Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нужны коренные перемены в отношении властей к педагогическому образованию

08.11.2012


Игумен Лука (Степанов) о необходимости преодоления кризиса в образовательной системе страны …

Вчера в Ново-Огарево Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросу «О ходе модернизации региональных систем общего образования», сообщает сайт Кремля. Особое внимание глава государства уделил повышению заработной платы учителей в субъектах Федерации и материально-техническому оснащению школ.

В ходе совещания в режиме видеоконференции Владимир Путин заслушал доклады руководителей Пермского края, Курганской области и Краснодарского края.

Президент поручил Министерству образования и науки держать под постоянным контролем процесс модернизации систем общего образования в регионах.

В частности, Президент заявил, что нам нужно самым серьёзным образом посмотреть на наше педагогическое образование. Речь идёт как о подготовке студентов, так и о программах повышения квалификации педагогов.

«Какие моменты считаю здесь важными: будущим учителям необходимо часто сильное фундаментальное образование, поэтому нам нужно шире использовать возможности классических университетов для подготовки преподавателей школ.

В такой сфере, как образование, недопустимы шараханья, непоследовательные шаги. Все действия, управленческие решения нужно людям объяснять, внятно аргументировать. Мы с вами знаем: и в прежнем составе Правительства было, и в этом, здесь посторонних людей нет, - министр действующий работал и замминистра, работал ректором одного из крупнейших вузов в Москве, мы все с вами знаем, о чём идёт речь.

Когда люди не понимают, что происходит, ошибки и сбои происходят в общей работе, и непонимание общества в этой сфере - крайне болезненная вещь. Нужно быть в постоянном открытом диалоге с гражданами, с профессиональным сообществом. Это требование касается всех уровней власти. Регионам следует чётко определить, сколько учителей и какие дисциплины необходимы школам и исходя из реальных потребностей формировать заказ для вузов по подготовке специалистов», - подчеркнул глава государства.

Слова Президента России прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов).


При всем уважении к власть предержащим, к сожалению, в связи с очевидным процессом разрушения педагогического образования в нашей стране, ничем, кроме демагогии, эти слова не могу признать. Все знают, насколько сейчас трудно выживать тем региональным университетам, в которых еще есть педагогическое направление подготовки специалистов. Насколько безжалостно рубится все то, что десятилетиями создавалось в нашей отечественной системе образования в направлении подготовки учителей. Но сейчас подробно останавливаться на этих вопросах неуместно.

В связи с теми разрушительными процессами, которые очевидны в сфере образования, процитированные слова звучат некоей насмешкой в отношении учителей и тех, кто призван их готовить. Они вызывают ужас у любого человека, знакомого с этими антипедагогическими, антиобразовательными, антироссийскими процессами. Поэтому, если поверить в искренность и компетентность слов, вами приведенных, то вслед за этим надо ожидать коренной перемены в отношении властей к педагогическому образованию в нашей стране. Иначе - это какие-то сладкие слова для отвода глаз, за которыми не просто ничего не стоит, но которые прикрывают совершенно противоположный процесс.

О том, что сейчас совершается в системе педагогического образования, думаю, стоит подготовить отдельную статью, что, кстати сказать, РНЛ регулярно это делает, отражая печальные процессы, происходящие сейчас в высшей школе.

Что касается того, могут ли преподавать те, кто просто хорошо знает предмет, - это и ежу понятно, что педагогика - это наука, которая изучает сущность, закономерности и перспективы развития педагогического образования. Наука, предполагающая, прежде всего, владение методикой преподавания изучаемого предмета.

Слепое подражание Западу не является инициативой россиян, это результат давления внешнеполитических сил, которое, к сожалению, побеждает, но никаких добрых плодов не приносит России ни в образовании, ни в государственном устройстве. Ориентация на какое-то соответствие европейским запросам работодателей - это только содействие оттоку кадров, если ставить это всерьез задачей реформ нашего образования.

Пример слепому подражанию Западу - последний т.н. «рейтинг эффективности вузов», в котором сами показатели абсолютно не отражают содержания, пользы и качества образования, например: наличие иностранных студентов, заработок на одного преподавателя. Далеко не всегда педагогические специальности могут окупить сами себя, а членам кафедры ставится непосильная для них задача организовать самофинансирование, т.е. финансирование вуза своими внешними коммерческими инициативами. Это подход настолько чуждый и духу, и традиции русского образования, что диву даешься, как еще выживают некоторые образовательные учреждения, призванные к подготовке учителей, и как еще идут в эту специальность молодые люди, готовые пополнить ряды столь униженных по своему современному положению учителей.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Ф. Ф. Воронов : Совершенно согласен!
2012-11-09 в 06:39

Отец игумен абсолютно прав: Путин повторяет демагогические словеса, а за ними скрывается четкий план ликвидации педагогических вузов.

Что можно сказать? Наличие у нас педагогических вузов (пед.институтов, как они назывались; затем переименованных в "пед.университеты") --- это огромное преимущество нашей образовательной системы по сравнению с западной. Например, если у нас готовят учителй-предметников, то в западной системе этого нет. У нас, например, биологию преподает учитель, кончивший биологический факультет пед. института (в старой терминологии), который дает знания ненамного хуже соответствующего факультета университета (в "старом" смысле). Но там еще готовят с собственно педагогической стороны. На западе же преподавать тот же предмет (если он вообще преподается отдельно, а не как часть эклектичного "science", куда засунуты чохом и физика и химия и биология, т.е., их фрагменты) будет некто с вообще каким-то университетским дипломом --- пед.вузов там в принципе нет --- , вовсе не обязательно по биологии, и с дополнительным сертификатом, полученных на курсах для преподавания в средней школе.

Типичной, увы, является ситуация, когда там учитель НЕ ЗНАЕТ свой предмет --- вернее, знает не более того, что написано в школьном учебнике. В это трудно поверить, но это факт. Аховое состояние школьного образования, например, в Америке --- всем известно. Недавно меня поразила статья в журнале "Notices of American Mathematical Society" (= "Вести Амер. Матем. общества"), где автор, сам солидный математик-исследователь, в некий момент занявшийся проблемами преподавания в школе, делает оригинальный, по его мнению, вывод (внимание, внимание!): путь к улучшению дела с преподавнием математики в том, чтобы школьный учитель математики ЗНАЛ ШКОЛЬНУЮ МАТЕМАТИКУ! (Т.е., в норме он сам ее не знает, а учеников учит как скворец, не в силах объяснить ту премудрость, которую он затвердил наизусть, например, такую почти непосильную для американских школьников тему, как сложение дробей.) Идея, что для учителя нужно владеть предметом, кажется автору настолько оригинальной, что он долго ее резжевывает и обосновывает.

Если видеть, куда идет дело, то нынешнее правительство готовит ровно то же самое и для России.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме