В мероприятии примут участие свыше 200 человек из более чем 40 субъектов Российской Федерации. В числе участников — иерархи Русской Православной Церкви, ректоры духовных школ, государственных и негосударственных вузов, представители центральных и региональных органов власти, руководители теологических программ.
Целью форума, посвященного университетскому теологическому образованию в современной России, станет обобщение опыта и выработка мер по расширению преподавания теологии в вузах России на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства.
Начало пленарного заседания 28 ноября в 15.00.
На пленарной сессии выступят помощник Президента РФ А.А.Фурсенко, ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова академик В.А.Садовничий, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, президент Российской академии образования академик Н.Д.Никандров, представители государственной власти, руководители государственных и церковных учебных заведений, руководители теологических программ.
Совещание продолжит свою работу 29 ноября по секциям. Первая секция «Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия» пройдет в конференц-зале Отдела внешних церковных связей, вторая секция «Теологическое образование: от бакалавриата до научного центра» состоится в конференц-зале гостиницы «Даниловская».
Аккредитацию на совещание осуществляет Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Мы попросили сказать несколько слов о предстоящем форуме заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова).
Это совещание - долгожданное и великое событие, как в жизни Церкви, так и в жизни страны, поскольку именно теология способна сейчас решить те задачи, которые ставит Святейший Патриарх перед нами, а время ставит перед нашим обществом. Это вопрос просвещения людей, возвращения им догматического сознания, нравственной ответственности власть предержащих за их деятельность, оснащения образования на всех уровнях необходимыми вероучительными компонентами. Все это может быть реализовано при развитии теологического образования в России.
Объективные и субъективные трудности в развитии этого направления в последние десятилетия были связаны и с сопротивлением Министерства образования Российской Федерации, Академии наук делу просвещения нашего народа и молодежи. Эти государственные институты делегировали дело образования исключительно светским органам, подменяя при этом принципы свободы атеистическими принципами, насаждая антирелигиозную пропаганду и выдавая это за светскость образования. Атеизм как одна из форм утопического и наивного верования сохраняется в системе общего образования почти единственной неоспоримой догмой.
Кроме того, и в самой Церкви с некоторой опаской многие смотрели на теологию, предполагая, что она слишком зависима от светского образования и потому может изменить церковному служению в зависимости от того, куда «подует ветер» Министерства образования, либо политика ректора конкретного вуза. Пример многих благополучно развивающихся кафедр в единстве правящего архиерея и ректора государственного университета показывает, что возможна и необходима солидарность этих взаимодополняющих сил для того, чтобы теология выполняла свое социальное предназначение. Тем более, что Русская Церковь сейчас стремится создать те институты помощников благочинных, которые смогут на местах осуществлять образовательную и социальную работу, работу с молодежью. Но возможно это будет лишь тогда, когда просвещенные, хорошо образованные кадры, получившие высшее богословское образование, смогут встать в ряды этой новопризванной армии тружеников на церковной ниве.
Сейчас трудно ожидать общенационального запроса на теологию. Референдум вряд ли даст нам то решение, которое будет наиболее полезно для нашего Отечества. Если мы будем спрашивать детей, какие предметы они оставили бы в средней школе, то, быть может, мы увидели бы только пение, рисование и физкультуру. Так и референдум вряд ли выделит по-настоящему полезное мнение, ибо сам народ еще не вполне ведает, насколько необходимо ему вернуть себе христианское, православное мировоззрение. Очень важно узнать основные узлы и понятия церковного мировоззрения, сформулированные в течение всей истории Церкви, по преимуществу, в IV веке - золотом веке христианского богословия великими вселенскими учителями-богословами, каппадокийцами, святителем Афанасием Великим, пополнялись Вселенскими Соборами, а также в VIII, XI, XII, XIV веках дополнялись блистательными, духоносными формулировками святых отцов, строго согласованными с духом и содержанием Священного Предания Православной Церкви.
Поскольку я один из церковных солдат, воюющих именно на этом направлении, я сознаю: либо необходимо долженствующим образом победить, либо отступать некуда. Если мы не победим, то тогда, вероятно, рухнет все. В моем сознании отступать некуда. Если в ближайшие годы в нашем Отечестве не произойдет существенное изменение отношения к православному богословию, то неизбежны перспективы, самые печальные для нашего Отечества. Напротив, если возвращение догматического сознания нации станет актуальным для российского правительства, для образования, то любые самые высокие, прекрасные достижения в будущем возможны для России.