В предисловии к книге папа задаётся вопросами: «Что святые Матфей и Лука рассказывают в начале своих Евангелий о детстве Спасителя? Что они хотели этим сказать? Правда ли это? Как это относится лично ко мне?» На страницах книги папа истолковывает евангельские тексты и даёт ответы на поставленные вопросы, часто обращаясь к исследованиям экзегетов прошлого и настоящего.
Первая глава заключительного тома трилогии открывается неожиданным вопросом о происхождение Спасителя, заданным Пилатом Иисусу: «Откуда Ты?». Этот вопрос касается сущности и миссии Христа, - пишет папа. Вторая и самая обширная глава книги посвящена возвещению Захарии о рождении Иоанна Крестителя, а также Благовещению. В центре третьей главы находятся события, произошедшие в Вифлееме: Спаситель родился не в неопределённом мифическом «однажды», но в конкретном историческом контексте эпохи римского императора Августа. Волхвам и бегству в Египет посвящена четвёртая глава новой книги Бенедикта XVI.
В коротком эпилоге понтифик обращается к Евангелию от Луки, где представлен двенадцатилетний Иисус, говорящий с книжниками в храме, а затем со своими родителями. Этот эпизод приподнимает завесу тайны сущности истинного Бога и при этом истинного человека, проливая свет на всю Его личность, о которой далее рассказывается в Евангелии.
Как пишет британская газета «Дейли телеграф» со ссылкой на вышедшую книгу папы Римского, Иисус Христос, по словам понтифика, родился на несколько лет раньше даты, считающейся отправной точкой христианского летоисчисления.
«Исчисление точки отсчета в нашем календаре, основанном на рождении Иисуса, осуществлялось аббатом Дионисием Малым, который ошибся в своих вычислениях на несколько лет, - утверждается в книге. - Фактическая дата рождения Христа была на несколько лет раньше, чем принято считать».
Помимо размышлений понтифика о дате рождения Христа, в книге также содержатся его предположения касательно сцены Рождества Христова, отмечает Интерфакс-Религия. По мнению папы, в хлеву, в котором родился Иисуса, не было ослов, быков и других животных, часто изображаемых на рождественских картинках.
Бенедикт XVI также отвергает аргументы некоторых ученых о том, что Иисус родился в Назарете, а не в Вифлееме.
Как отмечает издание, утверждение Бенедикта XVI о том, что христианский календарь основан на неверной исходной дате, далеко не ново. Так, многие историки полагают, что настоящая дата рождения Иисуса приходится на временной отрезок между седьмым и вторым годом до н.э.
Дионисий Малый - римский аббат, живший в VI веке н.э., является основоположником современного христианского календаря, а также автором понятия «От Рождества Христова».
Мы попросили прокомментировать утверждения папы Римского известного священника, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева.
Это, на самом деле, не новость в христианских научных кругах. Но сама по себе дата Рождества Христова не так уж и важна, ведь наша вера не зависит от той точки в календаре, когда произошло Воплощение Христово. Мы и Рождество Христово празднуем, не привязываясь к точной дате. Дата 25 декабря Юлианского календаря выбрана символически-условно. Поэтому слова папы не сотрясают основ.
Мы веруем во Христа по Духу Святому, через Него открывшемуся воскресению мертвых. Поэтому в самой книге нет ничего революционного, такого, что могло бы сотрясти основы веры. Текст древних родословий исключает какие-либо точные даты, ведь в древние времена не было метрик, и в системе записей дата рождения отсутствовала.
Я не могу подвергать подробному анализу книгу, которую даже не прочитал. Только прочитав ее, я смогу проанализировать, с какой целью она была написана, и чего в ней больше - пользы или вреда.
В общих чертах по данному вопросу могу сказать, что в средневековье, все, что связано с Рождеством Христа в особенности, как наиболее почитаемым в католичестве праздником, могло обрасти преданиями. У нас и православные говорят, что разбойник, распятый на кресте, - это тот разбойник, который защитил Святое семейство при бегстве в Египет, что брак в Канне Галилейской - это свадьба одного из апостолов - Иуды Фаддея, и так далее. То есть, апокрифическое мышление свойственно простому народу. В средние века все, что угодно могло добавляться от усердия и почтения к святым персонажам.
Это все разговор в духе библейской критики XIX века какой-нибудь европейской, например, немецкой, школы, когда одни вычисляют и рассчитывают, чтобы доказать, а другие - чтобы поколебать. Так или иначе, любовь к вычислениям - это характерная западная черта, забава верующих интеллектуалов.
20. Ответ на 18., ерусалимецъ:
19. Ответ на 17., ерусалимецъ:
18. Ответ на 15., М.Яблоков:
17. Ответ на 16., М.Яблоков:
16. Ответ на 12., Сава:
15. Ответ на 13., ерусалимецъ:
14. Ответ на 12., Сава:
13. Ответ на 10., М.Яблоков:
12. «Текст древних родословий исключает какие-либо точные даты»
11. Ответ на 9., ерусалимецъ: