Пора прекратить вещать «от ветра чрева своего»

Диакон Владимир Василик о значении наследия святых отцов ко дню памяти святителя Иоанна Златоустого

Сегодня православный мир отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский – один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

22 ноября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В начале первого заседания Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором, в частности, сказал: «Священное Писание и наследие святых отцов, к сожалению, не все люди читают и, даже читая, не всегда могут адаптировать эти великие мудрые слова к нашей повседневности. А какими же тогда иными словами объяснить свою точку зрения? Вот и используется любой перечень аргументов из нашей повседневности, из нашего личного опыта. Иногда люди публично делятся этими аргументами, вызывая недоумение у одних и сожаление у других».

В качестве иллюстрации слов Патриарха Кирилла хотелось бы вспомнить приватную встречу с участием ученого клирика Санкт-Петербургской епархии, на которую также был приглашен один из сотрудников «Русской народной линии». На встрече пастырь, в частности, заявил, что язык, понятийный аппарат, на котором свв. Отцы Церкви излагали свои богословские концепции, имел внебиблейское происхождение, а был заимствован из античной греческой философии. Он призвал создать новый богословский язык и переформулировать христианское богословие. Пастырь считает, что новейшие естественнонаучные открытия могут в этом помочь.

Своим мнением по поднятым проблемам делится в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, кандидат богословских наук, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик
.

В этом году 14 (27) сентября исполнилось 1605 лет со дня праведной кончины святителя Иоанна Златоуста. Он умер в ссылке, был оклеветан и осужден своими же собратьями, изгнан неблагодарной царской властью, для которой он столько сделал добра как архиепископ Константинопольский. Святитель умер с кроткими словами: «Слава Богу, за всё», нисколько не поступившись ни своей верой, ни своими убеждениями, ни своим образом жизни.

А завтра мы будем вспоминать великое событие, всенародное покаяние, покаяние царя, иерархии и народа перед памятью святителя Иоанна Златоустого, когда его тело было перенесено с кавказских Каман в Константинополь, и благочестивый император Феодосий Второй публично перед всеми просил прощения у святителя Иоанна Златоустого за грехи его отца и матери перед ним.

Святитель Иоанн великий святой. Создатель Литургии, удивительных комментариев на Священное Писание, на Бытие, на псалмы Матфея и Иоанна, на апостольские послания апостола Павла. Есть замечательное предание, что сам святой апостол Павел стоял за спиной у Иоанна Златоуста и диктовал ему комментарии. Поэтому на его святой главе, сохранившейся доныне на Афоне, правое ухо остается нетленным. Это автор удивительных проповедей, в том числе золотой проповеди на Пасху: «Воскрес Христос и пали демоны. Воскрес Христос и жизнь жительствует. Воскрес Христос и мертвые не едины во гробе».

И когда некоторые, с позволения сказать, православные богословы говорят, что святые отцы устарели, то мне хочется смеяться над их словами и плакать над их участью. Невольно хочется обратиться к некоторым со словами: Поведай нам достославный муж, как ты умудрился дожить до 50 лет и сохранить во всей неприкосновенности ум пятилетнего ребенка? Какие слова Иоанна Златоуста устарели? Не те ли, что мы читаем на Пасху? Не те ли, что, к примеру, ты сам произносишь за Божественной литургией? Например, вот такие: «Ты от небытия в бытие нас привел, от падших восставил снова, и не отступил сотворя, пока не возвел нас на небо, и Царствие даровал нам будущее». Это ли устарело?

Приводится аргумент, что святые отцы черпали свои понятия от языческой премудрости, основывались на языческой терминологии, поэтому она не только несовершенна, но и порочна. Но если так, то неужели языческие философы абсолютно заблуждались во всем, пребывали в полном мраке, ни о чем не имели здравых понятий? Святой Иустин-философ считал, что некоторым языческим философам и поэтам был частично открыт, хотя неявно и смутно, Божественный Логос. Они знали всего лишь его часть, хотя и противоречили друг другу. Разве мы не наблюдаем у античных философов и поэтов остатков естественного монотеизма и здравого смысла? Разве святые отцы брали их мысли без разбора целиком и полностью? Нет, они произвели не только над мыслями, но и над терминами строгий суд и разбор. В этом смысле они подобны были книжникам, которые выносили из сокровищницы старое и новое.

Святые отцы совершили великое дело – воцерковление и христианизацию античной мысли. Любой исследователь философии согласится, что платос христианос - христианский Платон не похож на своего языческого предка, равно как и христианский Аристотель. Это был великий святоотеческий подвиг. Допустим, что мы скидываем античное наследие с корабля современности, а равно скидываем и святых отцов. На чем и на ком мы собираемся строить? На экзистенциальной философии? На Сартре и Камю? На постмодернистах, Деррида и других? Это в сто раз хуже и омерзительней с духовной точки зрения, чем античные философы, они намного более неясны, расплывчаты, мутны, чем античные классики. От античного наследия нам не уйти. А уходить от святоотеческого наследия - это просто безумие и непотребство, потому что в лучшем случае мы очень бледно скажем то, что говорили отцы, а в худшем, будем пороть ересь, подобно персонажам Босховской картины «Слепцы», а, в конечном счете, и евангельской притчи о слепцах, которые ведут слепых в яму.

Святые отцы – это наши современники, многие из них говорили пророческим святым духом. Возьмем того же святителя Мелитона Сардийского, вслушайтесь в его огненные строки: «повесивший землю – повешен. Утвердивший небеса – пригвожден. Оскорблен был Владыка. Бог был убит. Царь Израиля умерщвлен…» Как сильнее выразить вину людей, убивших Бога? Как ярче передать чувство экзистенциального ужаса перед небытием и благодарность Богу изведшего человека из небытия и возвратившего его из грехопадения чем словами Иоанна Златоуста «Ты от небытия в бытие вся привел еси и отпадшее восставилось…» Поэтому всемерно поддерживаю, и не только по долгу, но и от все души слова Патриарха Кирилла относительно тех, кто, выкидывая за борт святоотеческое наследие, пытается вещать от ветра чрева своего. Чаще всего результаты оказываются те же, что и у аэндорской чревовещательницы, а именно, бред и погибель.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Западное триединство.

Чем отличается античная традиция от постмодернизма? Модерном. Тогда,исходя из постмодернизма модерн есть трансгрессивная инверсия античной традиции. Запад запутан последними двумя:западный модерн производит и контролирует постмодернизм,и всё нормально,пока есть возможность экспансии.А когда эта возможность заканчивается,Запад попадает в собственную западню:его сила рождает его же истязания.Орел терзающий печень Прометея. Отсюда - мировой кризис (орел Прометея): СССР перестал быть.А когда был , тогда Запад обладал колоссальной цивилизационной возможностью экспансии в науке,культуре ,промышленности.СССР предоставлял возможность для экспансии западной цивилизации,уже без прямых больших войн. Но,вот,СССР не стало.В миг обрушилась целая цивилизация.И...Запад завис на краю бездны падения в самого себя.Пока еще держится,выкручивается... но падения в глубину себя неизбежно.Если Россия не предложит план спасения Запада не в его интересах,а прежде всего - в своих собственных,но,в том числе и Запада,так как Россия - европейская страна. Этот план прямо связан с западным триединством.Потому что Запад запутался в себе. А в России есть опыт (1917;1945) понимания этого.И сверху(Власть) Промысел ведет Россию по этому пути к спасению не только Запада от самого себя,но - к своему духовному расцвету Третьего Рима.

Бондарев Игорь / 26.11.2012

2. Re: Пора прекратить вещать «от ветра чрева своего»

1.Что за псалмы Матфея и Иоанна? 2.Что хорошего в том, что Феодосий Второй публично говорил о грехах своих родителей?

lexa / 26.11.2012

1. Спаси Господи, отче Владимире!

Жалею лишь о том, что учёный псевдопастырь остался необличённым и продолжает, неопознанный, чревовещать и соблазнять простодушных.

Юрий Серб / 26.11.2012
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора