Этот день в Русской истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

24.11.2012


Сегодня мы вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну и окончание монголо-татарского ига; завтра мы вспоминаем русского государственного деятеля А.Д.Меншикова, а также выдающихся русских мыслителей А.И.Кошелева и К.Н.Леонтьева …

Сегодня мы вспоминаем живописца-пейзажиста Федора Яковлевича Алексеева (1753 или 1754-1824).

Сын сторожа Академии наук, Алексеев в 1764 году был принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе. В 1767 г. состоял в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее учился в «живописном классе» у Г.Фандерминта и А.Перезинотти. В 1773—1777 гг. совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775). В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 г. получил звание академика.

С 1803 г. преподавал в Академии художеств. «Для снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795 г.), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург). Находясь в 1800—1802 гг. в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного» и «Вид военного госпиталя»; последняя не сохранилась) и ряд акварелей. В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).

Ф.Я.Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.

Также сегодня мы вспоминаем одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина.

Н.Н.ОзнобишинНиколай Нилович Ознобишин происходил из старинного дворянского рода. С самого начала революционной смуты 1905 года Ознобишин встал на защиту Самодержавной монархии. Ознакомившись с целями и задачами Союза Русского Народа (СРН), он вступил в его ряды и принялся за деятельную пропаганду Союза в Москве и Московской губернии. 22 января 1906 г. совместно с другим известным московским монархистом В.А.Балашевым Ознобишин открыл Московский отдел СРН. В 1907 г. совместно с В.А.Грингмутом Ознобишин предпринимал попытки объединения Московского отдела СРН с Русской Монархической Партией (РМП), которые по замыслу Грингмута к 1908 г. должны были слиться в единый Монархический Союз Русского Народа. 

При этом Грингмут должен был стать действующим, а Ознобишин почетным председателем новой структуры. Однако внезапная кончина Грингмута внесла коррективы и несмотря на то, что РМП и Московский отдел СРН объединились, в Союзе сразу же началась внутренняя борьба, в результате которой Ознобишин стал и почетным и действительным председателем Совета СРН, а руководитель РМП протоиерей Иоанн Восторгов был отстранен от управления Союзом. Во время раскола в СРН Ознобишин поддержал сторонников Н.Е.Маркова.

Последний год жизни Ознобишин тяжело болел и, как отмечалось в одном из посвященных ему некрологов, был сильно подавлен "неприятно сложившимися личными и материальными обстоятельствами". Скончался Ознобишин в 1912 году. Похоронен на погосте Скорбященского монастыря.

Великая княгиня Ольга АлександровнаТакже сегодня день памяти младшей дочери российского Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны, художницы Великой Княгини Ольги Александровны Романовой (1882-1960).

В 1901 году Великая Княгиня Ольга Александровна вступила в брак с принцем Петром Александровичем Ольденбургским (1868—1924), который перешел в Православие и получил от Царя Николая II дворец на Сергиевской улице в Петербурге. Однако замужество оказалось неудачным (бездетным), и в 1916 г. после многих попыток Ольга Александровна добилась от брата-Императора разрешения на развод. В ноябре того же 1916 г. она вышла замуж за гвардейского ротмистра Николая Александровича Куликовского, с которым познакомилась примерно в 1909 г. на параде в Павловске. В годы Первой мировой войны служила простой сестрой милосердия — наряду с женщинами семьи брата, Николая II.

В августе 1917 г. в Крыму родила первого ребенка, Тихона. После убийства Царской семьи и отъезда матери за границу осталась жить в России. В 1919 г. родила в станице Новоминской на Кубани еще одного сына, Гурия.

С Кубани Великая Княгиня переехала с семьей жить в Ростов-на-Дону, затем через Константинополь, Сербию и Вену добралась в 1920 г. до Дании. Весной 1948 г. перебралась в Канаду. Умерла в 1960 г., через два года после смерти своего второго мужа, близ Торонто. Была отпета в православном храме города и похоронена на кладбище Йорк.

