19 ноября в Смольном соборе при большом стечении народа открылся VI Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест». В этот же день здесь состоялось открытие двух фотовыставок: «Александро-Невская Лавра — духовный символ России» и «Межконфессиональный диалог в Санкт-Петербурге. История и современность». Фестиваль «Невский благовест» действительно является межконфессиональным: в нем участвуют не только православные, но и католики, и лютеране, и представители других Церквей. В этом году в программу фестиваля входит около пятидесяти фильмов из пятнадцати стран.
Во время открытия фестиваля была показана премьера документального фильма Кирилла Хейфеца «Мир и память». В основе фильма лежат события этого лета: в июне-июле состоялся мотопробег, посвященный памяти советских солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Стартовав в Санкт-Петербурге, мотоциклисты проделали путь в 2 500 километров, побывав в Германии, Франции и Бельгии. Участвовали в пробеге не только байкеры, но и студенты духовной семинарии, а сопровождал их в пути протоиерей Вячеслав Харинов.
Поначалу колонна мотоциклов, стремительно несущихся по шоссе под звуки рок-музыки, производит тяжелое впечатление. Ведь в фильме уже задана тема войны, и байкеры неизбежно ассоциируются с немецкими мотострелковыми войсками. К тому же на куртках у некоторых из них изображены черепа... Да и вообще — на что способны люди, у которых, по-видимому, одна радость в жизни — гнать на всех скоростях, оттопырив большой палец в знак удовольствия?
Но маршрут мотопробега вынуждает байкеров раскрыться с другой стороны. Они посещают места, где страдали и умирали советские солдаты. Это не только поля сражений, но и лагеря военнопленных: Берген-Бельзен, Цайтхайн, Бухенвальд. Теперь на месте лагерей расположены мемориалы, куда немцы не только приходят сами, но и приводят детей. Немецкие школьники разыскивают семьи военнопленных и порой достигают успеха: тогда из России приезжают родные погибших — поклониться огромной братской могиле. Но от этого не становится менее страшно: авторам фильма удалось донести до зрителей гнетущую атмосферу «мемориалов». Здесь хранятся орудия пыток и показывают кадры из кинохроники, где живые выглядят как мертвецы и отличаются от них только осмысленными глазами.
Авторы фильма раскрывают образы своих героев-байкеров без лишних слов, с помощью одной кинокамеры. Крупным планом показаны их лица во время панихид в местах захоронений. Нельзя сказать, что байкеры истово молятся — но несомненно, что они погружены в происходящее. Один из мотоциклистов молча смотрит кинохронику — и происходит бессловесный диалог между ним и измученным солдатом, затравленно взирающим с экрана. А юная участница мотопробега вдруг оказывается очень похожей на одну из женщин, пришедших в концлагерь в поисках мужей и сыновей.
За захоронениями советских солдат времен Второй мировой в Германии ухаживают очень хорошо. Но некоторые из наших пленных остались за рубежом после войны и умерли уже в мирное время. Судьба послевоенных русских кладбищ, не защищенных никакими соглашениями, конечно, совсем иная. Германия заинтересована в дальнейшем превратить, по крайней мере, некоторые из них в лужайки для отдыха. Российская сторона могла бы принять участие в судьбе воинских кладбищ, но выделять на это деньги пока никто не спешит.
На одном из кладбищ участники мотопробега повстречали женщину в разноцветной куртке. Узнав, что перед ней путешественники из России, женщина стала горько плакать. Оказалось, что она дочь русского пленного, оставшегося на Западе после войны. Женщина всё твердила, что она — русская и православная, просила помолиться за неё в России и даже назвала своё имя: Зинаида.
В фильме «Мир и память» рассказывается не только о преступлении, но и о наказании. На очередных чёрно-белых кадрах запечатлён Гамбург, разрушенный сильнее, чем блокадный Ленинград. Это в 1943 году английские и американские летчики бомбили жилые кварталы Гамбурга и за неделю уничтожили около 50 тысяч жителей. Но картина возмездия только усиливает тягостное чувство: зло влечет за собой новое зло, уродство следует за уродством. Нет, на зло и уродство нужно отвечать как-то по-другому...
«Я жалею, что наш фильм не смог передать все ряды отеческих могил, все выветрившиеся камни, все имена наших соотечественников, лежащих на чужбине, - сказал отец Вячеслав Харинов на открытии фестиваля. - Фильм не смог передать две недели проливного дождя, да и всю эту поездку по местам, где страдали наши соотечественники, где они погибли, забытые родиной. Да и сейчас родина не очень о них помнит...
Наш фильм — это кино «неформатное», оно не будет принято в прокат. Но это наша попытка показать, что мы не равнодушны к памяти, что мы не забыли и не бросили своих соотечественников. Ваше присутствие в этом зале свидетельствует о том, что у нас есть надежда, что мы можем формировать другое отношение к истории, памяти, Отечеству — не хищническое, потребительское или равнодушное, а исполненное глубокой любви. Пусть даже это будет любовь к родному пепелищу и отеческим гробы. С этого начинается Родина и сам человек. Строительство человека, работа сердца и ума — это и есть задача фестиваля».
Ольга Надпорожская