Нужны ли школе форма и молитва?

Православные священнослужители о целесообразности введения школьной формы и предоставления учебным заведениям специальных помещений для религиозных обрядов

Закон об Образовании в РФ 
0
555
Время на чтение 4 минуты
В Госдуме состоялся правительственный час, где обсуждались вопросы, возникшие в ходе подготовки ко второму чтению нового закона «Об образовании».

Выступивший на правительственном часе в Госдуме министр образования и науки Дмитрий Ливанов, в частности, одобрил предложение о введении единой школьной формы: «Мы не просто поддерживаем, а будем активно заниматься продвижением данного проекта». Ливанов полагает, что требования к форме должны быть закреплены на федеральном уровне, а виды школьной формы могут разрабатывать регионы. По его словам, это необходимо, чтобы школьники не ощущали дискомфорта от социальных и иных различий в стенах учебного учреждения. «Цель - чтобы в школе дети ощущали общность, чувствовали, что они часть единого коллектива», - подчеркнул министр.

Поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятые Госдумой в первом чтении, предполагают, что школам будет разрешено предоставлять религиозным организациям помещения для молитв и религиозных обрядов. Однако принимать такое решение образовательное учреждение будет, только если имеется ходатайство со стороны учащихся и их родителей.

По мнению же члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александра Игнатенко, молитвенных мест для разных религий в российской школе быть не должно: «В одной школе будет, предположим, православная молельная комната, в другой - какая-то иная. Появится дискриминация в отношении тех учеников, чьи семьи не исповедуют эти религии, тем более, если их мало и они являются меньшинством». По его словам, «государственная школа должна воспитывать дух единства у всех с разным отношением к религии вне зависимости от национальности», а появление молельных комнат может привести к тому, что «детей будут разделять на представителей разных религиозных направлений».

«Нужны ли и допустимы ли в школах молельные комнаты? Как вы относитесь к идее вернуть школьную форму?» - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что предложение о введении школьной формы вполне разумно.

«Это норма для каждого уважающего себя учебного заведения. Это до сих пор принято на Западе, и у нас это было принято и до революции, и в советские годы. Форма позволяет чувствовать себя членом единой команды, а это очень важный воспитательный момент. И как директор школы, в которой форма существует уже продолжительное время, я должен сказать, что это положительный опыт. Другое дело, что, наверное, не может быть единой формы для всех школ нашей страны. Вопрос о молельных комнатах связан с более серьезной проблемой. Речь идет о соблюдении прав верующих, учащихся в государственной школе. Если говорить о православных, составляющих большинство в нашей стране, то с ними не считаются в очень многих вопросах. Достаточно упомянуть, например, питание в постные дни или учебные программы, составленные со светской, а в нашем понимании – с атеистической, позиции. Учебный режим часто не согласуется с церковными праздниками и т.д. Здесь уже речь должна идти о дискриминации по религиозному признаку. А конфессиональные православные школы жестко дискриминируются в финансовом плане. Их финансирование в два раза меньше по сравнению с государственными школами - хотя в них, очевидно, учатся дети тех же налогоплательщиков. Вопрос о молельных комнатах для представителей традиционных конфессий нашей страны, я думаю, вполне можно решить положительно. Дети, их родители и администрация школы вполне могут решить эту проблему по взаимному согласию», - подчеркнул священник.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, также заявил, что не против школьной формы.

«Только бы образование не падало ниже плинтуса. Только бы не забыли, что образование - это живой творческий процесс, да платили бы учителям достойные зарплаты. Форма - все-таки не главное в школе. Неплохо, наверное, чтобы были в школах и молельные комнаты. Лишь бы это не стало очередной показухой в духе всеобщей политкорректности и только для галочки в отчете. Думаю, что все эти вопросы заинтересованные стороны – и дети, и их родители, и учителя - могут решить полюбовно. Тем более, что для нашей школы в ее нынешнем состоянии это далеко не самые важные вопросы», - продолжил о. Алексий.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также заявил, что «всецело поддерживает» предложение о введении школьной формы.

«Она и дисциплинирует, и вызывает чувство уважения. Это, в общем, вопрос культуры. Что касается молельных комнат, то это серьезная тема для обсуждения. Я не согласен с мнением, что это может разделять учащихся – но, конечно, во внимание нужно принять массу факторов. Это и местные традиции, и процентное соотношение представителей разных конфессий, и региональные особенности. Но найти решение, которое всех устраивало бы, по-моему, возможно. В любом случае нельзя препятствовать человеку обращаться к Богу. Если есть в школе такая возможность – иметь молельные комнаты для представителей традиционных для нашей страны конфессий, - то почему бы и нет. Вспомним, что в свое время домовые храмы при учебных заведениях были нормой. А мы что сейчас мудрее и благоразумнее наших предков? Не будем также забывать, что и сейчас православных в нашей стране все-таки большинство», - заключил о. Андрей.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает нецелесообразным наличие молельных комнат в школах.

«Если ученик хочет помолиться, он может вполне это сделать тайно, про себя, перед уроком или во время занятия прочитать молитву так, что об этом никто не узнает, и никого он этим не смутит. Я сам так делал, когда учился в школе, и для меня не нужна была специальная комната. Даже если учащийся осенит себя знамением Креста, то и в этом случае ничего предосудительного не будет. Если же ученик хочет прибегнуть к Таинствам Церкви, это логичнее сделать в храме. Что касается школьной формы, то эта инициатива вполне разумна и обоснована. Ученикам необходимо прививать дисциплину, даже и по отношению к своему внешнему виду, от навыков внешней дисциплины прививаются навыки дисциплины внутренней. Это практикуется во многих образовательных учреждениях и в вооруженных силах. В этом ничего предосудительного нет и быть не может», - заключил он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17