В ПСТГУ состоится лекция историка Федора Гайды «На пороге гонений: Церковь в представлении русских либералов в 1907–1917 гг.»
0
19.11.2012130
20 ноября в рамках выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» начинается цикл лекций, посвященный взаимоотношению Церкви и государства в XX веке, сообщает пресс-служба Свято-Тихоновского университета.
Первая лекция состоится во вторник, в 16:00. Ее ведущий – доцент, кандидат исторических наук Федор Александрович Гайда (МГУ, ПСТГУ). Тема лекции: «На пороге гонений: Церковь в представлении русских либералов в 1907–1917 гг.»
В ходе лекции будут затронуты следующие вопросы:
– Какие взгляды на Церковь существовали в либеральной среде в последние десятилетия Российской Империи;
– какие «рецепты» по спасению Церкви были выдвинуты либералами;
– как эти «рецепты» реализовывались в первые месяцы существования Временного правительства;
– почему в марте 1917 года Церковь поддержала создание новой власти.
«Главные герои лекции – это представители либеральных течений, в частности, партии октябристов в лице Александра Гучкова и Владимира Львова, ставшего в 1917 году обер-прокурором в составе Временного правительства. Также к либералам, имеющим активную общественную позицию по отношению к Церкви, относились Николай Бердяев и Сергей Булгаков, близкие к правому крылу кадетской партии, - рассказывает Федор Гайда. –Сейчас модно говорить о том, что Церковь сыграла чуть ли не решающую роль в событиях Февральской революции, что именно она десакрализовала монархию. Я придерживаюсь другого мнения. В тот период Русская Церковь оказалась в тяжелой для нее политической ситуации. С одной стороны, она (с ее консервативной репутацией) не должна была подпасть под удар своих критиков из числа революционеров, с другой, она поддержала новую власть в сложной период Первой мировой войны, старалась "не раскачивать лодку"».
«Моя лекция посвящена историческому контексту событий 1917 года. Либеральный взгляд на Церковь сложился задолго до революции. Либералы проводили четкую грань между Церковью Небесной и Церковью земной. Последняя, по их мнению, стала просто частью государственного аппарата, "ведомством православного исповедания", потеряла всякую связь с Христианством. Либералы ратовали за демократизацию Церкви - устранение епископата и привлечение церковных "низов" к принятию важнейших решений. Многие говорили о необходимости секуляризация церковного учения, то есть включению в него элементов светской философии. Можно ли проецировать эту тенденцию на сегодняшний день? Похожа ли антиклерикальная волна, которая сейчас набирает силу, на процессы, проходившие в стране примерно столетие назад? Безусловно, можно. Только тогда эта тенденция была гораздо сильнее выражена», - считает историк.
«Я решил поговорить об этой эпохе, поскольку именно она может преподать, на мой взгляд, важные уроки и светскому обществу, и представителям Церкви. Чем более политизирована Церковь, тем более она воспринимается как политическое орудие, тем сильнее в конечном счете становится волна антиклерикализма. При этом те же годы могут стать ярким примером внутреннего преображения Церкви, и общественная критика тут тоже сыграла свою роль», - считает историк.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна