Как отметил А.Степанов, подходы, которые сегодня предлагаются для решения межнациональных конфликтов, «рождены в нашем либеральном прошлом»: «Люди, которые пытаются в теории решить национальный вопрос, - в массе своей воспитаны на идеях ученого Валерия Тишкова. Он долгое время убеждал нас в необходимости реализовать американскую модель "плавильного котла" национальностей в России. Но еще в XIX веке наши мыслители, славянофилы четко сформулировали идею о том, что Россия представляет собой особый тип цивилизации. Идеи ученого и философа, основоположника цивилизационной концепции, Николая Яковлевича Данилевского сегодня изучают интеллектуалы всего Запада. Но для нашей современной политической элиты Данилевский, говоря церковным языком, слишком твердая пища. Им нужна западноориентированная "кашица". В итоге созданные современными экспертами концепции, как правило, стоят на том, что Россия является частью Запада. Дескать, то, что хорошо работает в Европе, должно работать и у нас. Но не получается. В лучшем случае "европеизированные" стратегии оказываются малополезными, а в худшем – приносят вред, как некие инородные тела».
Напомнив, что с 90-х годов в России слово «империя» считается чуть ли не ругательным, А.Степанов заметил, что наша страна «по сути, и сейчас остается империей, где проживает множество народов». «А в империи национальная система должна быть выстроена очень ветвисто. Наша страна не может быть национальным государством русского народа. Неслучайно Господь так устроил, что Россия практически пополам разделена тюркскими и финно-угорскими народами Поволжья. Таким образом, формирование на территории России мононационального государства невозможно», - отметил он.
Впрочем, пояснил А.Степанов, «это не значит, что нам надо руководствоваться в выстраивании межнациональных отношений пресловутым принципом толерантности и уравнивания неравного». «Внутренняя иерархия народов в имперском, по сути, государстве – конструкция очень сложная, - продолжил А.Степанов. – Интуитивно в советское время был сформулирован образ семьи, где русский народ подавался в качестве старшего брата. А все остальные народы – младшие братья. И аналогии здесь были очень наглядными. Ведь старший брат может и подзатыльник дать, его должны слушаться младшие. В то же время он не имеет никаких особых прав по отношению к остальным. Они не его подчиненные, а братья. И он, в свою очередь, их защищает в трудных ситуациях».
«Вот такую гармоничную систему отношений надо выстраивать заново. Необходимо, чтобы русский народ снова де-факто стал первым среди равных. К сожалению, ничто не говорит о том, что наши теоретики будут стараться воплотить эту фундаментальную мысль на практике», - резюмировал главред РНЛ.
Рассуждая о противодействии экстремистам националистического толка, А.Степанов заметил: «Сама по себе мера, направленная на выявление потенциальных конфликтных зон, - правильная. В отдельных случаях это поможет предотвратить вспышки каких-то тлеющих конфликтов. Но проблема межнациональных отношений, на мой взгляд, коренится даже не в противоречиях между русскими и представителями других народов. Проблема – в бюрократии. Если бы не продажность чиновников, большую часть проблем можно было бы решить на основании закона. Практически каждый раз, когда имеет место громкий конфликт между русскими и приезжими, выясняется, что просто-напросто местные чиновники брали взятки и закрывали глаза на то, что инородцы понемногу начинали чувствовать себя хозяевами и угнетали местное русское население. Ну а русский мужик, как известно, долго терпит, а потом его трудно остановить. Но сами по себе меры мониторинга ничего не дадут, если, повторяю, не будет выстроена четкая имперская политика выстраивания межнациональных отношений. Назвать эту политику можно по-другому, если уж кто-то до сих пор напуган штампами СМИ образца 90-х годов. Например, евразийской. Но, по сути, это должна быть имперская политика, которая строится на двух принципах. Первый – доминирование русского народа среди остальных российских народов. Второй – равенство народов между собой. Надо в государственной политике совместить эти два лишь внешне противоречащих друг другу принципа. Дореволюционная история наша доказывает, что гармоничные отношения между народами выстроить возможно».
Между тем, обратил внимание А.Степанов, сегодня чаще всего мы сталкиваемся с ущемлением национального самосознания русских: «К этому привела политика последних двух десятилетий, когда потакали национальным меньшинствам и эксплуатировали такие черты русского народа, как смирение и терпение. Но мы уже подошли к какому-то рубежу. И даже власть понимает, что если не будет выстроена система межнациональных отношений, устраивающая все российские народы, может начаться серьезный кризис государства».
Но вместе с тем, власть не должна потакать русскому национализму, считает А.Степанов, потому что «могильщиком России может стать именно русский национализм, ни чеченский национализм, ни татарский страну не разрушит».
Другой проблемой А.Степанов видит коррупцию: «Здесь ситуация очень сложная. Просто введение закона об ответственности чиновников ничего не решит. У южных народов гораздо более спокойное отношение к взяткам, чем даже у нас. Дать бакшиш чиновнику – своего рода элемент культуры. И здесь в Центральной России южане очень активно стараются "подсадить" чиновников на взятки. А те, в свою очередь, не сильно сопротивляются».
По словам главреда РНЛ, «наша история показывает, что прежде она решалась только карательными мерами. На примере трех наших реформаторов – Ивана Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина – можно проследить одну закономерность. Каждый раз создавалась личная гвардия правителя – опричнина, преображенцы, чекисты. И этот орган жестко контролировал бюрократию. Можно создать и сегодня такую гвардию в каких-то современных формах? Решится ли на это руководство России? Если побоится, бюрократия просто съест верховную власть. Задача в том, чтобы поставить в служилый класс лучших представителей России, которые отдавали бы себя государству, получая при этом определенные привилегии, но не господствовали бы над народом, не сосали из него соки».