой и правдой уже Российской короне. Об этом эпизоде не все, к сожалению, знают, но в нём, по-моему, заключается главный урок 1612 года. Этому факту трудно найти аналог в истории. Осознавалось это, примерно, так: всё что между нами было – грех наших ради, теперь же давайте забудем вражду и пусть Христос будет посреди нас. Это в первую очередь, конечно, духовный урок, урок веры. К сожалению, такой финал событий 1612 г. известен, в основном, специалистам. Повествование о нём можно встретить в фольклоре того времени, но, увы, - не в учебниках истории последующих времён. Профессиональные историки не обратили на это серьезного внимания, не увидев здесь каких-либо важных политических или экономических последствий для понимания "исторического процесса"», - продолжил священник.
«Что касается 1812 года, он необыкновенно впечатляет всеобщим единением и воодушевлением от генерала до рядового. Воистину это была отечественная - в полном смысле - народная война. В ней явлено необыкновенное благородство и великодушие. И это тот же урок веры – православное воинство, не ненавидящее врага, а как в Евангелии: «Нет больше той любви, как душу свою положить за други своя». Мне видится это главным! И, по-моему, очевидно, что, в известном смысле, тот же дух был явлен и в Великой Отечественной войне – жертвенность русского солдата, великодушие мирного населения к бывшим пленным немцам, возвращающихся в Германию. Всё это - сокровище нашей истории как духовного опыта!» - подчеркнул отец Александр.
Протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского , считает, что эти юбилеи были вполне достойно представлены в СМИ.
«Нельзя не отметить и очень хорошие исторические реконструкции, особенно Бородинского сражения. Это привлекло внимание очень многих, в том числе детей. Я и сам с удовольствием поучаствовал в этих мероприятиях. По-моему, все прошло замечательно. Главный урок Смутного времени, по-моему, заключается в том, что не надо запускать ситуацию до такой степени, что появляется риск развала государства. Надо учиться запрягать быстрее», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает отрадным, что эти юбилеи отмечаются, и мероприятий было проведено много.
«Отрадно, что Россия помнит эти исторические, а на самом деле – судьбоносные события своей истории. Но, на мой субъективный взгляд, масштаб празднования все-таки не соответствует масштабу самого явления. Тот дух, которым руководствовались наши предки, значительно отличается от того духа, которым мы дышим сейчас – он гораздо выше. Хотелось бы, чтобы мы почувствовали ту удивительную атмосферу веры, верности, мужества, великодушия, самоотвержения, твердости, упорства, доблести, которые были явлены нашими предками. Вот этой полноты я не ощутил, хотя мне очень хотелось бы ошибиться, чтобы оказалось, что на самом деле мы воспринимаем с подлинной глубиной и благодарностью подвиг наших предков», - заключил священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, удовлетворен тем, «как отмечается этот праздник общественностью, причем в сотрудничестве с государственными органами (ведь такие мероприятия, как например, на Бородинском поле, конечно, были согласованы с властями)».
«Отсюда видно, что власти и общественность солидарны в том, что война 1812 года - славная страница нашей истории, когда мы показали, что наше Отечество несет определенную миссию в мире - миссию миротворческую. Люди и даже целые народы и государства, которые имеют непомерные амбиции на мировой арене, могут быть поставлены на место силой нашего духа и силой нашего ратного искусства. 1612 год и изгнание поляков также очень значимое событие и для нашей культуры, и для нашего самосознания. Мне понравилось, что и государство, и общественность в едином порыве осознали необходимость прославлять и показывать народу, в первую очередь – молодежи, что мы не забыли эти подвиги и эти скорби, связанные с лихолетьем Смутного времени. Мы не забыли, что Смутное время разрешилось консолидацией и мобилизацией всех сил общественных и победой над теми, кто пытался воспользоваться этой смутой, чтобы за счет беды, обрушившейся на Россию, укрепить свое собственное самосознание», - продолжил священник.
«Мы воевали собственно не против поляков или французов, но против тех, кто пытается укрепить свое самосознание за наш счет. Я увидел понимание этого в действиях наших властей, увидел в этом и предупреждение на будущие времена - что нельзя основывать собственное самосознание на ущемлении иных наций и культур. Это прозвучало, и это меня порадовало. Я считаю, что в целом это правильная позиция нашего государства, которая была поддержана конструктивной русской общественностью. Дай Бог, чтобы мы были так же едины в действиях, связанных с нынешними искушениями, как мы едины в оценке и прославлении славных событий двухсот- и четырехсотлетней давности», - заключил о. Александр.