Вениамин Алексеевич Снегирев родился в 1842 года в селе Тимонькино, Нижегородской губернии. Его отец был священником в этом селе. Еще в раннем детстве Вениамин обнаруживал редкие духовные дарования, любознательность, глубину суждений. Он отличался от своих сверстников, но при этом был добрым и открытым мальчиком. Отец его, обладавший природными педагогическими способностями, уделял ребенку много времени, занимался с ним, читал ему духовные книги, в особенности жития святых и был очень дружен со своим сыном. Домашнее обучение Вениамина было широким, в виду желания родителей дать ему более серьезную подготовку к учению в духовном училище. И подготовка эта была столь успешной, что Вениамин Снегирев поступил в возрасте 12-ти лет прямо в среднее отделение Печерского духовного уездного училища (вблизи Нижнего Новгорода) и вскоре стал лучшим учеником в классе. Отец Вениамина, священник Алексий Снегирев, читая и перечитывая письма сына из духовного училища, восхищался и тоном их, и складом продуманных мыслей, и стилем – чисто литературным, - не говоря уже о грамотности, - и при этом говорил: «Так пишут только богословы, да и то немногие». Товарищи по учебе любили серьезного и сосредоточенного Вениамина и относились к нему с искренним уважением.
В 1858 году Вениамин Снегирев поступил в Нижегородскую духовную семинарию, которую блестяще закончил и в 1864 году он был зачислен, как преуспевающий выпускник, на казенный счет в Казанскую Духовную академию. Студент Снегирев полностью отдался учебе. С особым воодушевлением он писал научные и научно-богословские сочинения по разнообразным источникам. Для этого он основательно изучал иностранные языки, в том числе и древние. Эти сочинения по объему скорее выходили научными трактатами. Когда по окончании академического курса в 1868 году оказалась вакантной при Казанской Духовной академии кафедра Психологии и Логики, он был оставлен бакалавром на этой кафедре. Молодой ученый прекрасно читал лекции студентам. Эти лекции отличались глубиной, последовательностью и изяществом. Поэтому уже через три года Вениамина Алексеевича пригласили читать Психологию и Логику в Казанском университете.
После защиты в Казане в 1870 году капитальной богословской диссертации на тему «Учение о лице Господа нашего Иисуса Христа в трех первых веках христианства» ему было присвоено звание профессора. Профессор Снегирев оставил после себя немного изданных произведений. Несмотря на то, что он обладал обширными познаниями, не считал, однако, возможным следовать, по его словам, дурной привычки обязательно сообщать в печати все, что им было сработано. И поэтому напечатал очень немного. Умер Вениамин Алексеевич 47-ми лет от роду после тяжелой болезни (рак пищевода) 16 февраля 1889 года.
Уже после его смерти брат покойного профессора Александр Снегирев систематизировал и подготовил к печати лекции по психологии. Классический труд, принадлежащий выдающемуся психологу, богослову и логику В.А.Снегиреву был впервые опубликован в 1893 году. Этот труд и теперь не потерял свою актуальность и высокую научную значимость. Автору лекций удалось в полной мере не только описать душевные явления человека, но и систематизировать их согласно принципам христианской антропологии в единый образ человеческой души. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II (†2008) книга лекций профессора Казанской Духовной академии В.А.Снегирева под названием «Психология» увидела свет и в наши дни. Санкт-Петербургское Общество памяти игуменьи Таисии в 2008 году напечатало, хоть и очень маленьким тиражом (700 экземпляров), эту замечательную книгу.
Книга содержит 768 страниц и состоит из трех частей. Во введении автор обосновывает психологию как науку о душе. Он поднимает широкий круг вопросов, связанных с понятием души. Следующая часть книги посвящена анализу основных душевных состояний и процессов (ощущения, волнения, стремления, ассоциирование и воспроизведение, внимание и память). Заключительная часть книги посвящена описанию и глубокому анализу трех основных психологических понятий, а именно: ум (познавательная деятельность), сердце (чувствования) и воля. В разделе о чувствованиях автор лекций подробно излагает свои взгляды на религиозное чувство.
По мнению многих ученых того времени, труд В.А.Снегирева представляет подробную и верную картину душевной жизни и заслуживает глубокого внимания. Не только лекции профессора Снегирева, но прежде всего его глубокая вера в Бога – вот что было определяющим в его личности и деятельности.
Конец XIX века характеризовался засильем материалистических идей во всех сферах жизни. Естественно не избежала этого и психология. Вот что писал о материалистической психологии В.А.Снегирев: «Материалистическая психология также имеет опору в действительно существующем, очевидном и неоспоримом факте, что всякое душевное явление имеет связь с каким-либо изменением телесным… Из этого факта возникает для науки обязательство подвергнуть самому тщательному и основательному обследованию эту физическую сторону душевного. Ошибка материалистического направления в том, что вместо этого исследования, оно сделало поспешное и неверное обобщение… Именно, - из самого факта связи душевного с физическим, факта, требующего объяснения и толкования далее из ничтожного количества подробностей, освещающих несколько этот факт и заставляющих предполагать великий механизм мысли, связанный в своей деятельности с душевной деятельностью, заставляющий подозревать, что связь эта сложнее и глубже, чем это кажется на первый взгляд, - из этого факта материалистическая психология сделала чудовищно-нелогичный вывод, - что этот механизм и есть душа, что в нем и через него материя становится чувствующею, сознающею и мыслящею. Материалистическая психология выдала этот salto mortale логический за несомненную истину, при помощи ее начала толковать и объяснять душевную жизнь, создав систему, которую сами беспристрастные материалисты называют «физиологической мифологией» души». Как эти слова профессора Снегирева актуальны и в наши дни! Когда безбожная психология заменяется грубой физиологией.
Заканчивается книга статьей о столкновении и борьбе мотивов (глава «Воля»). «Нет такого ничтожного желания и действия, которое бы в том или другом отношении не имело значения в общем строе жизни, - говорит В.А.Снегирев, - так как всякое из них способно или приближать человека к совершенству, возвышать, или удалять и способствовать падению, хотя бы в самой ничтожной степени. Таким образом, безнравственных в нравственном отношении сознательных действий нет, и цельность, высокое развитие нравственного характера обнаруживается главным образом во всеобъемлемости нравственного мотива, в верности идеалу в самых ничтожных мелочах или, по крайней мере, в стремлении быть ему верным в самых мелких действиях. Но в действительности очень большое количество желаний и действий не вызывают нравственной оценки и совершаются без всякого прямого влияния нравственного мотива или вследствие своей незначительности, или вследствие естественного совпадения с нравственными требованиями, или, наконец, вследствие привычки». Трудно что-либо добавить к этим словам.
Более 120-ти лет прошло со дня смерти Вениамина Алексеевича Снегирева. А труд его живет и, уверен, будет жить. Потому что он ведет ко Христу. Сумеем ли мы подхватить эту «эстафету»? Покажет время.
Дмитрий Авдеев, врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям