22 ноября 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В начале первого заседания Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором, в частности, сказал: «Священное Писание и наследие святых отцов, к сожалению, не все люди читают и, даже читая, не всегда могут адаптировать эти великие мудрые слова к нашей повседневности. А какими же тогда иными словами объяснить свою точку зрения? Вот и используется любой перечень аргументов из нашей повседневности, из нашего личного опыта. Иногда люди публично делятся этими аргументами, вызывая недоумение у одних и сожаление у других».
В качестве иллюстрации слов Патриарха Кирилла хотелось бы вспомнить приватную встречу с участием ученого клирика Санкт-Петербургской епархии, на которую также был приглашен один из сотрудников «Русской народной линии». На встрече пастырь, в частности, заявил, что язык, понятийный аппарат, на котором свв. Отцы Церкви излагали свои богословские концепции, имел внебиблейское происхождение, а был заимствован из античной греческой философии. Он призвал создать новый богословский язык и переформулировать христианское богословие. Пастырь считает, что новейшие естественнонаучные открытия могут в этом помочь.
Своим мнением по поднятым проблемам делится в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, кандидат богословских наук, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.
В этом году 14 (27) сентября исполнилось 1605 лет со дня праведной кончины святителя Иоанна Златоуста. Он умер в ссылке, был оклеветан и осужден своими же собратьями, изгнан неблагодарной царской властью, для которой он столько сделал добра как архиепископ Константинопольский. Святитель умер с кроткими словами: «Слава Богу, за всё», нисколько не поступившись ни своей верой, ни своими убеждениями, ни своим образом жизни.
А завтра мы будем вспоминать великое событие, всенародное покаяние, покаяние царя, иерархии и народа перед памятью святителя Иоанна Златоустого, когда его тело было перенесено с кавказских Каман в Константинополь, и благочестивый император Феодосий Второй публично перед всеми просил прощения у святителя Иоанна Златоустого за грехи его отца и матери перед ним.
Святитель Иоанн великий святой. Создатель Литургии, удивительных комментариев на Священное Писание, на Бытие, на псалмы Матфея и Иоанна, на апостольские послания апостола Павла. Есть замечательное предание, что сам святой апостол Павел стоял за спиной у Иоанна Златоуста и диктовал ему комментарии. Поэтому на его святой главе, сохранившейся доныне на Афоне, правое ухо остается нетленным. Это автор удивительных проповедей, в том числе золотой проповеди на Пасху: «Воскрес Христос и пали демоны. Воскрес Христос и жизнь жительствует. Воскрес Христос и мертвые не едины во гробе».
И когда некоторые, с позволения сказать, православные богословы говорят, что святые отцы устарели, то мне хочется смеяться над их словами и плакать над их участью. Невольно хочется обратиться к некоторым со словами: Поведай нам достославный муж, как ты умудрился дожить до 50 лет и сохранить во всей неприкосновенности ум пятилетнего ребенка? Какие слова Иоанна Златоуста устарели? Не те ли, что мы читаем на Пасху? Не те ли, что, к примеру, ты сам произносишь за Божественной литургией? Например, вот такие: «Ты от небытия в бытие нас привел, от падших восставил снова, и не отступил сотворя, пока не возвел нас на небо, и Царствие даровал нам будущее». Это ли устарело?
Приводится аргумент, что святые отцы черпали свои понятия от языческой премудрости, основывались на языческой терминологии, поэтому она не только несовершенна, но и порочна. Но если так, то неужели языческие философы абсолютно заблуждались во всем, пребывали в полном мраке, ни о чем не имели здравых понятий? Святой Иустин-философ считал, что некоторым языческим философам и поэтам был частично открыт, хотя неявно и смутно, Божественный Логос. Они знали всего лишь его часть, хотя и противоречили друг другу. Разве мы не наблюдаем у античных философов и поэтов остатков естественного монотеизма и здравого смысла? Разве святые отцы брали их мысли без разбора целиком и полностью? Нет, они произвели не только над мыслями, но и над терминами строгий суд и разбор. В этом смысле они подобны были книжникам, которые выносили из сокровищницы старое и новое.
Святые отцы совершили великое дело – воцерковление и христианизацию античной мысли. Любой исследователь философии согласится, что платос христианос - христианский Платон не похож на своего языческого предка, равно как и христианский Аристотель. Это был великий святоотеческий подвиг. Допустим, что мы скидываем античное наследие с корабля современности, а равно скидываем и святых отцов. На чем и на ком мы собираемся строить? На экзистенциальной философии? На Сартре и Камю? На постмодернистах, Деррида и других? Это в сто раз хуже и омерзительней с духовной точки зрения, чем античные философы, они намного более неясны, расплывчаты, мутны, чем античные классики. От античного наследия нам не уйти. А уходить от святоотеческого наследия - это просто безумие и непотребство, потому что в лучшем случае мы очень бледно скажем то, что говорили отцы, а в худшем, будем пороть ересь, подобно персонажам Босховской картины «Слепцы», а, в конечном счете, и евангельской притчи о слепцах, которые ведут слепых в яму.
Святые отцы – это наши современники, многие из них говорили пророческим святым духом. Возьмем того же святителя Мелитона Сардийского, вслушайтесь в его огненные строки: «повесивший землю – повешен. Утвердивший небеса – пригвожден. Оскорблен был Владыка. Бог был убит. Царь Израиля умерщвлен…» Как сильнее выразить вину людей, убивших Бога? Как ярче передать чувство экзистенциального ужаса перед небытием и благодарность Богу изведшего человека из небытия и возвратившего его из грехопадения чем словами Иоанна Златоуста «Ты от небытия в бытие вся привел еси и отпадшее восставилось…» Поэтому всемерно поддерживаю, и не только по долгу, но и от все души слова Патриарха Кирилла относительно тех, кто, выкидывая за борт святоотеческое наследие, пытается вещать от ветра чрева своего. Чаще всего результаты оказываются те же, что и у аэндорской чревовещательницы, а именно, бред и погибель.
3. Западное триединство.
2. Re: Пора прекратить вещать «от ветра чрева своего»
1. Спаси Господи, отче Владимире!