Проповедник папского двора отец Раньер Канталамесса в интервью «Радио Ватикана» изложил католическое учение о конце света. «Слово «апокалипсис», - заявил Канталамесса, - означает просто-напросто «откровение», и так озаглавлена книга святого Иоанна Богослова. Откровение не конкретных дат и исторических сроков - как это часто делают другие, - а пророчество, выявляющее главные принципы, лежащие в основе истории: силы зла всегда будут бороться против сил добра, но в конце восторжествует Агнец. В этом заключается суть Апокалипсиса. Но по причине языка - когда говорится о падающих звездах, о нисходящем на землю огне, - из «апокалипсиса» сделали своего рода невообразимое стихийное бедствие, как во многих фильмах».
«Когда мы сегодня говорим о конце света, - подчеркнул Канталамесса, - мы говорим в глобальных терминах, то есть об абсолютном конце, после которого есть только вечность. Древние, прежде всего в Библии, говорили относительными терминами, поэтому в Библии часто речь идет не о конце мира вообще, а о конце какого-то определенного мира. Так, Иисус в Евангелии утверждал: «Не прейдет род сей, как все сие будет». Действительно, не прошло то поколение, когда пришел конец определенному миру: еврейскому, иудейскому, - ведь был разрушен Иерусалим. В 410 году, после Разграбления Рима, некоторые Отцы Церкви считали, что наступил конец света. Они отождествляли мир с устройством Римской империи, считая ее окончательной. Часто в Евангелии переплетаются эти два уровня: конец одного мира и конец мира вообще. Вероятно, из первого Иисус хотел сделать символ, ссылку на второй: то есть все катастрофы, события, превосходящие наше понимание, должны стать для нас призывом не привязываться к этой земле…»
«Узнать, когда наступит конец света, - считает католический проповедник, - бессмысленные хлопоты: ведь для каждого из нас конец света может наступить сегодня вечером или завтра, потому что смерть каждого индивидуума - это конец его мира. К нам, людям, обращен мощнейший призыв - который, как мы хорошо знаем, нелегко входит в уши. С этим призывом Иисус обращается, говоря: «Бодрствуйте». Если бы мы знали точный срок, когда каждый из нас умрет, то это было бы болезненное, паническое ожидание. Так что Господь хорошо сделал, что скрыл от нас дату конца нашей жизни и конца света».
Высказывания Раньеро Канталамессы проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, кандидат богословских наук, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.
Я бы и согласился с заявлением отца Раньеро Канталамессы и не согласился. Каждый человек является своим миром. И смерть каждого человека является исчезновением микрокосмоса, целой вселенной. Как говорил поэт Евгений Евтушенко, «таков закон безжалостной игры, не люди умирают, а миры». Я бы согласился с тем, что, безусловно, не надлежит паниковать, выгадывать, высчитывать дату конца света и собственной жизни, а надо бодрствовать. В то же время именно в рамках призыва Спасителя «Бодрствуйте!» я бы поостерегся предаваться слишком широкому релятивизму, который, к сожалению, провозгласил уважаемый отец Раньеро.
Что касается беседы Спасителя на горе Елеонской и слов «не прейдет род сей, как все сие будет» (Мк. 13, 30), то надо сказать, что эта беседа носит двоякий характер. Одни пророчества связаны с гибелью Иерусалима, другие с концом света. Собственно говоря, в святоотеческой традиции, в частности у свт. Иоанна Златоуста, и в современной агиографической традиции все это достаточно размечено и исследовано. Можно согласиться, что и гибель Иерусалима, и гибель Рима, и гибель Константинополя в 1453 году, монгольское нашествие и революция - это гибель миров. Но опять же не о них пророчествовал Спаситель, не об этом пророчествовал тайновидец Иоанн Богослов. Всё же азбучной истиной Священного Писания и Священного Предания является конец света, Воскресение мертвых и жизнь будущего века.
Помимо частных наших катастроф все-таки неизбежно грядущее. Когда оно наступит, неизвестно. С другой стороны, именно в рамках призыва к бодрствованию я бы поостерегся быть благодушным релятивистом, чтобы не услышать слов Спасителя: «Лицемеры, различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете» (Мф. 16, 3). Знамения конца мира таковы: полное самоопределение и народов, и людей к добру и к злу. Как сказано в пророчестве: не останется ни одного праведного среди нечестивых, а нечестивых среди праведных. И вот подготовкой к этому самоопределению является вселенская всемирная проповедь Евангелия. Это не должна быть проповедь ознакомительная. Проповедь не означает распространение печатного Евангелия, она означает деяния Православной Церкви. Этого мы пока не наблюдаем, хотя, конечно, во многих странах мира знают о православии, но не каждый человек в мире столкнулся с его реальностью, с его явью.
Другими знамениями являются - восстановление иерусалимского храма, что пока не произошло, и явление человека беззакония, который, по словам отцов Церкви, в первую очередь, свт. Иринея Лионского, соберет в себе и возглавит дьявольское отступление. Он станет всемирным вождем человечества, лидером, а затем царем и первосвященником. Хотя сейчас многие структуры борются за господство над миром, пока, слава Богу, такой личности мы не видим. С другой стороны, такой человек может объявиться в любой момент. Поэтому мы должны быть бдительными.
Ещё одно из знамений - это неслыханное развращение человечества. Опять же, с одной стороны, сейчас в «развитых» странах Европы, типа Голландии, можно наблюдать все мыслимые и немыслимые содомские и гоморрские мерзости, однако другие страны, особенно страны бывшего соцлагеря, страны бывшего СССР и, например, католическая Польша очень туго поддаются пропаганде различных извращений. Поэтому почва пока не подготовлена. Но, с другой стороны, она может быть подготовлена в считанные годы и даже месяцы. Поэтому мы должны бороться со злом в любых его проявлениях.
Здесь не место самоуспокоенности. Как говорили афонские отцы: «среди нас должно быть здоровое беспокойство», оно должно быть направлено на сохранение Церкви, на сохранение наших государств, народов, семей и самих себя. Острием процесса является, конечно, вопрос о сохранении семьи и борьба с ювенальной юстицией, которая переворачивает все представления о семье, о праве и достоинстве старших, которая заранее делает родителей объектами вины и преступности. Им вменяется вина за все преступления. Это уничтожает дарованный Богом институт семьи.
Другая проблема - это проповедь половых извращений и безумство противоестественного тезиса о том, что будто бы гомосексуальные и прочие извращения являются нормой и что блудное сожительство людей, находящихся в этом страшном смертном грехе, является такой же «семьей», как и нормальная обычная семья. Приходу антихриста будет предшествовать страшное нравственное растление. Если мы не хотим этого, то, безусловно, должны бороться, должны изживать тот цинизм и страшное безверие, жажду денег и наслаждений, которыми обуяно наше общество. Это всё является одним из симптомов предантихристова состояния мира. Иначе говоря, необходима активная борьба с грехом, прежде всего, в себе, а затем и вне себя. Только тогда мы можем с чистыми устами обратиться к Богу с молитвой: «Отврати всякий гнев на ны праведно движимый».