Еще раз о «ценах» на Крещение

Альберт Битюцкий размышляет о проблеме на примере ситуации в храмах Хабаровска

Случайно наткнулся на публикацию Amur Media под названием «Принять крещение в Хабаровском крае стоит тысячу рублей».

«Принять крещение в Хабаровском крае стоит тысячу рублей. По словам служителя церкви, это примерная сумма пожертвования храму за совершение таинства, сообщает корр. ИА Amur Media со ссылкой на газету "Хабаровские вести"», - сообщает «финансовую сенсацию» это интернет-издание.

Посмотрел и эту публикации «Хабаровских вестей», вернее рубрику «Вопрос-ответ», где одна женщина задает вопрос: «Вход в рай платный?» На который священник Роман Никитин, клирик Спасо-Преображенского собора Хабаровской епархии, дает очень четкий ответ.

«Тысяча рублей - это примерная сумма пожертвования храму за совершение таинства крещения, - объясняет священник Роман Никитин, клирик Спасо-Преображенского собора Хабаровской епархии. - Средства идут на содержание храма. Если человек не может пожертвовать такие деньги, ему надо обратиться к священнику, и тот благословит его окреститься бесплатно. Об этом людям рассказывают на огласительных беседах, обязательных перед таинством. Так что не стоит бояться того, что вы прочитали в объявлении, надо спрашивать».

Хочу заметить, что мне часто приходится проводить перед Таинством Крещения так называемые огласительные беседы, где уже крещеным родителям, а также будущим крестным папам и мамам (восприемникам) рассказываем об этом и других Таинствах Церкви, пытаемся за 3-4 беседы (каждая минимум 1-1.5 часа) рассказать об основах Христианской Веры и т.д. Первоначально, даже испытывал, скажу откровенно, небольшой шок от того, как далеки наши люди, которые называют себя «православными», от самой Веры Православной!

Не удивительно, что эта женщина, назвавшаяся Еленой Морозовой, задает подобный вопрос: «Хотела покрестить ребенка, но меня отпугнула цифра в списке с расценками - за крещение надо выложить тысячу рублей. Неужели не видать Царствия Небесного, если человек не может выложить такую сумму? Деньги-то немалые!» (15.10.2012)

Когда в наше сознание через СМИ постоянно вдалбливают новые правила поведения в потребительском обществе недостроенного «светлого» капитализма, то не удивительно, что эта женщина, следуя нормам общества «золотого тельца», пытается прикупить для своего чада в «Царстве Небесном» местечко, да еще и «подешевле» (прости меня Господи!), и не желает «выкладывать тысячу рублей» по существующим «расценкам». Так сказать, торг уместен, решила поторговаться, скинуть «входную плату» в «рай».

Хочу подчеркнуть, что в ходе огласительных бесед катехизатор в обязательном порядке поясняет, что если у кого нет возможности, просим этого не стесняться, так как бывают самые разные жизненные ситуации у человека. Просим на встрече с батюшкой, который проводит заключительную (4-ю беседу), непосредственно перед самим Крещением, поведать об этом и получить его благословение на Таинство. В моей практике подобные случаи происходят довольно часто: это и студенты, и многодетные матери и т.д.

Что же не понятно было этой женщине?! Она это написала или по своему незнанию, или с целью показать, что Церковь замыслила не пустить ее чадо «бесплатно», как она пишет, в «Царствие Небесное»? Согласитесь, что на свой аршин не следует пытаться мерить всех окружающих, тем более священнослужителей нашей Церкви.

Давайте, помолимся за эту женщину, ее чадо, чтобы ее ребеночек принял сие Таинство, вошел в Церковь Христову, а вопросы «пожертвования» не искушали ее душу.

P.S. Между прочим, катехизаторы Хабаровской епархии помогают нашей Церкви как добровольные помощники. Принципиально за свои катехизаторские беседы денег не берем. Так что, если меня кто-то читает из хабаровчан, милости просим на огласительные беседы, узнайте наконец-то о своей Вере Православной.

Альберт Битюцкий, катехизатор Свято-Елизаветенского прихода, Хабаровск

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

72. торжество бесверия

Ещё Патриарх Алексий II призывал убрать ценники. Человек, приходящий в храм, часто подвергается бесовским искушениям - демон подбрасывает соблазнительные мысли, желая отвести человека от Церкви. А мы рассуждаем так, будто диавола вообще нет.

Серёжа / 15.11.2012

71. торжество безверия

Надо понять очевидное: воцеркови людей как следует - Бог пошлёт средства. Зачем соблазнять народ? Да, в Церкви ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕСПЛАТНО, ДАРОМ. И пожертвования тоже должны даваться даром и добровольно. Нельзя как Иудеи в пустыни искушать Бога и говорить:"Может ли Бог дать нам то? Может ли Бог дать нам сё?" Скоро мы точно превратимся в Евангельских фарисеев (многие уже превратились) и перейдём к открытому богоборчеству.

Серёжа / 15.11.2012

70. Ответ на 68., Сергий Агапов :

Спаси Господи, Вас Сергей за эти печальные ссылки. Печально получать упреки от внешних и врагов Церкви и не мочь возразить, ибо упреки справедливы. Тяжелое искушение.

Александрс. / 15.11.2012

69. Ответ на 68., Сергий Агапов:

"Туне приясте, туне дадите"

Вот как Св.Церковь толкует это место из Евангелия от Матфея: Евфимий Зигабен: "Стих 8. "Болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите". Сообщил им дар исцелений, чтобы те, которые не убеждаются проповедью, убеждались, по крайней мере, чудесами; вместе с тем и их самих делает этим более усердными к проповеди. А чтобы они не гордились, совершая столь великое, и не требовали вещественного вознаграждения, заранее укрепляет их, говоря: даром вы получили от Меня этот дар исцелений, без всякого труда с вашей стороны, даром же сообщайте их людям, не требуя от них ничего для поддержания своей жизни. Возвышая в них нестяжательность, повелевает им не брать даже ничего для путешествия... Стих 10. "Достоин бо есть делатель мзды своея." Нет нужды, — говорит, — вам в дорожных запасах, так как вы заслуживаете пропитания от тех, которым вы помогаете, для которых трудитесь и работаете. И это не есть дар, но награда за ваши труды, и это необходимо, как должное." Блж.Феофилакт: ""Туне приясте, туне дадите." Ничто так не прилично учителю, как смирение и нестяжание. Посему эти два качества и выставляет на вид, когда говорит: туне приясте, туне дадите. Не превозноситесь тем, что имеете такие блага и раздаете их: ибо вы получили их даром, по благодати. Но с смиренномудрием соединяйте также и нестяжание: туне, говорит, дадите. А чтобы совершенно исторгнуть корень всех зол... "Достоин бо есть делатель мзды своея." Приготовляет их к самому строгому образу жизни, посему запрещает им всякое попечение об излишестве и всякую заботу, не позволяет носить даже жезла. Это верх нестяжания и сильное побуждение верить учителю нестяжания. Потом, чтобы не сказали: "чем же будем питаться", - говорит достоин есть делатель мзды своея, то есть, будете питаться от учеников своих: они обязаны доставлять вам это, как делателям. Впрочем достоин, сказал, мзды, то есть пищи, а не роскошного стола: ибо учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни."

М.Яблоков / 15.11.2012

68. "Ибо взимати всегда есть взимати. А также воспрещают и все церковныя произвоства за даяние денег".

Мне думается, дорогие друзья, что у нас перепутались два понятия: десятина, жертва прихожан на храм (обязательная) и добровольное дополнительное пожертвование в храм людей, которых подвигла на это Благодать, полученная от присутствия и участия в церковных обрядах и таинствах. Если в первом случае цена жертвы может быть оговорена заранее, то устанавливать расценки во втором случае и требовать еще и предоплаты, по моему греховному разумению есть прелесть бесовская, которой мы вынуждены подчинятся вследствие торжества бесовских сил в нынешние апокалиптические времена. Прошу прощения за это дерзкое заявление, но и выдавать за норму предварительную оплату таинств, мне, даже и помраченному множеством страстей и прегрешений, кажется неправильным. Хочу подчеркнуть, я никого не осуждаю и обвиняю за нынешнее, кажущееся мне ошибочным положение дел. Более того, славлю Бога за то, что имеем. Потому-что не исключено, что придут времена, когда оплата будет автоматически сниматься (конечно, с целью исключения воровства среди персонала) простым прикосновением лба к чипу, вставленному к почитаемым предметам, а будущие священнослужители церкви последних времен, вообще будут взымать оплату за таинства, благословляя чипированную руку прихожан чипированной своей дланью. Что делать. Все течет, все меняется, грядут страшные времена, как и предсказано нам Писанием. Но прошу прощения за отклонение от темы. Надеюсь, что нас с вами, дорогие братья и сестры от такой церкви Господь отведет. Но и нынешнее положение вещей, мне кажется выдавать за норму не следует. "Туне приясте, туне дадите", - на нам ли было это сказано. К величайшему сожалению, не много материала я нашел в интернете по поводу этих слов, но осмелюсь предложить вам несколько статей. http://www.stsl.ru/lib/book13/chap190.htm http://www.3rm.info/12236-tune-te-darom-priyaste-tune-dadite-kak-by-ne-tak.html http://bratstvo-rdc.info/stati/apologija/skolko-stoit-spasenie.html http://www.agioskanon.ru/otci/024.htm Здесь нет с моей стороны каких-либо намеков и обвинений. Только желание показать вам, что есть соблазны, есть смущение среди верующих. А мы, надеюсь, как исправно платили за требы и таинства, так и будем продолжать это делать дальше, «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».

