В Полтаве вспомнили о Льве Гумилеве

19.11.2012
1 октября 2012 года исполнилось сто лет выдающемуся историку и географу современности, автору теории «пассионарности» и одному из ревностных защитников «евразийства» Льву Николаевичу Гумилеву. Именно его памяти была посвящена проходившая в Центральной городской библиотеке очередная встреча полтавского клуба книголюбов, представителей Русской общины.

Собравшиеся отмечали, что Лев Гумилев – это своеобразное «зеркало эпохи». Лев Вознесенский: «Будь среди наших современников Дюма или Жюль Верн - какой роман он написал бы о Льве Гумилеве! И ведь ничего не надо выдумывать». Сын великих поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, он получил блестящее образование, невзирая на начавшуюся мясорубку Гражданской войны. Отец был расстрелян большевиками в 1921 году, мать – всю жизнь претерпевала за свое происхождение и творчество.

А сын страдал «за родителей» всю свою жизнь, когда его просто так приговорили к смертной казни, замененной на длительный срок в норильских лагерях. Именно там, он и создал свою «пассионарную теорию этногенеза» - рассматривающую исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами и вывел понятие «пассионарности» - избытка некой особой человеческой энергии, порождающей жертвенность, внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки. Многие историки современности считают идеи Гумилева наиболее новаторскими в исторической науке последних ста лет.

Разумеется, теорию Гумилева не приняли в официальном СССР, хотя использовали отдельные ее части при обосновании территориальных споров с Китаем.

Лагерник Лев Гумилев чтобы «заслужить» отправку на фронт, открывает большое месторождение железа на Нижней Тунгуске и едет добровольцем на войну, участвовал в освобождении Польши, в Восточно-Померанской и Висло-Одерской наступательных операциях, и штурме Берлина.

За три послевоенных года, он успел закончить университет и защитить диссертацию, после чего в 1949 году получил очередной срок, который отбывал до 1956 года. Любопытно, что свои открытия Гумилев писал на обрывках оберточной бумаги. В Омском лагере, в «Завещании», адресованном оперуполномоченному, он написал: «В случае моей смерти прошу рукопись не уничтожать, а отдать в Рукописный отдел Института востоковедения АН СССР в Ленинграде. При редакционной правке книга может быть напечатана; авторство мое может быть опущено: я люблю нашу науку больше, чем собственное тщеславие».

Признавая важность открытий Гумилева ему дали возможность стать доктором наук, но так и не приняли в состав академии наук СССР. Окончательное признание пришло Гумилеву лишь после 1990 года.

Обо всем этом поведал собравшимся фильм межгосударственной телекомпании «МИР». Руководитель общества книголюбов Г.А. Пихневская рассказала о родителях и семье Гумилева, продемонстрировала книжные новинки, относящиеся к юбилею выдающегося историка. О громадном вкладе Гумилева в изучение истории тюркских народов поведал историк Ю.А.Капустник. Активист Русской общины В.А. Скарга отметил вклад Гумилева и В.Вернадского в развитие концепции «евразийства» и ее роли в современном мире.

В этом отношении диссонансом прозвучало заявление доктора исторических наук И.Петренко о том, что якобы «учение Гумилева не нашло поддержки в исторической науке России». По словам председателя Русской общины В.Шестакова, подобные заявления – лишь демонстрация некомпетентности, так как хорошо известно, что теорию этногенеза преподают в Высших школах России и Казахстана, как одну из теорий развития этноса. В начале октября нынешнего года в Петербурге в рамках отмечания 100-летия Льва Гумилева, прошел международный научный конгресс «Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы». В Казани установлен памятник Гумилеву, а в Астане действует Евразийский национальный университет его имени. Да и в основе евразийской политики самой России лежат именно теоретические обоснования великого ученого, последним призывом которого было: «Объединяйтесь, чтобы не исчезнуть!».

Ян Пругло, Полтава

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий