«Современный русский национализм, это совсем не то чудовищное движение, с которым его пытаются ассоциировать, - уверяет Коган. - Русские националисты не идут по пути какой-то эскалации и экстремизма. Они, наоборот, пытаются вести цивилизованный разговор и участвовать в решении проблем общества. Мы видели, как представители националистов вошли в Координационный совет оппозиции и вели с другими политическими силами абсолютно здравый диалог. Отказ от дискуссии, попытки запрета их мероприятий и митингов, насильный загон в подполье способны привести к трансформации сегодняшнего цивилизованного националистического движения в нечто крайне нежелательное. Поэтому те, кто просят запретить "русские марши", должны осознавать угрозу от подобных запретов». Несмотря на доводы раввина Когана об опасности ограничения прав любой группы граждан, инициатор запрета на проведение «русского марша», глава ФМР Мухаммад Амин Маджумдер все же считает, что «русский марш» нужно было проводить никак не в день всенародных торжеств.
«Мы считаем, что нельзя во время праздника народного единства проводить подобного рода шествия. Это является крайне опасным мероприятием. Конечно, мы не можем сделать вид, что не замечаем националистическое движение. Оно есть, но пусть они в последующем проводят свои шествия хотя бы в другой день», - настаивает глава ФМР. Дмитрий Демушкин в ответ посоветовал главе федерации мигрантов России заняться преступностью со стороны приезжих.
«Слова об угрозе "русских маршей" для жителей столицы являются просто смешными. У нас преступность среди приезжих неуклонно растет, и это главу ФМР совершенно не интересует, - возмущается Демушкин. - Поэтому пусть займется мигрантами, которые часто находятся здесь незаконно. Когда 150 тысяч человек празднуют свой праздник в Москве, прорывают оцепление полиции и вступают в драки с представителями власти, их это не возмущает. А "русский марш" их не устраивает».
Между тем политолог и заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин солидарен с позицией Зиновия Когана.
«Абсолютно не целесообразно запрещать "русские марши" и загонять людей в подполье. Эффект может быть абсолютно обратным от желаемого, - считает Макаркин. - Поэтому марши должны быть. При этом нужно использовать опыт европейских стран, фиксировать нарушения законодательства и четко наказывать за это. Я имею в виду возможные ксенофобские лозунги, "бросание зиг" и т. д.».
Напомним, последний «русский марш», в котором участвовали около 6 тысяч человек, прошел в столице 4 ноября.