Наша предыдущая публикация по этой теме вызвала некоторый резонанс, и теперь, думаю, небезынтересно будет познакомиться с взглядом на проблему под несколько иным углом зрения. Сербский аналитический сайт «Борба за веру» опубликовал пространный комментарий по поводу диаметрально противоположных позиций сербских архиереев по «македонскому вопросу».
Если епископ Ириней Бачский, митрополит Амфилохий Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скадарский, а также бывший епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий стоят на позиции категорического непризнания Македонской церкви, то владыка Лаврентий Шабацкий публично заявил о возможности признания.
Напомним, что самопровозглашенная Македонская православная церковь, входившая в состав Сербской Православной Церкви, с 1967 г. пребывает в расколе. Однако многолетние переговоры сербских и македонских архиереев теоретически могли увенчаться успехом. В 2002 году в сербском городе Ниш был подписан проект договора о восстановлении общения. Впрочем, договор так и не был заключен.
Тогда Собор СПЦ поставил митрополита Велесского и Повардарского Иоанна (Вранишковского) экзархом Охридской архиепископии, которая фактически превращалась в «параллельную» структуру. Македонские власти увидели в этом акте действия, недружественные по отношению к Македонии, и на владыку Иоанна и его единомышленников обрушились гонения. Более того, 23 января 2004 года государство официально опубликовало «Декларацию в поддержку Македонской Православной Церкви» (№ 07-327/1), согласно которой в государстве может быть лишь одна законная православная община, — «Македонская Православная Церковь».
Таким образом, Охридская архиепископия (Белградского Патриархата) ставилась вне закона. Последовал ответ: Синод Сербской Православной Церкви отлучил от церковного общения всю паству Македонской Православной Церкви.
Какова же позиция нашей Церкви по этому вопросу? Святейший Патриарх Алексий заявлял тогда, что Македонская церковь считается канонической частью Сербской Православной Церкви, однако, к идее создания «параллельной иерархии» Святейший относился всегда отрицательно: «Когда ко мне обратился Патриарх Павел и сказал, что существует проект создания некой «параллельной» иерархии для Македонской церкви, я в ответ посоветовал не идти на это и всеми силами и способами сохранять церковное единство. «Параллельная» иерархия – это путь к углублению раскола».
Патриарх Алексий заметил, что ситуация требует компромиссного решения – в том числе и в отношении названия Церкви: «Это может называться не «Македонская Православная Церковь», а, допустим, «Охридская архиепископия».
Глава ОВЦС митрополит Волоколамской Иларион прокомментировал нынешнюю ситуации вокруг Православной Церкви в Македонии следующим образом: «Мне кажется, что самое важное для Македонской православной церкви – это вернуться в каноническое поле. <…> Думаю, что не нужно держаться исключительно за греческие термины автокефалия и автономия. Необходимо создать такую модель, которая позволит Македонской православной церкви вернуться в общение с каноническим Православием, а не быть, как сейчас, исключенным из этого процесса <…> Русская Православная Церковь готова помогать в этом процессе и предложить решение существующей проблемы, основанное на своем собственном опыте преодоления расколов».
На вопрос ведущего Болгарского Народного Радио Николая Кристева: «Следует ли эти слова рассматривать, как готовность Русской Православной Церкви выступить посредником в переговорах Сербской и Македонской Православных Церквей», митрополит Иларион ответил однозначно: «Да».
Сербские аналитики, комментируя ситуацию, делают акцент на том, дестабилизация церковной жизни Республики Македония будет на руку, прежде всего, Константинополю.
Интересно, что бойцы информационной борьбы против «македонствующих» не гнушаются использовать совершенно анекдотичные «утки», наподобие «истории» про канонизацию Александра Македонского. И некоторые наши ресурсы тут же эту «утку» подхватили.
««Утка» сводилась к тому, что архиепископ Стефан якобы намерен начать процедуру канонизации Александра Великого и уже дал согласие на написание его иконы, сославшись на наличие символики Македонского царства в двух храмах на территории нынешней Республики Македонии – в Радовише, где он изображен в росписи притвора, и в Штипе, где на куполе изображена так называемая «вергина» - остролучевая звезда, один из символов империи Александра.
Греки не замедлили изобличить этот мнимый план как «невероятную дурость» и начали дискуссию о допустимости изображения знаменитых язычников и языческой символики в храмовых росписях. Они также припомнили скандальное заявление Стефана во время чествования святых Кирилла и Мефодия в 2008 году в Ватикане, когда он посетовал, что на родине Солунских братьев уже никто не говорит «на их родном и на нашем родном (старославянском – прим. ред.) языке».
Следует между тем отметить, что древних философов (например, Платона и Аристотеля), а также исторических деятелей не так уж редко пишут в притворах – т. е. в неосвященной части – православных храмов, чтобы показать, что те подошли к порогу истинной веры, но не перешли его».
Представление об Александре Македонском как «христианине до Христа» было распространено в ранней Византии, особенно в VI-VII веках. Для его обоснования возникали различные христианские легенды о благочестии Александра и даже об особых божественных откровениях, посланных через него.
В официальном сообщении Македонской церкви эта информация, естественно, опровергается, а сама публикация расценивается как политический маневр. В сообщении говорится, что лик Александра Македонского представлен в храме Святой Троицы в Радовиште, но не как святого (без нимба), а в «генеалогической лозе» предков ктитора храма Ристо Гуштерова.
Как сообщает Regions.ru, Александр Великий уже оказывался в центре политического скандала. В середине июня нынешнего года в центре македонской столицы Скопье начали возводить огромный памятник этому великому царю, что вызвало бурное недовольство в Греции.
Грецию раздражают попытки Македонии возводить свою историю к Македонскому царству античности. Македонские патриоты, действительно, частенько «подставляются», потешая всех своим утверждением об античном прошлом македонских славян.
И вот в атмосфере таких шуток-прибауток происходят различные процессы, направленные на разрушение Македонской церкви. По мнению сербских аналитиков, этим непременно воспользуется Фонар, который сможет ослабить, таким образом, позиции Русской Православной Церкви.
А ослабление позиций РПЦ, по этой логике, приведет к усилению апостасийных сил.
Павел Тихомиров, «Русская народная линия»
5. Re: «Параллельная» иерархия – это путь к углублению раскола
4. Ответ на 1., ranko :
3. Параллельная» иерархия
2. Re: «Параллельная» иерархия – это путь к углублению раскола
1. Что главная проблема сегодня