В ходе совещания в режиме видеоконференции Владимир Путин заслушал доклады руководителей Пермского края, Курганской области и Краснодарского края.
Президент поручил Министерству образования и науки держать под постоянным контролем процесс модернизации систем общего образования в регионах.
В частности, Президент заявил, что нам нужно самым серьёзным образом посмотреть на наше педагогическое образование. Речь идёт как о подготовке студентов, так и о программах повышения квалификации педагогов.
«Какие моменты считаю здесь важными: будущим учителям необходимо часто сильное фундаментальное образование, поэтому нам нужно шире использовать возможности классических университетов для подготовки преподавателей школ.
В такой сфере, как образование, недопустимы шараханья, непоследовательные шаги. Все действия, управленческие решения нужно людям объяснять, внятно аргументировать. Мы с вами знаем: и в прежнем составе Правительства было, и в этом, здесь посторонних людей нет, - министр действующий работал и замминистра, работал ректором одного из крупнейших вузов в Москве, мы все с вами знаем, о чём идёт речь.
Когда люди не понимают, что происходит, ошибки и сбои происходят в общей работе, и непонимание общества в этой сфере - крайне болезненная вещь. Нужно быть в постоянном открытом диалоге с гражданами, с профессиональным сообществом. Это требование касается всех уровней власти. Регионам следует чётко определить, сколько учителей и какие дисциплины необходимы школам и исходя из реальных потребностей формировать заказ для вузов по подготовке специалистов», - подчеркнул глава государства.
Слова Президента России прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов).
При всем уважении к власть предержащим, к сожалению, в связи с очевидным процессом разрушения педагогического образования в нашей стране, ничем, кроме демагогии, эти слова не могу признать. Все знают, насколько сейчас трудно выживать тем региональным университетам, в которых еще есть педагогическое направление подготовки специалистов. Насколько безжалостно рубится все то, что десятилетиями создавалось в нашей отечественной системе образования в направлении подготовки учителей. Но сейчас подробно останавливаться на этих вопросах неуместно.
В связи с теми разрушительными процессами, которые очевидны в сфере образования, процитированные слова звучат некоей насмешкой в отношении учителей и тех, кто призван их готовить. Они вызывают ужас у любого человека, знакомого с этими антипедагогическими, антиобразовательными, антироссийскими процессами. Поэтому, если поверить в искренность и компетентность слов, вами приведенных, то вслед за этим надо ожидать коренной перемены в отношении властей к педагогическому образованию в нашей стране. Иначе - это какие-то сладкие слова для отвода глаз, за которыми не просто ничего не стоит, но которые прикрывают совершенно противоположный процесс.
О том, что сейчас совершается в системе педагогического образования, думаю, стоит подготовить отдельную статью, что, кстати сказать, РНЛ регулярно это делает, отражая печальные процессы, происходящие сейчас в высшей школе.
Что касается того, могут ли преподавать те, кто просто хорошо знает предмет, - это и ежу понятно, что педагогика - это наука, которая изучает сущность, закономерности и перспективы развития педагогического образования. Наука, предполагающая, прежде всего, владение методикой преподавания изучаемого предмета.
Слепое подражание Западу не является инициативой россиян, это результат давления внешнеполитических сил, которое, к сожалению, побеждает, но никаких добрых плодов не приносит России ни в образовании, ни в государственном устройстве. Ориентация на какое-то соответствие европейским запросам работодателей - это только содействие оттоку кадров, если ставить это всерьез задачей реформ нашего образования.
Пример слепому подражанию Западу - последний т.н. «рейтинг эффективности вузов», в котором сами показатели абсолютно не отражают содержания, пользы и качества образования, например: наличие иностранных студентов, заработок на одного преподавателя. Далеко не всегда педагогические специальности могут окупить сами себя, а членам кафедры ставится непосильная для них задача организовать самофинансирование, т.е. финансирование вуза своими внешними коммерческими инициативами. Это подход настолько чуждый и духу, и традиции русского образования, что диву даешься, как еще выживают некоторые образовательные учреждения, призванные к подготовке учителей, и как еще идут в эту специальность молодые люди, готовые пополнить ряды столь униженных по своему современному положению учителей.
1. Совершенно согласен!