Сергий Агапов / 15.11.2012

67. Ответ на 65., Андрей Карпов:

Вы, я смотрю, от конкретного вопроса перешли к философии? Здесь тема совсем другая ) Вашего ведь духовного окормления здесь никто не испрашивал, не так ли? Вы предлагаете сделать все в Церкви бесплатно. Но такого не может быть по определению. Разве что при соминовском хилиазме ) Если вы не выполняете заповедь о пожертвовании (десятина), то надо каяться в этом (об этом даже говорится и в общей исповеди - см.55-й комментарий), а не утверждать, что это норма. Это не норма. Не надо делать из греха норму! Вот и все, что я хотел сказать. Прощайте.

М.Яблоков / 15.11.2012

66. Ответ на 64., Андрей Карпов:

Вы просто внимательно перечитайте 60-й комментарий. Пожертвования обязательны за все таинства и обряды Церкви. Сумма пожертвований может быть разная, в зависимости от благосостояния конкретного человека, вот поэтому Златоуст, исходя из Писания, и говорит об обязательной ДЕСЯТИНЕ. Что вам еще не понятно?!

М.Яблоков / 15.11.2012

65. Ответ на 59., М.Яблоков :

Только эта Ваша любовь как минимум не совершенна.

Так и хочется написать - дорогой мой М. Яблоков! (не обижайтесь, это не ёрничество) - да, любовь наша несовершенна. Любовь в людях - очень и очень во многих несовершенна. И лично моя также. Но только такая любовь в нас и есть! Другуой мы достигаем, и только Бог знает, достигнем ли в этой жизни. Но и пренебрегать даром любви не стоит. В Вашей фразе очень больное есть место - словечко "эта"... Не пренебрегайте, пожалуйста, любовью, иначе нечему будет возрастать. Также и с совестью. Она, конечно, прожжена. Но это проявляется, когда она молчит. А если голос совести слышен, то это в нас говорит ещё один дар Божий. Не дал бы Бог нам совести, если бы мы не могли ею пользоваться. И не нужна она была бы, если одними Писаниями мы бы спасались. Не соблюдать заповедей нельзя... Но мы их не соблюдаем. Позовольте Вас спросить - Вы в рубашке ходите или нет? Думаю, что в рубашке. Значит Вы её не отдали, хотя читали же - отдай... Нельзя думать, что ты правильно поступаешь... Ибо правильность заповедей - это уровень явленной святости на земле. Кто - без греха? Поэтому мы заповеди нарушаем... И должны осознавать это собственное несовершенство... И только Божьей помощью из этой греховной бездны мы шаг за шагом приближаемся к Источнику Света. Молиться за то, чтобы другой сделал свой очередной шаг - можно, бремя брать с него на себя, помогать ему в этом - можно, но требовать, чтобы он сразу оказался в конце пути - нельзя. Человека нельзя обязать к деланию. Поэтому нельзя и обязать к жертвованию. Можно лишь побуждать. Что и делал Иоанн Златоуст в столь любимой Вами цитате.

Андрей Карпов / 15.11.2012

64. Ответ на 60., М.Яблоков :

В Новом Завете такого установления нет. Есть. Смотрите 29 комментарий. Вы невнимательно читаете. Я утверждаю, что пожертвования были всегда и они были ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Утверждать Вы можете, но в Новом Завете нет установления десятины. Есть установление имущественного служения. "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1 Кор. 16:2) В Русской Церкви десятину именно что отменяли - во время татарского ига. А потом уже и была введена пошлина в твердых суммах. Пожертвования - обязательны, кто спорит. Также как обязателен пост в установленные дни... И т.д. Но не так, как в Саксонии, где неплательщиков десятины просто казнили... Разницу чувствуете?

Андрей Карпов / 15.11.2012

63. св. Алексию Бачурину

(извините, продолжение сорвалось)..... Но вот для только входящих в Церковь (и для меня так было) это может оказаться искушением. Это главное. Вторая причина, менее главная, но тоже имеющая место быть , это - бедность (для некоторых это действительно сумма большая). Можно, мне кажется, поднять цены на книги, свечи .... но не на таинства, особенно на Крещение (они могут быть с жертвой по желанию). С уважением , Александр.

Александрс. / 14.11.2012

62. Автору.

Дорогой Альберт. Перечитав свой горячий комментарий, я понял, что Вы можете принять все резкие слова, сказанные в нём, на себя. Это не так. Я говорил не о Вас. Дело в том, что в наше время появилось и существует некое сословие профессиональных «канавокопателей», занимающихся прокладыванием новых, измышленных ими (или не ими), русел для свободнотекущих рек, якобы ради орошения далёких засохших земель и спасения страждущих людей. Они перекапывают наши поля и луга, пускают действительно живую, настоящую воду наших рек по нужному им направлению, после чего вся местность вокруг этих каналов превращается в зловонное болото, бедственно меняется климат, а вода гибнет, не дойдя до цели и не принеся никому никакой пользы. Нужно быть очень осторожным, чтобы не допустить этого несчастья и не погубить своей воды в тщетных попытках спасти чужие поля. Вопросы есть – но всякому вопросу должно быть своё время и место. Грех это – доброе дело, но сделанное не вовремя, неправильно и не по чину. То, что должно решаться в беседах с глазу-на-глаз, неблагоразумно выносить на всенародное обсуждение. Тем более, что проблема, затронутая Вами, очень стара и болезненна, и упирается в вопрос понимания людьми смысла Жертвы: жертвы Богу и жертвы вообще. Её не решить никакими всенародными обсуждениями. Это дело личной веры – или неверия.

свщ Алексий Бачурин / 14.11.2012

61. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

"Разумеется, это заказная публикация. Для православного человека здесь никакой проблемы нет и никогда не было. «Проблема» высосана из грязного пальца и выплюнута на видное место для всеобщего рассмотрения. Приличные люди аккуратно обходят подобную харкотню, стараясь не наступить на неё ботинком" (св. А. Бачурин) ..., Вот видите, отче, как Вас уважают на РНЛ - меня и за более мягкий пост не пропустили. Я тоже Вас уважаю, поэтому для меня важнее будет Ваш ответ, чем моя публикация. Прежде всего хочу сказать, что я всем сердцем за то, чтобы батюшки на бедных приходах жили материально-достойно обеспеченные. Хоть самые дорогие машины, хоть что иное..... Никакого смущения. Нет никакого смущения даже если священники богатых приходов живут супербогато, даже вызывающе богато. Я это искушение с Божьей помощью

Александрс. / 14.11.2012

60. Ответ на 58., Андрей Карпов:

В Новом Завете такого установления нет.

Есть. Смотрите 29 комментарий. Вы невнимательно читаете. Я утверждаю, что пожертвования были всегда и они были ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

М.Яблоков / 14.11.2012

59. Ответ на 56., Андрей Карпов:

Совесть бывает пожжена. На нее полностью полагаться нельзя, в том числе и из-за последствий первородного греха. У нас другие критерии истины - это святоотеческое учение Матери-Церкви и традиция. И только по ним мы можем непогрешительно все сверять. Соблюдение поста - это обязательное установление (исключения здесь не рассматриваются). И если Вы со временем пришли к тому, что его соблюдать не обязательно, то грош цена такому "воцерковлению". Если воцерковленные люди его не соблюдают, то тем более не будут его соблюдать невоцерковленные. Только эта Ваша любовь как минимум не совершенна. И еще. Свв.отцы учили, что сколько есть ложных учений о Боге, столько же ложных учений и о любви. Не боитесь, что Ваша любовь, которой Вы здесь так целомудренно похваляетесь, окажется ложной? Это лишь только углубление духовного смысла заповеди, я об этом писал, кстати, жаль, что Вы это не увидели. Но заповедь - одна и таже, так и осталась в своем духовном понимании, ибо дана Богом раз и навсегда. В Законе Божией все заповеди оговорены, и исповедь строится по заповедям. И для чего Вы это разжевываете? Это вообще не вызывает вопросов. И еще. Есть такое довольно известное евангельское выражение, которое сейчас так популярно среди "розовых христиан" - "Суббота для человека, а не человек для субботы"(Мк.2,27). Которые хотят отменить заповеди, ради любви... Та вот, посмотрите как свв.отцы это толкуют. Для вас это может быть очень интересным ) "В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть, в душевном покое (суббота значит покой): следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастения. Ибо, кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу."(Феофилакт). Так что заповеди все остаются, в том числе и пожертвования десятины )

М.Яблоков / 14.11.2012

58. Ответ на 57., М.Яблоков :

Десятина (пожертвование) - это обязательное библейское установление Ветхого и Нового Заветов.

В Новом Завете такого установления нет. Наоборот, у апостола Павла чётко сказано о том, что десятина относится к устроению еврейского народа: "Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых." (Евр. 7:5). Также Вы знаете, что в Русской Православной Церкви никогда не было установления десятины, как частного взноса в пользу Церкви десятой части доходов. В Пространном Катехизисе свт. Филарета десятина не упоминается. Т.о. Вы утверждаете, что Русская Православная Церковь всю свою историю допускало искажение истины в этом вопросе? Не слишком ли много на себя берёте?

Андрей Карпов / 14.11.2012

57. Ответ на 52., Андрей Карпов:

В противном случае, мы придём к католичеству, где всё, благословлённое с кафедры признается Божьим установлением.Обычаи поместных Церквей отличаются. Т.е. наличие различий в церковных установлениях существуют, что не мешает существовать Божественной истине.

Ничего подобного у католиков нет. "Ex cathedra" относится не к любой кафедре, а только римского первосвященника. Но это другая тема. Десятина (пожертвование) - это обязательное библейское установление Ветхого и Нового Заветов. Я вам привел тексты Св.Писания, святоотеческие толкования, практику Церквей, но вы все равно гнете свою линию. Ничего бесплатно не бывает. В Церкви работают люди, а не ангелы. Вот если бы в Церкви служили одни ангелы, то тогда все должно быть бесплатно, без всяких пожертвований. Но это не так. Я вот только пока не могу понять, это вы так водимы духом сребролюбия или соминовский хилиазм не дает покоя?

М.Яблоков / 14.11.2012

56. Ответ на 49., М.Яблоков :

Что значит формальное или неформальное исполнение заповеди? Как это можно неформально исполнить заповедь?!

У любого человека есть такой духовный орган - совесть. Если совесть не спит, она весьма легко может помочь разобраться в формальном или неформальном исполнении заповеди. Когда я в период своего неофитства, расстраивал маму тем, что отказывался есть её угощение по причине его скоромности, - это было как раз формальным исполнением заповеди. Иногда формальное исполнение заповеди полезно - в качестве духовной школы. А иногда - губительно. И кроме совести вряд ли тут кто может помочь...

А любовь - это 30 степень Лествицы духовного восхождения. И чтобы ее достигнуть, нужно пройти последовательно все 29 ступеней. Перепрыгивать еще никому не удавалось.

Вы путаетесь в понятиях. Любовь - как состояние духа и есть последняя ступень духовной лествицы. Достигнуть подобного состояния невозможно, не пройдя всего пути. Но это не значит, что любовь недоступна на более ранних стадиях. Любовь близка и понятна каждому, иначе бы Господь и не использовал это слово. Христианство - не эзотерическое учение, где истина открывается посвященным. Христианство - путь, доступный любому. И любовь можно отыскать в каждом сердце. И сколько есть во мне любви, столько и надо применять в жизни. Будешь упражнять любовь, будешь вней возрастать. Но возрастать в любви не сможешь, если не будешь упражняться и в прочих добродетялях. Вот отсюда - и лествица выстраивается. Одно влечёт другое.

Отношение с Богом и ближних вы НИКОГДА не выстроите без формального (другого и не бывает) соблюдения заповеди Божией.

Заповеди Христовы как раз тем и характерны, что они неформальны. Ну вот, к примеру: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду." Теперь сравним ветхозаветную заповедь с новозаветной. "Не убий" - м.б. чётко интерпретировано - либо убил, либо нет - промежуточных положений нет. А "не гневайся"? Это уже эмоция. Внтуреннее, а не внешнее. Тут градаций - море. Может ли человек сказать, что - не гневался? Это - совсем другая Вселенная, совсем другой взгляд, как квантовая физика по сравнению с классической... Евреи могли чувствовать себя праведниками, мы - нет... Отсюда и первичность в нашем мировоззрении - прощения, милости и любви.И их всегда недостаёт. Наше прощение, милость и любовь всегда не совершенны. И совесть наша не спокойна. ВОт, что такое неформальное исполнение заповедей в моём представлении. Это отнюдь - не пренебрежение заповедью.

Андрей Карпов / 14.11.2012

55. Ответ на 51., Андрей Карпов:

Жертвовали на Церковь все. В результате доход Русской Церкви был такой, что в допетровское время Церковь не нуждалась. При этом обязательный сбор был: "с приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостиных) составляли 6 денег; с подьячих, лучших людей посадских - 4; с остальных - 2 деньги".Назывался же этот фиксированный сбор "десятиной".Таково было устройство десятины в Русской поместной Церкви. Существование подобной практики показывает, что десятина (в виде 10% от личных доходов) - не является частью христианского исповедания (т.е. истины Православной Церкви).

Вот именно. Десятина - пожертвования - были всегда и обязательны. Даже в чине общей исповеди говорится: "Согрешил пренебрежением к требованиям церковного устава и традициям церкви, в том числе: не выделял церковную десятину." Бесплатно ничего не бывает, запомните это. Любой труд должен оцениваться. А если вы хотите чтобы было бесплатно, то тогда и сами бесплатно все делайте, а если не можете, то и не требуйте этого и от других. Начинать надо всегда с себя.

М.Яблоков / 14.11.2012

54. Ответ на 47., Блинов :

А то пока вы будете приносить, как советует Карпов, только «в сердце», все священники с голоду перемрут.

Не надо приписывать мне того, что я не говорил. Лучше читайте внимательнее, на пользу пойдёт.

Андрей Карпов / 14.11.2012

53. Ответ на 46., Сава :

Ну, давайте всех перестанем кормить и поить - защитников наших внешних - воинов наших, и внутренних - милиционеров. Мы ведь их тоже призываем блюсти честь офицерскую, мол, что вы все про деньги, а где ваше чувство долга? Актерам я бы тоже в таком случае не стал бы платить, - они же тоже служат "высокому и вечному". Уж больно от этого книжничеством и фарисейством попахивает. Я понимаю, если бы все честно платили справедливые налоги, а церкви отдавали бы положенную десятину. А то ведь отдавать положенного никто не хочет, а батьков святым духом питаться призывают, и не только их самих, но и детей их. А, может, в связи с наступающими последними временами и жениться им запретить, и детей рожать? Кстати, брат Андрей, пришлите-ка мне газетку с информацией о наступлении последних времен, Вы, наверное, поближе к небесной почте, Вам раньше прислали, а то мы тут на периферии еще не читали. Спаси Бог!

Не передёргивайте! Священник кормится от трудов своих. Если он хочет окормляться духовно, то он на это жертвовать должен. Иначе не будет духовного окормления. Но и не надо переставлять сущности. Священники возносят молитвы Богу от имени народа. Литургия в отсуствии предстоящих вообще не должна служиться. Идти с другого конца не получится. Мол, поставим священников, а потом обязуем народ их кормить. Не накормят. Если нет народа с верой в сердце, которому нужна Церковь, готового её содержать, то и Церкви построить административным путём не получится. Не надо искушать слабых! Чем ближе человек к Господу, тем больше он готов отдать. Да он себя всего отдаст, не только свои доходы! Но если человек только знакомится с Богом, а вы сразу заводите речь о деньгах, то что он должен об этом подумать?

Андрей Карпов / 14.11.2012

52. Ответ на 45., М.Яблоков :

"Т.о. решение о десятине в Новозаветной Церкви является не Божьим постановлением. а установлением Церкви." Вот это да!!! То есть Бог - это одно, а Его Церковь - это совсем другое! Вы не протестантов случаем будете? Это что за экклезиологический бред?

Посмотрите на мой текст и перечитайте свой. Я говорю, что установление Церкви не является установлением Божьим.Т.е., если Церковь решает, что данную митрополию надо разделить на две, это решение именно Церкви, и нельзя сказать. что Бог так решил. В противном случае, мы придём к католичеству, где всё, благословлённое с кафедры признается Божьим установлением. Обычаи поместных Церквей отличаются. Т.е. наличие различий в церковных установлениях существуют, что не мешает существовать Божественной истине.

Андрей Карпов / 14.11.2012

51. Ответ на 45., М.Яблоков :

Не с княжеских доходов, а с княжеских дворов взималась десятина. Но жертвовали на церковь все. В Византии были приняты законы о десятине.

Двор в Древней руси - это хозяйство. Десятина с княжьего двора - это десятина с княжеской дани, которую князь взимал с подвластных ему людей ( грубо говоря - люди платили князю в современной терминологии налоги, и уже из них 10% передовалось в распоряжение Церкви - на духовные цели: "нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням подъятие, живым прибежище и утешение, а мертвым памяти"). Такоже князья передавали Церкви 10% взимаемых пошлин, а также - от княжьего суда (от конфискованного имущества и штрафов). Жертвовали на Церковь все. В результате доход Русской Церкви был такой, что в допетровское время Церковь не нуждалась. При этом обязательный сбор был: "с приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостиных) составляли 6 денег; с подьячих, лучших людей посадских - 4; с остальных - 2 деньги". Назывался же этот фиксированный сбор "десятиной". Таково было устройство десятины в Русской поместной Церкви. Существование подобной практики показывает, что десятина (в виде 10% от личных доходов) - не является частью христианского исповедания (т.е. истины Православной Церкви).

Андрей Карпов / 14.11.2012

50. Ответ на 8., Еленка:

Не заказная ли та публикация?

Дорогая Еленка! Разумеется, это заказная публикация. Для православного человека здесь никакой проблемы нет и никогда не было. «Проблема» высосана из грязного пальца и выплюнута на видное место для всеобщего рассмотрения. Приличные люди аккуратно обходят подобную харкотню, стараясь не наступить на неё ботинком. Подумать только! Остатки наших храмов торчат на нашей русской земле, как четыре гнилых зуба в пустом рту глубокого старика. Семинарии давно уже недобирают учащихся: наши детишки уже хорошо знают, что почём в этой жизни, и не торопятся приносить какие-либо жертвы на олтари Господни. Народ совершенно расхристан и ничего не понимает в происходящем, непрерывно ища врагов, которые уже сто лет не дают ему жить «спокойно и счастливо». Даже в православной среде, на Приходе, едва несколько только человек понимают, что такое христианская вера. Здесь, на этом сайте, то и дело появляются публикации совершенно возмутительные, дурящие голову читателю. Один автор утверждает, что «народный социализм» (охраняемый бдительным Комитетом Православно-Государственной Безопасности) – это и есть самая настоящая жизнь по христианским заповедям, другой заявляет, что он лично только что, в своей последней книжечке научно доказал существование Бога, и поэтому вера христианская отныне будет необходима только для тёмных и неграмотных, а избранные (вроде него) теперь будут жить и спасться исключительно в рамках его научной теории. Третьи дружным хором «славу по нотам поют» великому красно-православному императору и «бородами дорогу метут» его верному ученику и последователю. Теперь, похоже, самое время соборно обсудить животрепещущий вопрос: а не слишком ли зажрались ли наши православные попы, эти, так называемые, «батюшки», не слишком ли они, дорогие наши, нам дорого обходятся? То, что они «оборзели» - это мы уже знаем, это нам уже здесь объяснили в недавних публикациях, теперь здесь желают поговорить по-душам за их поповские доходы. Еленка, не ищите «правды» на «православных» сайтах, здесь одна только бессовестная политика. Ищите её в Храме Божьем.

свщ Алексий Бачурин / 14.11.2012

49. Ответ на 44., Андрей Карпов:

Что значит формальное или неформальное исполнение заповеди? Как это можно неформально исполнить заповедь?! Фарисеи были сектанты. Они заменили Божественное Предание человеческим (что, кстати, и Вы пытаетесь делать). Поэтому, имея в руках истинное Писание - Библию, утеряли ключ к его пониманию. Что в итоге привело к распятию Христа-Мессии. Отношение с Богом и ближних вы НИКОГДА не выстроите без формального (другого и не бывает) соблюдения заповеди Божией. В Новом Завете им дан более глубокий духовный смысл, но никто их не отменял. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."(Мф.5,17). А любовь - это 30 степень Лествицы духовного восхождения. И чтобы ее достигнуть, нужно пройти последовательно все 29 ступеней. Перепрыгивать еще никому не удавалось.

М.Яблоков / 14.11.2012

48. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Еще раз повторю, проблема, на мой взгляд, не в расценках на таинства. Это лишь следствие отстранения церковного народа от участия в приходской жизни. Когда это произошло, вопрос спорный. Некоторые ведут отсчет от лет советской власти, когда жизнью прихода, назначением и отстранением священников занимались уполномоченные от КГБ. Может это произошло раньше, да хоть при той же Екатерине. Да, может, святые это и одобряли даже! Хотя если судить по Святителю Игнатию, не все все и одобряли. Но мне кажется, что проблема есть. Об этом пишет и Владимир Семенко, называя нынешнее состояние Церкви отходом от апостольских принципов. Да и само наше Священноначалие далеко не в восторге от некоторых моментов церковной жизни: http://www.obeschania.ru/documents/promises/poslushanie-svyaschennik-inomarka Да, у нас есть пастыри, которые « вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих», справедливо заметил управляющий делами Московской патриархии. Можно, конечно, как предполагает Владыка, обложить в подобных случаях дополнительным оброком любителей нескромных расценок на «пожертвования», но неужели только так можно исправить наши недостатки? Я далек от мнения Алика Зорина: что нынешние финансовые неурядицы свидетельствуют о нашем «нравственном бескультурии, поразившем и клерикальные круги». http://www.obeschania.ru/opinions/zorin Но то, что соблазн присутствует в нашей жизни и его нам не искоренить без общецерковного усилия, без общего молитвенного и христианского делания – это для меня очевидно. P.S. А вот как говорили апостолы: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах…».

Сергий Агапов / 14.11.2012

47. Карпову и всем, кого давит жаба :

Если вы православные христиане, странно вообще слышать от вас про "цены" на крещение и др. Такие вопросы задают те, кто в храме бывает раз в год, освятить куличи и бутылку. Во-первых, про «цены» это вранье, т.к. никаких цен нет, а есть ориентировочное пожертвование. Людям, особенно впервые пришедшим в храм сложно сориентироваться и стыдно спросить. Вот и пишут. А то пока вы будете приносить, как советует Карпов, только «в сердце», все священники с голоду перемрут.

Блинов / 14.11.2012

46. Ответ на 13., Андрей Карпов:

на что жить простому священнику, храм которого не находится на территории какой-нибудь "барвихи"Это - к проблеме, что есть путь священника: профессия или подвиг.Мы мыслим в земной плоскости: человек отучился в семинарии, назначен на приход, должен кормить себя и семью...Получается, что христианство - это работа такая...И ведь можно было это совмещать и с искренней верой, проповедью и духом Православия...Но мы должны помнить, что приближаются последние времена. И всё будет обостряться... Спокойная, профессиональная жизнь всё больше будет входить в противоречие с хритианским деланием...

Ну, давайте всех перестанем кормить и поить - защитников наших внешних - воинов наших, и внутренних - милиционеров. Мы ведь их тоже призываем блюсти честь офицерскую, мол, что вы все про деньги, а где ваше чувство долга? Актерам я бы тоже в таком случае не стал бы платить, - они же тоже служат "высокому и вечному". Уж больно от этого книжничеством и фарисейством попахивает. Я понимаю, если бы все честно платили справедливые налоги, а церкви отдавали бы положенную десятину. А то ведь отдавать положенного никто не хочет, а батьков святым духом питаться призывают, и не только их самих, но и детей их. А, может, в связи с наступающими последними временами и жениться им запретить, и детей рожать? Кстати, брат Андрей, пришлите-ка мне газетку с информацией о наступлении последних времен, Вы, наверное, поближе к небесной почте, Вам раньше прислали, а то мы тут на периферии еще не читали. Спаси Бог!

Сава / 14.11.2012

45. Ответ на 43., Андрей Карпов:

Для чего Вы мне это доказываете? Неужели Вы думаете, что вам поверю, а не вселенскому учителю? "Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при прода­же, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно." (свт.Иоанн Златоуст).

Т.о. решение о десятине в Новозаветной Церкви является не Божьим постановлением. а установлением Церкви.

Вот это да!!! То есть Бог - это одно, а Его Церковь - это совсем другое! Вы не протестантов случаем будете? Это что за экклезиологический бред?

взималась она только с княжеских доходов

Не с княжеских доходов, а с княжеских дворов взималась десятина. Но жертвовали на церковь все. В Византии были приняты законы о десятине.

М.Яблоков / 14.11.2012

44. Ответ на 29., М.Яблоков :

"Мы спасаемся борьбой со грехом, а не формальным следованием заповеди." Экак вы дистанцировали борьбу со грехом с заповедью Божию! Заповедь Божия и дана для борьбы со грехом. Никакого разделения здесь нет. Ваше исповедание напоминает веру древних маркионитов.

Послание к Римлянам 7: 1-6: "Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве." Далее Апостол разъясняет, что заповедь - свята, но формальное следование ей не освобождает человека от греха, потому как духовная пррода повреждена. Наоборот, грех может отталкиваться именно от формального соблюдения... Господь, когда обличает фарисеев, говорит им в упрек, что они строго соблюдали десятину, но оставили важнейшее в законе - милость и любовь. В идеале и то надлежало делать и этого не оставлять... Но важнейшее в законе - устроение собственной души через выстраивание отношений с Богом и ближними. Проповедь Христа как раз часто заключается именно в расстановке приоритетов, а то, за что Его хотели побить камнями как раз и являлось чисто внешним формальным нарушением заповеди (субботства, например).