Также сегодня мы вспоминаем: скульптора Степана Дмитриевича Эрьзя (Нефедова; 1876-1956); конструктора вертолетов Николая Ильича Камова (1902-1973); летчика, Героя Советского Союза, совершившего уникальный побег из плена на вражеском самолете, Михаила Петровича Девятаева (1917-2002), летчика, дважды Герой Советского Союза Павла Ивановича Камозина (1917-1983).

В этот день также скончались: Василий Яковлевич Струве (1793-1864), астроном, геодезист, академик Петербургской АН, создатель и первый директор Пулковской обсерватории; Леонид Борисович Красин (1870-1926), большевик, дипломат; Эдисон Васильевич Денисов (1929-1996), композитор, народный артист России (1995). 

В этот день, 11 ноября 1480 года, хан Ахмат в ужасе бежал от реки Угры - "Пояса Пресвятой Богородицы". С момента окончания "Великого стояния на реке Угре", принято считать окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига. Церковь отмечает это событие 6 июля, установив для этого специальное празднование Владимирской иконе Божией Матери. 

А.Д.МеншиковЗавтра мы вспоминаем русского государственного и военного деятеля, графа (1702), светлейшего князя (1707), генералиссимуса (1727) Александра Даниловича Меншикова (1673-1729). А.Д.Меншиков - Сын придворного конюха. С 1686 г. - денщик Петра I. Преданность и усердие, незаурядные военные и административные способности выдвинули Меншикова в число самых близких сподвижников Петра I. Меншиков сопровождал его в поездках по России и за границей: в Азовских походах 1695—1696 гг., в Великом посольстве 1697—1698 гг. В 1703 г. назначен губернатором Ингерманландии (позднее — Санкт-Петербургской губернии), руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных верфей на реках Нева и Свирь.

Во время Северной войны 1700—1721 гг. Меншиков командовал крупными силами пехоты и конницы, отличался в осаде и при штурмах крепостей, проявляя бесстрашие и хладнокровие. Одержал ряд побед над шведами: 18 октября 1706 г. при Калише, 2 ноября 1708 г. под Батурином, 7 мая 1709 г. под Опошней.

В Полтавском сражении 1709 г. (27 июня) Меншиков, командуя левым флангом, разбил корпус генерала Росса, что предрешило победу русских войск. 30 июня 1709 г. принудил отступавших шведов к капитуляции. В 1709—1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. С 1714 г. управлял отвоеванными у шведов землями, вошедшими в состав Русского государства (Прибалтика, Ижорская земля), ведал сбором государственных доходов. Во время отъездов Петра I возглавлял управление страной. В 1718—1724 гг. и 1726—1727 гг. - президент Военной коллегии.

После смерти Петра I, опираясь на гвардию, 28 января 1725 г. Меншиков возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. 25 мая 1727 г. обручил свою дочь Марию с внуком Петра I — Петром II. Однако враждебные Меншикову представители старой аристократии — князья Голицыны и Долгорукие сумели повлиять на Петра II таким образом, что 8 сентября 1727 г. Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов, все его имущество было конфисковано.

Александр Иванович КошелевЗавтра мы также вспоминаем выдающегося русского мыслителя Александра Ивановича Кошелева. Он родился 9 мая 1806 г. в Москве в дворянской семье. Получив домашнее образование, Кошелев сдал «экзамен на чин» в Московском университете. Вскоре он вошел в кружок С.Е.Раича, где познакомился с Ф.И.Тютчевым, С.П.Шевыревым, М.П.Погодиным, А.С.Хомяковым и др., а также сблизился с членами «Общества любомудров» и примыкавшими к нему литераторами.

Некоторое время Кошелев находился на государственной службе. Успешно занимался сельским хозяйством и финансами. В 1848 подал в Министерство финансов записку о вреде откупов.

С 1840-х годов Кошелев вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике. В 1851-52 гг. он выступил издателем славянофильского «Московского сборника», а также поместил в нем в нем свою статью. Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал в 1856-60 гг. журнал «Русская беседа» и прибавление к нему - журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России. Позже Кошелев подготовил и выпустил собрание сочинений И. Киреевского и составил программу издания многотомного сочинений Хомякова.

В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. В 1855 г., он подал Императору Александру II записку, в которой обосновал необходимость созыва Земской думы, а чуть позже предложил вниманию Царя «Записки по уничтожению крепостного состояния в России».

В 1862 г. в полулегальном и консервативно-оппозиционном памфлете «Конституция, самодержавие и Земская дума» публицист выдвинул ряд идей, направленных на защиту монархии как таковой, сословных дворянских привилегий и упрекал русскую бюрократию в ее неспособности справиться с революционным движением. Свое отношение к двум другим составляющим уваровской триады Кошелев выразил в следующих словах: «Без Православия наша народность - дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение».

В последние годы жизни Кошелев создал наиболее значительное свое произведение – «Записки. (1812-83)», являющиеся ценнейшим документом для истории общественной мысли России в 1820-70 гг. XIX в.

И.С.Аксаков в некрологе Кошелеву отметил: «Кошелев - это последний из друзей-сверстников Киреевского и Хомякова, этот живой, рьяный, просвещенный и талантливый общественный деятель и публицист, сильный и цельный духом, необычайно выразительно-искренний в своей внешности, и в речах, и в поступках, - не знавший ни угомона, ни отдыха, ни усталости, бодрствовавший на работе до самого последнего часа своей жизни». Скончался Кошелев 12 ноября 1883 года.

К. ЛеонтьевЗавтра также мы чтим память выдающегося русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Константина Николаевича Леонтьева. Он родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. Начал сочинять, его комедия «Женитьба по любви» была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е.В.Салиас, где Леонтьев познакомился с Т.Н.Грановским, М.Н.Катковым, поэтами Е.П.Ростопчиной, Н.Ф.Щербиной. В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу и, не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки».

В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, «в высшей степени безнравственных» сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья «Грамотность и народность» (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил против славянофильства («мечтательное и неясное учение») и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем «Русском вестнике» «Византизм и славянство», слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск «Чтений в Обществе Истории и древностей российских» в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.

В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И.Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления «Русский вестник», «Гражданин», «Московские ведомости», опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т.1-2, 1885-86), в который вошел трактат «Византизм и славянство», цикл статей «Записки отшельника» («Гражданин», 1887-91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого «Наши новые христиане» (1882) и «Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого» (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891).

Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития - первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения». Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия «триаду»: Православие, т.е. строго церковное и монашеское христианство («Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее»); Самодержавие, т.е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую («сурово, иногда и до свирепости»); и Народность, т.е. самобытные национальные формы жизни («быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве»). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: «Россию надо подморозить», предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от «растленного славянства». Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.

В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и умер.

Завтра мы также вспоминаем: Александра Ивановича Маринеско (1913-1963), Героя Советского Союза, капитана 3-го ранга; Марка Осиповича Рейзена (1895-1992), певца (баса), кавалера двух солдатских Георгиевских крестов, самого старого оперного певца, выступавшего на сцене; Николая Ивановича Балашова (1919-2006), литературоведа, председателя редакционной коллегии серии «Литературные памятники», академика РАН (1992).

В этот день скончался Георг Вильгельм Стеллер (1709-1746), российский естествоиспытатель, путешественник, академик (с 1737 г.).

В этот день 12 ноября 1472 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич обвенчался с греческой Царевной Софией Палеолог. Также в этот день в 1905 г. была создана Астраханская народная монархическая партия, которую возглавил купец Нестор Николаевич Тиханович-Савицкий, ставший одним из лидеров патриотического движения в России.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме