itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Так пишут только богословы, да и то немногие»

К 170-летию со дня рождения выдающегося русского психолога Вениамина Алексеевича Снегирева

0
740
Время на чтение 5 минут
К 170-летию со дня рождения русского психолога, профессора Казанской Духовной академии Вениамина Алексеевича Снегирева. Основательная книга лекций под названием «Психология», принадлежащая выдающемуся психологу, богослову и логику В.А.Снегиреву была впервые опубликована в 1893 году. Этот труд и теперь не потерял свою актуальность и высокую научную значимость. Автору лекций удалось в полной мере не только описать душевные явления человека, но и систематизировать их согласно принципам христианской антропологии в единый образ человеческой души. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II (†2008) книга лекций профессора Казанской Духовной академии В.А.Снегирева увидела свет и в наши дни. Санкт-Петербургское Общество памяти игуменьи Таисии в 2008 году напечатало, хоть и очень маленьким тиражом (700 экземпляров), эту замечательную книгу.

Вениамин Алексеевич Снегирев родился в 1842 года в селе Тимонькино, Нижегородской губернии. Его отец был священником в этом селе. Еще в раннем детстве Вениамин обнаруживал редкие духовные дарования, любознательность, глубину суждений. Он отличался от своих сверстников, но при этом был добрым и открытым мальчиком. Отец его, обладавший природными педагогическими способностями, уделял ребенку много времени, занимался с ним, читал ему духовные книги, в особенности жития святых и был очень дружен со своим сыном. Домашнее обучение Вениамина было широким, в виду желания родителей дать ему более серьезную подготовку к учению в духовном училище. И подготовка эта была столь успешной, что Вениамин Снегирев поступил в возрасте 12-ти лет прямо в среднее отделение Печерского духовного уездного училища (вблизи Нижнего Новгорода) и вскоре стал лучшим учеником в классе. Отец Вениамина, священник Алексий Снегирев, читая и перечитывая письма сына из духовного училища, восхищался и тоном их, и складом продуманных мыслей, и стилем – чисто литературным, - не говоря уже о грамотности, - и при этом говорил: «Так пишут только богословы, да и то немногие». Товарищи по учебе любили серьезного и сосредоточенного Вениамина и относились к нему с искренним уважением.

В 1858 году Вениамин Снегирев поступил в Нижегородскую духовную семинарию, которую блестяще закончил и в 1864 году он был зачислен, как преуспевающий выпускник, на казенный счет в Казанскую Духовную академию. Студент Снегирев полностью отдался учебе. С особым воодушевлением он писал научные и научно-богословские сочинения по разнообразным источникам. Для этого он основательно изучал иностранные языки, в том числе и древние. Эти сочинения по объему скорее выходили научными трактатами. Когда по окончании академического курса в 1868 году оказалась вакантной при Казанской Духовной академии кафедра Психологии и Логики, он был оставлен бакалавром на этой кафедре. Молодой ученый прекрасно читал лекции студентам. Эти лекции отличались глубиной, последовательностью и изяществом. Поэтому уже через три года Вениамина Алексеевича пригласили читать Психологию и Логику в Казанском университете.

После защиты в Казане в 1870 году капитальной богословской диссертации на тему «Учение о лице Господа нашего Иисуса Христа в трех первых веках христианства» ему было присвоено звание профессора. Профессор Снегирев оставил после себя немного изданных произведений. Несмотря на то, что он обладал обширными познаниями, не считал, однако, возможным следовать, по его словам, дурной привычки обязательно сообщать в печати все, что им было сработано. И поэтому напечатал очень немного. Умер Вениамин Алексеевич 47-ми лет от роду после тяжелой болезни (рак пищевода) 16 февраля 1889 года.

Уже после его смерти брат покойного профессора Александр Снегирев систематизировал и подготовил к печати лекции по психологии. Классический труд, принадлежащий выдающемуся психологу, богослову и логику В.А.Снегиреву был впервые опубликован в 1893 году. Этот труд и теперь не потерял свою актуальность и высокую научную значимость. Автору лекций удалось в полной мере не только описать душевные явления человека, но и систематизировать их согласно принципам христианской антропологии в единый образ человеческой души. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II (†2008) книга лекций профессора Казанской Духовной академии В.А.Снегирева под названием «Психология» увидела свет и в наши дни. Санкт-Петербургское Общество памяти игуменьи Таисии в 2008 году напечатало, хоть и очень маленьким тиражом (700 экземпляров), эту замечательную книгу.

Книга содержит 768 страниц и состоит из трех частей. Во введении автор обосновывает психологию как науку о душе. Он поднимает широкий круг вопросов, связанных с понятием души. Следующая часть книги посвящена анализу основных душевных состояний и процессов (ощущения, волнения, стремления, ассоциирование и воспроизведение, внимание и память). Заключительная часть книги посвящена описанию и глубокому анализу трех основных психологических понятий, а именно: ум (познавательная деятельность), сердце (чувствования) и воля. В разделе о чувствованиях автор лекций подробно излагает свои взгляды на религиозное чувство.
По мнению многих ученых того времени, труд В.А.Снегирева представляет подробную и верную картину душевной жизни и заслуживает глубокого внимания. Не только лекции профессора Снегирева, но прежде всего его глубокая вера в Бога – вот что было определяющим в его личности и деятельности.

Конец XIX века характеризовался засильем материалистических идей во всех сферах жизни. Естественно не избежала этого и психология. Вот что писал о материалистической психологии В.А.Снегирев: «Материалистическая психология также имеет опору в действительно существующем, очевидном и неоспоримом факте, что всякое душевное явление имеет связь с каким-либо изменением телесным… Из этого факта возникает для науки обязательство подвергнуть самому тщательному и основательному обследованию эту физическую сторону душевного. Ошибка материалистического направления в том, что вместо этого исследования, оно сделало поспешное и неверное обобщение… Именно, - из самого факта связи душевного с физическим, факта, требующего объяснения и толкования далее из ничтожного количества подробностей, освещающих несколько этот факт и заставляющих предполагать великий механизм мысли, связанный в своей деятельности с душевной деятельностью, заставляющий подозревать, что связь эта сложнее и глубже, чем это кажется на первый взгляд, - из этого факта материалистическая психология сделала чудовищно-нелогичный вывод, - что этот механизм и есть душа, что в нем и через него материя становится чувствующею, сознающею и мыслящею. Материалистическая психология выдала этот salto mortale логический за несомненную истину, при помощи ее начала толковать и объяснять душевную жизнь, создав систему, которую сами беспристрастные материалисты называют «физиологической мифологией» души». Как эти слова профессора Снегирева актуальны и в наши дни! Когда безбожная психология заменяется грубой физиологией.

Заканчивается книга статьей о столкновении и борьбе мотивов (глава «Воля»). «Нет такого ничтожного желания и действия, которое бы в том или другом отношении не имело значения в общем строе жизни, - говорит В.А.Снегирев, - так как всякое из них способно или приближать человека к совершенству, возвышать, или удалять и способствовать падению, хотя бы в самой ничтожной степени. Таким образом, безнравственных в нравственном отношении сознательных действий нет, и цельность, высокое развитие нравственного характера обнаруживается главным образом во всеобъемлемости нравственного мотива, в верности идеалу в самых ничтожных мелочах или, по крайней мере, в стремлении быть ему верным в самых мелких действиях. Но в действительности очень большое количество желаний и действий не вызывают нравственной оценки и совершаются без всякого прямого влияния нравственного мотива или вследствие своей незначительности, или вследствие естественного совпадения с нравственными требованиями, или, наконец, вследствие привычки». Трудно что-либо добавить к этим словам.

Более 120-ти лет прошло со дня смерти Вениамина Алексеевича Снегирева. А труд его живет и, уверен, будет жить. Потому что он ведет ко Христу. Сумеем ли мы подхватить эту «эстафету»? Покажет время.

Дмитрий Авдеев, врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Авдеев
Все статьи Дмитрий Авдеев
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:02
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44