Андрей Карпов / 14.11.2012

43. Ответ на 29., М.Яблоков :

Еще раз. Десятину никто не отменял.

Как и многие другие установления Ветхого Завета. Просто они не к Новозаветной Церкви относятся. Если Вы внимательно почитаете Второзаконие, то увидите, что: а) десятина взымалась в натуральном виде - с того, что человек делает (добывает)своими руками; б) десятина уплачивалась левитскому священству. Экономически это было оправдано тем, что при разделе земли Израиля, левиты своего надела не получили. Взимание десятины не в пользу левитов в Ветхом Завете нигде не нормируется. Другое дело - добровольное приношение (как десятина в пользу Мелхисидека). В апостольских постановлениях речь о десятине не шла. Первое соборное решение о десятине принято собором в Бургунднии в 585 г. Т.о. решение о десятине в Новозаветной Церкви является не Божьим постановлением. а установлением Церкви. В Русской Церкви соборного решения о десятине не принималось. Десятина была введена Владимиром (с неё построена Десятинная церковь в Киеве), но взималась она только с княжеских доходов. Аналогичные установления принимались в отдельных уездных княжествах. Доходы в пользу Церкви в эпоху Московского царства взимались в твердых ставках в зависимости от сословного положения.

Андрей Карпов / 14.11.2012

42. Ответ на 33., Сергий Агапов :

Можно, конечно, принять версию Андрея Карпова, о том, что нищета священства каким-то боком, сказалась на нашей катастрофе. Но эта нищета была, скорее, следствием общего духовного обнищания.

А одно не исключат другое. Безусловно, обнищание духовное - оно и приводит к подобным вещам. Но и обратная связь имеется...

Андрей Карпов / 14.11.2012

41. Ответ на 35., дед пенсионер :

Я, по видимому, в отличие от Вас, не обладаю знанием, как правильно должен быть решён этот вопрос. Я даже не уверен, что типовое сегодняшнее решение с вывешенным ценником, - абсолютно неправильное. Я только призываю перестать делать вид, что тут нет проблемы, и всё путём... Надо понимать. что проблема есть. Ведь если есть проблема, то её можно начать решать. Например, могли бы существовать Крестильный фонды, из которых бы оплачивалось крещение детей у тех родителей, которые не могут делать это сами... Ну и т.п.

Андрей Карпов / 14.11.2012

40. Ответ на 36., Правдич:

А как обстояло с этим до 1917 года?

Рискну предположить, что ценников на «пожертвования» не было. Была, вероятно, негласная договоренность в приходе о жертвенной помощи храму и батюшке. По материальному состоянию селян, мещан, купеческого сословия. Думаю, каждый стремился не отстать от других в своей жертве. Тут у нас вот какая, как мне кажется, проблема. Несмотря на утверждения официальных лиц о том, что у нас в храмах нет расценок на требы, мне видится четкий контроль сверху за сдачу денег в вышестоящие инстанции за каждые проведенные таинство или требу. Отсюда и эти несчастные ценники. Отсюда, возможно, тщательно собираемые сведения о количестве крестившихся, венчавшихся или отпетых покойников, которые подают наверх наши замученные бюрократическими нововведениями батюшки. Да как же быть иначе. До семнадцатого года у нас веками складывалась финансовая система Церкви. Заводики свечные, монастырские крестьяне, капиталы в банке, пожертвованные богатыми доброхотами. И рухнуло все в одночасье. До семнадцатого года, можно было спокойно смотреть, как приход распорядится жертвенными деньгами. Сейчас другое дело. Каждая копейка в епархии на счету, отсюда и ужесточение финансового контроля. Но должно ли так оставаться всегда? Я не уверен. Более того, по своей слабой и боязливой натуре, жду новых и страшных потрясений в стране и Церкви. Будет ли это от платного крещения или по грехам таких же грешников, как и я окаянный, не знаю. Но принять ценники за крещение не могу. Прав Михаил, жертву мы должны принести в Церковь перед крещением, но то, что существует ныне, мне напоминает вымогательство, а не катехизацию.

Сергий Агапов / 14.11.2012

39. Ответ на 36., Правдич:

А как обстояло с этим до 1917 года?

Так и обстояло как сейчас. Со времен Екатерины II. И никто их святых против этого, естественно, не выступал. Сейчас просто более святые люди появились... )

М.Яблоков / 14.11.2012

38. Ответ на 19., Незабудка :

Если внедрить ваши теоретические изыскания в практику, то большинство будет давать по 100+- рублей за крещение своих младенцев (как милостыню) и их мало будет волновать вопрос, на чем завтра на службу доедет их батюшка, или смогут ли учиться его дети. Зато совесть будет спокойна, мы ведь пожертвовали, а сколько, это наше дело.

Дорогая Незабудка. Я говорила только о ценах на Крещение. А кроме этого еще много других источников дохода у церкви - другие требы и таинства, продажа свеч, литературы. Вот это все и можно повышать до любых размеров. Потому что от высокой цены на венчание никто не пострадает - подкопят денег и обвенчаются. И даже если нет денег на отпевание сейчас - можно отпеть позже заочно, это не смертельно. Хуже, когда человек не окрестится из-за того, что для него это неподъемная сумма денег. Последствия здесь не сопоставимы. Тут посмеивались, что Крещение - пропуск в Царствие Небесное. Да, можно и так сказать. Грешника крещеного, но невенчанного, не отпетого вовремя можно еще отмолить. Но некрещеному закрыта дверь в Царство Небесное. Поэтому как надо бояться, чтобы не оказаться причиной такого несчастья, когда человек хотел окреститься, но не смог, не хватило денег. Я приводила пример с женщиной. Хотя бы делали официально низкие расценки на детей и стариков (чтобы им не выпрашивать).

Елена Л. / 14.11.2012

37. Ответ на 20., Еленка :

Например, в церкви при Иоанновском монастыре (в честь Иоанна Кронштадтского) в СПб (там батюшка еще и подарил крестик и дал свое личное полотенце), в Казанском соборе СПб. Помяните в своих молитвах о. Георгия и о. Алексия!

Спаси Господи батюшек. Я никого не хочу обвинять, а просто хочу привести свои жизненные наблюдения. Вот в г.Красноярске находится Благовещенский монастырь, там такие низкие расценки, каких наверное уже по всей стране нет. На счет крещения не помню, псалтырь на год - 150руб., 1 руб. имя на литургию и т.д. И держатся они уже лет 5-8 на одном месте. Народу всегда в нем много целый день, и между службами всегда очередь в кассу. Люди со всего города и с окрестных мест едут подать сюда требы. Мы часто подаем на 40 литургий и псалтырь на кого только можно, кого только душа пожелает, все охвачены - и родные, и близкие, и дальние. Что, люди такие жадные, что едут где подешевле? Нет, люди, больше чем есть возможнось, всё-равно не смогут дать. Так на ту же сумму или подашь на одного человека, или охватишь десять. Вы думаете, монастырь бедствует? Не думаю. А в той же Епархии в Свято-Вознесенском женском монастыре, литургия на год - 150 руб., вы только вдумайтесь в это! И уже больше 10 лет цены не растут и они ни за что больше не возьмут. Раньше мы туда по почте посылали, а теперь в нашем храме постоянные сборы туда есть. Все, на кого только можно подать, туда уже поданы. Вот этот монастырь действительно несет подвиг, они бедствуют, посылают всюду на сборы, но ЦЕН НЕ ПОВЫШАЮТ. Это просто подвиг. Их молитвами мы все и живем.

Елена Л. / 14.11.2012

36. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

А как обстояло с этим до 1917 года?

Правдич / 14.11.2012

35. 14. Андрей Карпов : Ответ на 4., дед пенсионер :

"Но вот что тут главное: истинное христианство в людях измеряется именно готовностью к добровольной жертве, а всё, что идёт сверх этого - в рамках расценок, это иллюзия... Раскрашенная крышка гроба... " Есть реальность сегодня и здесь,где истинного христианства,духовного рассуждения не много. Но должна оставаться вменяемость человека,раз уж он сегодня живет в абсолютном мире расценок на всё. Поэтому пример грубый - человек 30-ть рублей отдаёт за туалет(пописать),и не ропщет. Вы понимаете? Вменяемость,рассуждение элементарное. Впрочем, Вы извините, я от Вас много не требую.

дед пенсионер / 13.11.2012

34. Ответ на 32., Агапитъ:

Какое фарисейство!

Это не фарисейство. Фарисейство - это совсем другое.

Но КРЕЩЕНИЕ как принятие в члены Церкви,как первейшее условие спасения, должно быть бесплатным, первичный членский взнос здесь неуместен.

Бесплатно ничего не бывает. Разве что сыр в мышеловке... Христос принес за нас и вместо нас Жертву на Кресте (в силу этого мы и принимаем таинство крещения). И мы должны так же поступать, ответно - Жертвовать. Это обязанность, а не просто желательность. В Ветхом Завете для богатых были одни жертвы, а для бедных - другие. Но совсем без жертвы - не было!

М.Яблоков / 13.11.2012

33. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Очень важная тема. И тревожная. Безусловно, Таинство Крещения должно быть абсолютно бесплатным. Это понимают и те, кто лукаво вывешивает расценки на «пожертвование». Это что за бред – ориентировочная сумма на пожертвование? У меня нет ни малейшего сомнения, что если бы этого безобразия не было, люди несли бы в храм в десять раз больше пожертвований. Одно дело, если мы несем десятину Богу, другое дело в комбинат ритуальных услуг. И ум, и сердце мне подсказывают, что сомневаться в порядочности наших отцов церковных глупо и непорядочно. Ну, выстроил себе, наш батюшка монах за городом трехэтажный домик – слава Богу. Господь разберется, наградит его доброхотов. И ты неси, что посильно в храм. Но тревожит вот что: жалобы священников на малые доходы. Их заискивание перед пожертвованием. Кому мы больше доверяем? Богу или мамоне? Согласен с Андреем Карповым. В нашей Московской Патриархии устройство церкви поставлено с ног на голову. И стоим, выпучив налитые кровью глаза, а из карманов штанов сыпятся деньги неизвестно куда. Приходская община должна строить и содержать храмы, заботиться о пропитании священника и его семьи. Тут даже и десятины не хватит, о которой справедливо говорит Михаил Яблоков. Тут подвиг необходим. И всего этого нас лишили. Храмы нам уже строят правоверные иудеи и мусульмане. Нуждающимся батюшкам и их матушкам собирают деньги в интернете. А захожане и знать не знают, кто у них в храме батюшка и нужна ли ему помощь. Покрестился, освятил кулич, набрал крещенской водички, оставил пожертвования и будет с вас. Это вы называете Церковью? Единственное утешение, что на Страшном Суде, возможно, спросят не с этих несчастных, а с тех, кто слупил «пожертвование» с них. Не говорю, что подобное творится везде. Церковь Христова жива и не переведутся Ее служители, которые крестят для Господа, а не для заработка. Но то, что существуют расценки на «пожертвования», на мой взгляд, очень тревожный признак. Да, это можно объяснить, неожиданно обретенной свободой и желанием как можно быстрее восстановить былое величие и богатство. Но нельзя и забывать, к чему оно привело. Можно, конечно, принять версию Андрея Карпова, о том, что нищета священства каким-то боком, сказалась на нашей катастрофе. Но эта нищета была, скорее, следствием общего духовного обнищания. И деньги, и золото, и, так называемое «пожертвование», не последнюю роль играли в этом обнищании. Нет сомнения, Господь воздал сторицей бедной вдове за ее две лепты, но что Он сделал с теми, кто самодовольно положил себе в карман жертву вдовы? Что Он сделал с той церковью и с тем храмом?

Сергий Агапов / 13.11.2012

32. М. Яблокову.

"Бедная вдовица отдала все свое пропитание, а вам сребролюбие не позволяет и одну тысячу рублей пожертвовать?!" --------------------------------------- Михаил, речь идёт о разных вещах. В храмах и сейчас стоят ящики для пожертвований, имеет место кружечный сбор. Вот это как раз те деньги, о которых Вы здесь упомянули. Я также согласен, что должна существовать и церковная десятина, я в принципе не возражаю против ценников на требы. И не надо называть их лицемерно-стыдливым "ориентировочные размеры пожертвований на требы." Какое фарисейство! Но КРЕЩЕНИЕ как принятие в члены Церкви,как первейшее условие спасения, должно быть бесплатным, первичный членский взнос здесь неуместен. Если "03" приедет к умирающему и врач вместо экстренной помощи предъявит больному счёт, Вам это понравится? Итак, бесплатные крещение, исповедь,причастие есть дело ПРИНЦИПА, а не сребролюбия или его отсутствия.

Агапитъ / 13.11.2012

31. Ответ на 30., Агапитъ:

Крещение для ВСЕХ должно быть ТОЛЬКО БЕСПЛАТНЫМ! И с непременным оглашением.

"И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое." (Лк.12). Бедная вдовица отдала все свое пропитание, а вам сребролюбие не позволяет и одну тысячу рублей пожертвовать?!

М.Яблоков / 13.11.2012

30. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

"Пусть все другие требы будут сколь угодно высокие, пусть их поднимают до максимума, но только не крещение. Я считаю, что Крещение должно стоить минимум денег, а детей и пожилых людей, которые перед смертью своей наконец решили окреститься, надо вообще крестить бесплатно." (Елена,пост 10) ----------------------------------------- Вот это верно! Крещение для ВСЕХ должно быть ТОЛЬКО БЕСПЛАТНЫМ! И с непременным оглашением.

Агапитъ / 13.11.2012

29. Ответ на 28., Андрей Карпов:

Апостолы собрались, и решили - достаточно, чтобы обращенные из язычников "воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе".

Нет. Это только на первое время им было дано такое благословение, но не навсегда. См.толкования. "Невоздержание от всего этого обращающихся в христианство язычников вызывало бы в евреях крайнее отвращение к ним и подавало бы немало поводов к смущениям, соблазнам и всяким неустройствам. "Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло" (Златоуст, Феофилакт)."

Христос дал нам свободу от непреложности требований закона. "Всё мне позволительно, но не всё полезно". Мы спасаемся борьбой со грехом, а не формальным следованием заповеди. Апостол Павел призывает давать искренне и так, чтобы это не было человеку в тягость. Десятина при этом является некой "рекомендованной" суммой. Можешь - давай. Не можешь - суди сам. И бог тебя рассудит

Еще раз. Десятину никто не отменял. Если вы не хотите ее платить, то значит вам надо каяться в грехе сребролюбия, а не оправдываться. "Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном."(Рим.15,27) - это закон, причем новозаветный. В тягость это может иметь отношение к детям, больным, инвалидам и прочим, кто не может работать. Но кто может работать - обязан десятую часть посвятить Богу. Иначе не будет благословения на его труды. Вот так в жизни и получается. Человек работает-работает, не покладая рук, и в праздники и в воскресные дни, а... ничего не имеет. Потому благословения Божия на такой труд нет.

Мы спасаемся борьбой со грехом, а не формальным следованием заповеди.

Экак вы дистанцировали борьбу со грехом с заповедью Божию! Заповедь Божия и дана для борьбы со грехом. Никакого разделения здесь нет. Ваше исповедание напоминает веру древних маркионитов.

М.Яблоков / 13.11.2012

28. Ответ на 25., М.Яблоков :

Я не про Ветхий Завет со всеми его прообразовательными жертвами говорю, а о Писании Ветхого Завета, которое по Апостолу богодухновенно. Вот только об этом я и хочу сказать. Десятину никто не отменял.

Ветхий Завет - богодухновен. То есть его заповеди не людьми измыслены, а Богом определены. Стоит почитать установления Ветхого Завета - там много чего установлено, но не законом мы спасаемся, а Христом. Апостолы собрались, и решили - достаточно, чтобы обращенные из язычников "воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе". Христос дал нам свободу от непреложности требований закона. "Всё мне позволительно, но не всё полезно". Мы спасаемся борьбой со грехом, а не формальным следованием заповеди. Апостол Павел призывает давать искренне и так, чтобы это не было человеку в тягость. Десятина при этом является некой "рекомендованной" суммой. Можешь - давай. Не можешь - суди сам. И бог тебя рассудит

Андрей Карпов / 13.11.2012

27. Ответ на 26., М.Яблоков :

Ваши выводу о революции не выдерживают никакой критики. Вся проблема в отступлении интеллигенции от Бога, занятия оккультизмом, спиритизмом, теософией и проч. А не в благососотоянии Церкви и клира.

Революция - это итог. Плотина рухнула. А у того, что рухнула плотина может быть целый букет причин - и конструктивные ошибки, и напор воды, и износ, и воровство при стройке... Революция - это социальный выплеск, и в том, что он происходит, участвует - так или иначе весь социум... В том числе и имущественное положение священство имеет значение... Не главное, но имеет.

Андрей Карпов / 13.11.2012

26. Ответ на 23., Андрей Карпов:

Ваши выводу о революции не выдерживают никакой критики. Вся проблема в отступлении интеллигенции от Бога, занятия оккультизмом, спиритизмом, теософией и проч. А не в благососотоянии Церкви и клира.

М.Яблоков / 13.11.2012

25. Ответ на 24., Андрей Карпов:

Что касается Ветхого Завета - то он детоводитель ко Христу.

Я не про Ветхий Завет со всеми его прообразовательными жертвами говорю, а о Писании Ветхого Завета, которое по Апостолу богодухновенно. Его никто не отменял. И отдавать на храм от своих трудов десятину - это установление Божие. И Новом Завете - тоже. "Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при прода­же, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно." (свт.Иоанн Златоуст). Вот только об этом я и хочу сказать. Десятину никто не отменял.

М.Яблоков / 13.11.2012

24. Ответ на 22., М.Яблоков :

В Новом Завете главное с чем ты приходишь в сердце. Если всё в сердце правильно, то и руки будут не пусты... Это у какого святого отцы вы это вычитали? "Если всё в сердце правильно, то и руки будут не пусты..."... Что за чушь? И еще вопрос. Вы отрицаете богодухновенность Ветхого Завета? или выборочно подходите к Писанию?

Покаянный псалом (50-й) помните: "Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит." А ещё помните от Марка (12:32-34) - "Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия." Сначала устрой внутренне, потом следи за внешним. Вернее, придёшь к внешнему деланию сам собой, если будешь иметь правильное духовное устроение. Или не согласны? Что касается Ветхого Завета - то он детоводитель ко Христу. Христианин должен воспринимать его только через призму Нового Завета. Помните у Павла (к Евреям (8:6-13): Сей Первосвященник (Христос) получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. о пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Андрей Карпов / 13.11.2012

23. Ответ на 21., М.Яблоков :

Проблема революции была связана и с имущественным положением священства. Это кто вам такую глупость сказал?

Вы очень спешите с определением "глупость". Это позволяет Вам не думать? Связь тут многосторонняя: 1. Часть священства чересчур рьяно заботилась о доходах (образ жадного попа, который потом использовала революционная пропаганда). ЧТо такая проблема была подтверждаетс яцерковными архивами и прещениями на слишком рьяных священников. 2. Часть священства жила очень плохо, поэтому не находилось духовных сил для реального окормления паствы. 3. Часть священства была зависима от помещиков (как главного источника экономического благосостояния). 4. Священник, как правило, имел несколько детей. Возникал вопрос, а как определять их судьбу. Поповские дети, как правило, получали образование, но не имели экономической базы. В результате - довольно большое количество семинаристов в революционерах.

Андрей Карпов / 13.11.2012

22. Ответ на 16., Андрей Карпов:

"И никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками." (Втор.16,16).В Новом Завете главное с чем ты приходишь в сердце. Если всё в сердце правильно, то и руки будут не пусты...

Это у какого святого отцы вы это вычитали? "Если всё в сердце правильно, то и руки будут не пусты..."... Что за чушь? И еще вопрос. Вы отрицаете богодухновенность Ветхого Завета? или выборочно подходите к Писанию?

М.Яблоков / 13.11.2012

21. Ответ на 17., Андрей Карпов:

Проблема революции была связана и с имущественным положением священства.

Это кто вам такую глупость сказал?

М.Яблоков / 13.11.2012

20. Ответ на 12., Елена Л.:

Например, в церкви при Иоанновском монастыре (в честь Иоанна Кронштадтского) в СПб (там батюшка еще и подарил крестик и дал свое личное полотенце), в Казанском соборе СПб. Помяните в своих молитвах о. Георгия и о. Алексия!

Еленка / 13.11.2012

19. Елене Л

Ваши рассуждения, может, и хороши, как чисто теоретические, но на практике, какую-то среднюю расценку на Крещение людям все же выставлять нужно, так как сознательных мало. При этом объясняя людям, что возможно бесплатно, обгорив этот вопрос с батюшкой. Как и происходит на деле. Если внедрить ваши теоретические изыскания в практику, то большинство будет давать по 100+- рублей за крещение своих младенцев (как милостыню) и их мало будет волновать вопрос, на чем завтра на службу доедет их батюшка, или смогут ли учиться его дети. Зато совесть будет спокойна, мы ведь пожертвовали, а сколько, это наше дело. Вы знаете, что люди приносят в благодарность врачу, спасшему их от реальной смерти, стоявшей на пороге. 60% не приносят ничего, 30% приносят коробку конфет, 10% - что-то большее. При этом это совершенно не зависит от уровня доходов пациента. Могут принести подарок от души бедные люди, а богатые могут даже спасибо не сказать. Знаю это, так как выросла в семье врачей. То же самое будет происходить в церкви. Так что при нынешнем уровне сознательности людей, средняя расценка на крещения просто необходима для выживания церкви.

Незабудка / 13.11.2012

18. Ответ на 8., Еленка :

сколько не повторяй, что пожертвования - добровольные и посильные, так что в лоб, что по лбу - один ответ - "Почему у вас все в храме так дорого".

Это потому, что люди у нас - в основной массе честные. Они видят ценник (если он вывешен), и сколько потом не говори, что - это рекомендованная сумма, а так - "сколько можете" - как честный человек может заплатить меньше? Истинно добровольное и посильное пожертвование возможно только тогда, когда сумма никак не объявляется...

Андрей Карпов / 13.11.2012

17. Ответ на 7., М.Яблоков :

Г-н Карпов, если вы православный христианин, то обязаны шесть дней в неделю трудиться. И из этого своего труда десятину приносить в церковь. Вы это делаете? Если нет, то не надо требовать подвига от других, если сами ничего не можете. Требовать что-то от других имеет право только тот кто, кто сам все положенное выполняет. Я достаточно ясно выражаюсь?

Требовать подвига? Подвига требовать нельзя. Ибо он совершается изнутри человека, а не по внешнему принуждению. К тому же требовать может тот, кто имеет власть. Поэтому я не требую, а призываю и призываю не к подвигу (ибо, Вы правы, к подвигу может призывать лишь подвижник), а к тому, чтобы не уходить от проблем, а честно признавать их наличие. Иными словами - думать. Проблема революции была связана и с имущественным положением священства. На приходах существовала та же проблема - обеспечение доходности. Иногда священники уделяли этому слишком много внимания, и это расшатывало веру... Корень проблемы, на мой взгляд, в том что наша Церковь имеет устроение сверху вниз, а не снизу вверх. Правильное устроение должно исходить из того, что есть община, т.е. православные люди, которые объединяются для организации службы Богу. Община обеспечивает содержание священника (правильнее - посылает одного из своих для обучения на священника). Какова экономическая мощь общины, таково и состояние храма и клира... Священнику это необидно - потому как он плоть от плоти этой общины. А епископ занимается сбором пожертвований в богатых общинах в пользу бедных (этим активно занимался апостол Павел, что видно по его Посланиям). Подобная организация Церкви обеспечивает её перфоматвную адекватность - Церковь такова внешне, какой она является внутренее. Приращение Церкви осуществляется через проповедь (миссионерство),то есть через людей - появдяется потенциальная община, возникает новый приход... У нас же - движение идёт сверху: строится храм (или восстанавливается), назначается священник и возникают финансовые проблемы. Миссия получается в результате весьма специфической - важно привлечь тех, кто экономически обеспечит приход... Простой человек, с одной стороны, приходит на всё готовое, поэтому он не понимает, что это - его приход, что он несет за него ответственность. Он - отчужден. Он приходит в храм не как в дом, а как в офис, за получением религиозных услуг. С другой стороны, этот простой человек оказывается не очень-то и важен для Церкви.Священник ещё должен разглядеть его, узнать. А если пришёл "захожанин" - ну пришёл, ушёл... На жизнедеятельности прихода это никак не сказывается. Механизм работает...Изнутри эту механистичность мы не всегда замечаем, а снаружи (со стороны внешних) её хорошо видно...

Андрей Карпов / 13.11.2012

16. Ответ на 6., М.Яблоков :

"И никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками." (Втор.16,16).

В Новом Завете главное с чем ты приходишь в сердце. Если всё в сердце правильно, то и руки будут не пусты...

Андрей Карпов / 13.11.2012

15. Ответ на 5., н.п. :

нужно почаще напоминать прихожанам о десятине на содержание Храма Божьего.

В Финляндии, например, прямо вычитают в порядке налогообложения... Технологично. Надо ввести в посредничество между Богом и человеком налогового инспектора...

Андрей Карпов / 13.11.2012

14. Ответ на 4., дед пенсионер :

"4. Такса и Таинство. Могут ли быть расценки на Таинство?" Это не расценки, в собственном смысле. Вы,как культуролог, должны бы относительно чутко воспринимать "дух времени".

Рекомендованные суммы пожертвования - это и есть расценки, только поданные в приличном виде... Истинное пожертвование просто опускается в ящик, и никто не знает, кто сколько опустил... Жить по такому принципу - страшно, ибо приходится уповать на Бога, а люди ныне черствы, глядишь, действительно приход будет бедствовать - и батюшка и клир... Но вот что тут главное: истинное христианство в людях измеряется именно готовностью к добровольной жертве, а всё, что идёт сверх этого - в рамках расценок, это иллюзия... Раскрашенная крышка гроба... Мы привыкли ориентироваться на эту внешнюю, приличную сторону, поэтому, пожалуй, и не знаем до какой меры прогнил мир. А может он и не прогнил ещё, м.б. стоит... Не знаем. Живём иллюзией.

Андрей Карпов / 13.11.2012

13. Ответ на 3., Сава :

на что жить простому священнику, храм которого не находится на территории какой-нибудь "барвихи"

Это - к проблеме, что есть путь священника: профессия или подвиг. Мы мыслим в земной плоскости: человек отучился в семинарии, назначен на приход, должен кормить себя и семью... Получается, что христианство - это работа такая... И ведь можно было это совмещать и с искренней верой, проповедью и духом Православия... Но мы должны помнить, что приближаются последние времена. И всё будет обостряться... Спокойная, профессиональная жизнь всё больше будет входить в противоречие схритианским деланием...

Андрей Карпов / 13.11.2012

12. Ответ на 8., Еленка :

Я почему-то постоянно сталкиваюсь с обратной ситуацией - когда батюшки отказываются брать пожертвование за Крещение, и приходится тайком класть побольше пожертвование в кружку для пожертвований, потому что ведь стыдно - есть люди гораздо более бедные, и как-то неудобно уж за Крещение ничего не жертвовать - оно же бывает раз в жизни, всего один раз!

Если не секрет, Елена, где это у Вас такая благодать? Такие батюшки поступают очень мудро. Сегодня человек окрестился бесплатно, потом он начал ходить в эту церковь, покупать свечи, заказывать литургии, сорокоусты, некоторые могут и обвенчаться. Глядишь, и через год, а то раньше, та сумма в 1000 рублей и окупится. Тем более, для человека всегда будет дороже та церковь, в которой он крестился. Так, я часто посещаю ту свою церковь, в которой я крестилась, хоть сейчас живу в другм месте. Но это только с экономической точки зрения. Но тем более с духовной. На такой церкви всегда будет особая благодать Божия за то, что дали возможность окреститься бедным людям, а богатые пусть и не сразу, но обязательно воздадут долг своей родной церкви.

Елена Л. / 13.11.2012

11. Ответ на 8., Еленка:

потому что ведь стыдно - есть люди гораздо более бедные, и как-то неудобно уж за Крещение ничего не жертвовать - оно же бывает раз в жизни, всего один раз!

Совершенно верно. Здесь просто некоторые пытаются не каяться, а оправдывать свое собственное сребролюбие.

М.Яблоков / 13.11.2012

10. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Знаю, что многие со мной не согласятся, но меня тоже всегда неприятно удивляют высокие цены на крещение. Пусть все другие требы будут сколь угодно высокие, пусть их поднимают до максимума, но только не крещение. Я считаю, что Крещение должно стоить минимум денег, а детей и пожилых людей, которые перед смертью своей наконец решили окреститься, надо вообще крестить бесплатно. Не надо унижать бедных людей хоть в церкви, чтобы они упрашивали сделать им скидки. А люди трудоспособного возраста пусть кладут сколько кто сможет пожертвовать. У нас в Красноярском крае в пригородной деревне люди не могут покреститься семьями - сами и по нескольку детей. Какой ответ дадут священники за такое? Унижаться и просить не всякий пойдет. Я разговаривала с одной женщиной, она говорила, что им недостуны такие цены, а просить бесплатно крестить - стыдно, надо накопить денег. Да ничего она не накопит, хоть бы на еду и одежду детям хватило. А если ребёнок умрет?

Елена Л. / 13.11.2012

9. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

«Тысяча рублей - это примерная сумма пожертвования храму за совершение таинства крещения, - объясняет священник Роман Никитин" ,.................... Это лукавство. Благодать не продается. Десятина здесь ни при чем. Любой заказывающий и оформляющий таинство или требу на вопрос о цене должен получать ответ: "сколько можете", "сколько Бог на душу положит"... Наиболее дотошным можно ответить: "Случаи бывают разные - бедные платят мало или ничего, богатые - много. В среднем тысяча - если не трудно". Можете быть уверены - в среднем будет больше тысячи. Да и что это за неверие, что Господь прокормит своего слугу? Тогда идите торговать водкой. Лукавство заключается в том, что и от богатых хотят получить много и от бедных тысячу. А если кто-нибудь и "обманет" Бога - вам-то что до этого...

Александрс. / 12.11.2012

8. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Странно, сколько не повторяй, что пожертвования - добровольные и посильные, так что в лоб, что по лбу - один ответ - "Почему у вас все в храме так дорого". Не заказная ли та публикация? Я почему-то постоянно сталкиваюсь с обратной ситуацией - когда батюшки отказываются брать пожертвование за Крещение, и приходится тайком класть побольше пожертвование в кружку для пожертвований, потому что ведь стыдно - есть люди гораздо более бедные, и как-то неудобно уж за Крещение ничего не жертвовать - оно же бывает раз в жизни, всего один раз!

Еленка / 12.11.2012

7. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Г-н Карпов, если вы православный христианин, то обязаны шесть дней в неделю трудиться. И из этого своего труда десятину приносить в церковь. Вы это делаете? Если нет, то не надо требовать подвига от других, если сами ничего не можете. Требовать что-то от других имеет право только тот кто, кто сам все положенное выполняет. Я достаточно ясно выражаюсь?

М.Яблоков / 12.11.2012

6. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

"И никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками." (Втор.16,16).

М.Яблоков / 12.11.2012

5. на крестинах пропивают больше

нужно почаще напоминать прихожанам о десятине на содержание Храма Божьего.

н.п. / 12.11.2012

4. 2. Андрей Карпов :

"4. Такса и Таинство. Могут ли быть расценки на Таинство?" Это не расценки, в собственном смысле. Вы,как культуролог, должны бы относительно чутко воспринимать "дух времени".

дед пенсионер / 12.11.2012

3. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Тут много проблем, от которых нельзя просто так отмахнуться. Могут ли быть расценки на Таинство?Автор как-то сумел не увидеть эти проблемы (кроме первой).

Все ищут какие угодно проблемы, кроме самой простой: а на что жить простому священнику, храм которого не находится на территории какой-нибудь "барвихи", к которому не ходит крестить своих (?) детей киркоровы и т.д.?! В подавляющем большинстве существующих сегодня храмов деньги за требы являются сегодня, по существу, единственным средством к содержанию храма и семьи священника. Вот мой духовник - деревенский батька "озолотился" за прошлое воскресенье 1,5 тысячи рублей. Прихожане его любят, тетки и бабки несут муку, пироги, печенье,постное масло и прочий "подножий корм", - так что голодной смертью не умрет ни он, ни двое его дочек с матушкой. Но у него старенькая "Нива", которой нужны техобслуживание и бензин (храм в 30 верстах от дома), дрова, налоги и проч., - на все это нужны живые деньги. А на храм сколько надо?! Мир не без добрых людей, помогают. Но все, что дают, мой батька тратит на храм, да на дело, а уж что останется.. а что там остается-то.. Очень напоминает предреволюционную ситуацию в России: городские священники получали от государства по 2тыс. рублей + квартирные + продуктовые. А деревенские - по 200 рублей и все...Да плюс война, - тоже бабы, - на вроде этой "боярыни" Морозовой, претензии стали предъявлять, мол, наши мужики воюют, так наши требы бесплатно надо служить. Нищенствовали батьки в буквальном смысле слова. Так что действительно, хватит отмахиваться от проблем, надо как-то батькам помочь, только не тем, у кого "жемчуг мелкий", а тем, у кого "щи жидкие". И в первую очередь об этом должны думать прихожане, и уж во всяком случае таких глупых писем не писать.

Сава / 12.11.2012

2. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Тут много проблем, от которых нельзя просто так отмахнуться. 1. Отсутствие зачатков Православия в головах тех, кто несёт детей крестить. (Понятно, огласительные беседы - это хорошо). 2. А надо ли крестить младенцев у таких родителей? Или: хорошо ли крестить младенцев при первой такой возможности? Если плохо, то, конечно, денежный ценз - вещь правильная. Отсекаем тех, кто не готов. Если надо крестить, то теряем души, которые Господь вот так привёл в Свою Церковь... 3. Священничество - это подвиг или профессия? Если профессия, то должны быть плановые доходы. Но ведь было сказано "даром получили, даром давайте"... 4. Такса и Таинство. Могут ли быть расценки на Таинство? Автор как-то сумел не увидеть эти проблемы (кроме первой).

Андрей Карпов / 12.11.2012

1. Re: Еще раз о «ценах» на Крещение

Увы, при хищническом капитализме, ни чиновники, ни полицейские, ни священники не хотят быть последними, но будучи первыми, готовы поблагодарить последних за слабость, за уступчивость, за равнодушие к золотому тельцу.

Аноним / 12.11.2012
Альберт Битюцкий:
Зеленский стал рекордсменом на базаре
По непрерывному говорению перед журналистами
14.10.2019
«Мы такого ужаса никогда не видели»
Священник Ярослав Савицкий был рядом с пережившими трагедию «Холдоми»
25.07.2019
Грузинский проект «геополитической инженерии» США
Очередным объектом атак американских кураторов станет Грузинская Православная Церковь
28.06.2019
«Медузовский» майдан отменяется…
Или почему Запад рьяно вступился за либерального журналиста Ивана Голунова
12.06.2019
Борцы за ПУЦ и «томос» обменялись «орденами»
Глава киевского режима Порошенко не остался в долгу перед украинскими раскольниками и стамбульским церковным истеблишментом
12.01.2019
Все статьи автора