Собравшиеся отмечали, что Лев Гумилев – это своеобразное «зеркало эпохи». Лев Вознесенский: «Будь среди наших современников Дюма или Жюль Верн - какой роман он написал бы о Льве Гумилеве! И ведь ничего не надо выдумывать». Сын великих поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, он получил блестящее образование, невзирая на начавшуюся мясорубку Гражданской войны. Отец был расстрелян большевиками в 1921 году, мать – всю жизнь претерпевала за свое происхождение и творчество.
А сын страдал «за родителей» всю свою жизнь, когда его просто так приговорили к смертной казни, замененной на длительный срок в норильских лагерях. Именно там, он и создал свою «пассионарную теорию этногенеза» - рассматривающую исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами и вывел понятие «пассионарности» - избытка некой особой человеческой энергии, порождающей жертвенность, внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки. Многие историки современности считают идеи Гумилева наиболее новаторскими в исторической науке последних ста лет.
Разумеется, теорию Гумилева не приняли в официальном СССР, хотя использовали отдельные ее части при обосновании территориальных споров с Китаем.
Лагерник Лев Гумилев чтобы «заслужить» отправку на фронт, открывает большое месторождение железа на Нижней Тунгуске и едет добровольцем на войну, участвовал в освобождении Польши, в Восточно-Померанской и Висло-Одерской наступательных операциях, и штурме Берлина.
За три послевоенных года, он успел закончить университет и защитить диссертацию, после чего в 1949 году получил очередной срок, который отбывал до 1956 года. Любопытно, что свои открытия Гумилев писал на обрывках оберточной бумаги. В Омском лагере, в «Завещании», адресованном оперуполномоченному, он написал: «В случае моей смерти прошу рукопись не уничтожать, а отдать в Рукописный отдел Института востоковедения АН СССР в Ленинграде. При редакционной правке книга может быть напечатана; авторство мое может быть опущено: я люблю нашу науку больше, чем собственное тщеславие».
Признавая важность открытий Гумилева ему дали возможность стать доктором наук, но так и не приняли в состав академии наук СССР. Окончательное признание пришло Гумилеву лишь после 1990 года.
Обо всем этом поведал собравшимся фильм межгосударственной телекомпании «МИР». Руководитель общества книголюбов Г.А. Пихневская рассказала о родителях и семье Гумилева, продемонстрировала книжные новинки, относящиеся к юбилею выдающегося историка. О громадном вкладе Гумилева в изучение истории тюркских народов поведал историк Ю.А.Капустник. Активист Русской общины В.А. Скарга отметил вклад Гумилева и В.Вернадского в развитие концепции «евразийства» и ее роли в современном мире.
В этом отношении диссонансом прозвучало заявление доктора исторических наук И.Петренко о том, что якобы «учение Гумилева не нашло поддержки в исторической науке России». По словам председателя Русской общины В.Шестакова, подобные заявления – лишь демонстрация некомпетентности, так как хорошо известно, что теорию этногенеза преподают в Высших школах России и Казахстана, как одну из теорий развития этноса. В начале октября нынешнего года в Петербурге в рамках отмечания 100-летия Льва Гумилева, прошел международный научный конгресс «Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы». В Казани установлен памятник Гумилеву, а в Астане действует Евразийский национальный университет его имени. Да и в основе евразийской политики самой России лежат именно теоретические обоснования великого ученого, последним призывом которого было: «Объединяйтесь, чтобы не исчезнуть!».
Ян Пругло, Полтава