Свобода насилия

Андрей Карпов о законопроекте, внесенном в Госдуму депутатами от фракции ЛДПР

0
1183
Время на чтение 4 минуты
Законодательные инициативы не перестают удивлять. Порою они оборачиваются такими семантическими вывертами, что поневоле задумаешься: что это - результат неразумия или интеллектуальная провокация? Вот, например, 26.10.12 в Государственную Думу внесён законопроект (№ 161207-6), предлагающий поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

Свобода совести – важнейшая из свобод. Это - подлинная свобода, а не какое-нибудь пропагандистское измышление. И эта свобода гарантирована гражданам России соответствующим законом. Теперь же в этот закон предлагается внести пункт, санкционирующий насилие. Какая-то поистине запредельная ирония – декларировать допустимость насилия в законе о свободе. Ведь обычно принято считать, что свобода – это отсутствие насилия, а насилие предполагает ограничение свободы.

Авторы-иронисты, разработавшие поправку, – депутаты Государственной Думы И.В.Лебедев и С.В.Иванов (фракция ЛДПР). Лебедев, к тому же, отнюдь не простой депутат: это – сын Жириновского, занимающий довольно высокий пост – Заместителя Председателя Госдумы.

Предлагаемый новый пункт закона «О своде совести» достоин того, чтобы процитировать его целиком:

«2.1 Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, а также в жилых помещениях.

В иных местах совершение молитвенного обряда, а также религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного осуществляется в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации».

В Пояснительной записке к законопроекту необходимость законодательной инновации обосновывается тем, что в действующем законодательстве нет норм, регламентирующих проведение публичных религиозных обрядов. Религиозные обряды с участием большого количества лиц сегодня часто проводятся в местах общего пользования. Если же обряд предполагает принесение в жертву животного, то подобное жертвоприношение в общественном месте может восприниматься частью общества негативно и к тому же «нарушает санитарные правила и негативно сказывается на психическом здоровье взрослых и детей». Законопроект предлагает выделить подобные обряды в особую категорию и ограничить места, где возможно их проведения.

То есть в первом приближении законопроект депутатов от ЛДПР выглядит реакцией на празднование Курбан-байрама, во время которого мусульманам случалось резать жертвенных баранов прямо на улице. С насильственными действиями в отношении животных, вроде бы, понятно. Но почему же норму предполагается распространить и на насильственные действия в отношении людей?

В Пояснительной записке об этом практически не говорится. Сказано лишь, что это могут быть «обряды посвящения, очищения и т.п.». При желании тут также можно найти антиисламский (а для желающих – и антиеврейский) контекст. Например, насильственным действием можно считать обрезание. Теперь перечитаем места, где дозволяются насильственные действия – медицинских учреждений среди них нет. Следовательно, законопроект в неявной форме содержит запрет на выполнение операции обрезания в светских медицинских учреждениях. Запрет на обрезание уже озвучивался в Европе, вероятно, авторы нашего законопроекта решили пойти по европейским стопам.

Христиане, кстати, тоже могут почувствовать ограничения, предлагаемые законопроектом. Крещение младенцев, например, также может быть интерпретировано как насильственное действие. Да, сегодня младенцев крестят, в основном, в баптистериях, - новой нормой это дозволяется. Но жил бы князь Владимир при данной норме, крестить народ в водах Днепра ему бы не позволили…

Впрочем, главная опасность предложенной нормы – не в том, что она ограничивает, а в том, что она позволяет. Она и дана не в отрицательной, а в положительной формулировке: «обряды, сопряженные с насильственными действиями … беспрепятственно совершаются». Какие именно обряды и какие именно насильственные действия – остаётся «за кадром». Это могут быть любые действия. Конечно, есть ещё и Уголовный кодекс, так что от человеческих жертвоприношений мы, пожалуй, всё-таки застрахованы. Но расчленение кошек становится вполне легитимным.

Является ли предложенный законопроект осознанной попыткой легализовать самые тёмные религиозные обряды? Может быть, и нет. Вполне возможно, что мы имеем дело с последствием обычной для нашего законодательства практики, когда в законах стараются уйти от разговора по существу, подменяя конкретное содержание общими формулировками. Хотели сказать о Курбан-байраме, так и надо было о нём говорить, а не допускать любые жертвоприношения без привязки к какой-либо культуре. Хотели сказать, что принесение в жертву животных допускается, - не надо говорить о допустимости насилия вообще. Иначе бегство от конкретики рано или поздно приведёт к таким применениям общих формулировок, что волосы станут дыбом.

Скорее всего, закон не пройдёт. ЛДПР всё же - не Единая Россия, так что ситуацию нельзя считать острой. Но насторожиться мы должны. В атеистическом государстве, где власть официально дистанцируется от любой религии, гарантий того, что вдруг внезапно не откроется законодательная лазейка откровенному сатанизму, нет. О чём нам и напоминает данный законопроект.

Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Свобода насилия

Такие законы нельзя принимать. Резать баранов на праздники-это христианская традиция. На Курбан-Байрам мясо раздают бедным людям. Поступают по-христиански. В России надо восстановить эту традицию. Если еще научится вкусно готовить, то она понравится взрослым и детям.
lexa / 20.11.2012, 14:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59