Нужны ли школе форма и молитва?

Православные священнослужители о целесообразности введения школьной формы и предоставления учебным заведениям специальных помещений для религиозных обрядов

В Госдуме состоялся правительственный час, где обсуждались вопросы, возникшие в ходе подготовки ко второму чтению нового закона «Об образовании».

Выступивший на правительственном часе в Госдуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов, в частности, одобрил предложение о введении единой школьной формы: «Мы не просто поддерживаем, а будем активно заниматься продвижением данного проекта». Ливанов полагает, что требования к форме должны быть закреплены на федеральном уровне, а виды школьной формы могут разрабатывать регионы. По его словам, это необходимо, чтобы школьники не ощущали дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения. «Цель - чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива», - подчеркнул министр.

Поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятые Госдумой в первом чтении, предполагают, что школам будет разрешено предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет, только если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей.

По мнению же члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александра Игнатенко, молитвенных мест для разных религий в российской школе быть не должно: «В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой - какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более, если их мало и они являются меньшинством». По его словам, «государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности», а появление молельных комнат может привести к тому, что «детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений».

«Нужны ли и допустимы ли в школах молельные комнаты? Как вы относитесь к идее вернуть школьную форму?» - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что  предложение о введении школьной формы вполне разумно.

«Это норма для каждого уважающего себя учебного заведения. Это до сих пор принято на Западе, и у нас это было принято и до революции, и в советские годы. Форма позволяет чувствовать себя членом единой команды, а это очень важный воспитательный момент. И как директор школы, в которой форма существует уже продолжительное время, я должен сказать, что это положительный опыт. Другое дело, что, наверное, не может быть единой формы для всех школ нашей страны. Вопрос о молельных комнатах связан с более серьезной проблемой. Речь идет о соблюдении прав верующих, учащихся в государственной школе. Если говорить о православных, составляющих большинство в нашей стране, то с ними не считаются в очень многих вопросах. Достаточно упомянуть, например, питание в постные дни или учебные программы, составленные со светской, а в нашем понимании – с атеистической, позиции. Учебный режим часто не согласуется с церковными праздниками и т.д. Здесь уже речь должна идти о дискриминации по религиозному признаку. А конфессиональные православные школы жестко дискриминируются в финансовом плане. Их финансирование в два раза меньше по сравнению с государственными школами - хотя в них, очевидно, учатся дети тех же налогоплательщиков. Вопрос о молельных комнатах для представителей традиционных конфессий нашей страны, я думаю, вполне можно решить положительно. Дети, их родители и администрация школы вполне могут решить эту проблему по взаимному согласию», - подчеркнул священник.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, также заявил, что не против школьной формы.

«Только бы образование не падало ниже плинтуса. Только бы не забыли, что образование - это живой творческий процесс, да платили бы учителям достойные зарплаты. Форма - все-таки не главное в школе. Неплохо, наверное, чтобы были в школах и молельные комнаты. Лишь бы это не стало очередной показухой в духе всеобщей политкорректности и только для галочки в отчете. Думаю, что все эти вопросы заинтересованные стороны – и дети, и их родители, и учителя - могут решить полюбовно. Тем более, что для нашей школы в ее нынешнем состоянии это далеко не самые важные вопросы», - продолжил о. Алексий.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также заявил, что «всецело поддерживает» предложение о введении школьной формы.

«Она и дисциплинирует, и вызывает чувство уважения. Это, в общем, вопрос культуры. Что касается молельных комнат, то это серьезная тема для обсуждения. Я не согласен с мнением, что это может разделять учащихся – но, конечно, во внимание нужно принять массу факторов. Это и местные традиции, и процентное соотношение представителей разных конфессий, и региональные особенности. Но найти решение, которое всех устраивало бы, по-моему, возможно. В любом случае нельзя препятствовать человеку обращаться к Богу. Если есть в школе такая возможность – иметь молельные комнаты для представителей традиционных для нашей страны конфессий, - то почему бы и нет. Вспомним, что в свое время домовые храмы при учебных заведениях были нормой. А мы что сейчас мудрее и благоразумнее наших предков? Не будем также забывать, что и сейчас православных в нашей стране все-таки большинство», - заключил о. Андрей.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает нецелесообразным наличие молельных комнат в школах.

«Если ученик хочет помолиться, он может вполне это сделать тайно, про себя, перед уроком или во время занятия прочитать молитву так, что об этом никто не узнает, и никого он этим не смутит. Я сам так делал, когда учился в школе, и для меня не нужна была специальная комната. Даже если учащийся осенит себя знамением Креста, то и в этом случае ничего предосудительного не будет. Если же ученик хочет прибегнуть к Таинствам Церкви, это логичнее сделать в храме. Что касается школьной формы, то эта инициатива вполне разумна и обоснована. Ученикам необходимо прививать дисциплину, даже и по отношению к своему внешнему виду, от навыков внешней дисциплины прививаются навыки дисциплины внутренней. Это практикуется во многих образовательных учреждениях и в вооруженных силах. В этом ничего предосудительного нет и быть не может», - заключил он.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Обсуждаем закон об образовании"
Министерство просвещения стало врастопырку
Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами не довольны и православные, и либералы
19.09.2019
Страна пожинает плоды «педагогической диверсии» 2007 года
Ради нашего будущего, просто ради самосохранения власти нужно срочно возвращать массовое преподавание православной культуры в школе
16.09.2019
Греф – убийца экзаменов… и не только
О заявлениях и действиях главы Сбербанка, направленных на продвижение идей трансгуманизма
06.09.2019
Все статьи темы