Сегодня день памяти святого Илариона-схимника. Есть мнение, что святой Иларион, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, 28 января 1051 г. произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию св. блгв. Великого Князя Ярослава Владимировича Мудрого. «Повесть временных лет» гласит: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». Он управлял Русской Церковью по одним сведениям до 1055 г., а по другим - до 1067 г. В каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей.
Сведения о митрополите Иларионе весьма скудны. Известно, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил Великий Князь Ярослав Мудрый. Поставление Илариона митрополитом было первым случаем поставления митрополита из природных русских. С его именем связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения. Время кончины Илариона неизвестно.
Митрополит Иларион прославился как писатель. Из его сочинений дошли: «Слово о законе и благодати», написанное, когда он был священником (предполагают, что это - пасхальная проповедь, произнесенная 26 марта 1049 г.), «Исповедание веры», произнесенное, предполагают, по случаю поставления в митрополиты, «Поучение о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Самым известным является, конечно, первое сочинение, от которого некоторые исследователи ведут начало самобытной русской мысли. Основная мысль «Слова»: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, а содержание его видно из полного заглавия: «О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея».
Сегодня также день памяти героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Дмитрия Петровича Неверовского, скончавшегося в 1813 году. Он родился 21 октября 1771 г. в селе Прохоровка Полтавской губернии в семье сотника. В 1786 г. Неверовский начал службу рядовым лейб-гвардии Семеновского полка. Уже в офицерских чинах Неверовский участвовал в Русско-турецкой войне 1787 - 1791 гг. и в войне с Польшей (1792 - 1794 гг.).
К 1812 году он уже командовал 27-й пехотной дивизией. В августе 1812 г. Неверовский оказал упорное сопротивление превосходящим силам конницы Мюрата под Красным, в результате чего Наполеон не смог отрезать Русские войска от Смоленска и зайти им в тыл, «Нельзя довольно похвалить храбрости и твердости, с какою дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходных сил неприятельских», - писал об этом сражении П.И.Багратион. За этот подвиг Неверовский получил орден св. Георгия 4 степени. С боями генерал совершил прославивший его переход к Смоленску. Этот подвиг «бессмертную славу ему делает», - считал Император Александр I.
Отлично проявил себя Неверовский и в Бородинском сражении, воюя за Шевардинский редут, и при обороне Семеновских флешей. Даже будучи ранен, он не покинул поле брани. В звании генерал-лейтенанта Неверовский принимал участие в боях под Тарутином и Малоярославцем. В 1813 году генерал был тяжело ранен в ногу в лейпцигской «Битве народов». В результате ранения у него началась гангрена, от которой он вскоре и скончался. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, прах Неверовского был перезахоронен на Бородинском поле.
Сегодня мы также вспоминаем видного государственного деятеля и публициста Михаила Леонтьевича Магницкого, скончавшегося в 1844 году. Он родился 23 апреля 1778 г. в Москве в дворянской семье. Окончив с отличием Благородный пансион при Московском университете (1795), Магницкий вступил в действительную военную службу, но уже в 1798 г. вышел в отставку и перешел в Коллегию иностранных дел. В 1803 г. он перешел на службу в МВД, где вскоре стал одним из ближайших сподвижников М.М.Сперанского. Придерживаясь тогда либеральных взглядов, Магницкий в 1803 г. представил Императору Александру I собственный проект конституции. Более того, в этот период Магницкий вступил в масонскую ложу «Полярная Звезда», с которой в дальнейшем порвал. В марте 1812 г. Магницкий был арестован по делу Сперанского и выслан в Вологду, но уже через 4 года был прощен и назначен воронежским вице-губернатором, а через год - симбирским гражданским губернатором.
В мировоззрении Магницкого в этот период произошли радикальные перемены, он становится одним из самых ярких представителей т.н. «православной оппозиции». Магницкий пришел к выводу, что механическое заимствование западноевропейского опыта может привести к революции. Особенно волновала его денационализации образования. Когда в начале 1819 г. Магницкий проводил ревизию Казанского университета, он пришел к выводу, что надо либо «разрушить» университет, либо провести его коренную реорганизацию. В результате Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа, где пытался осуществить контрреформу в сфере образования, будучи убежден в том, что необходимо «создать новую науку и новое искусство, вполне проникнутые духом Христовым, взамен ложной науки, возникшей под влиянием язычества и безверия». На новом посту Магницкий осуществил «чистку» профессуры, придал ярко выраженную религиозную направленность преподаванию всех дисциплин, ввел по образцу монастырских уставов строжайший внутренний режим для студентов, полагая, что в основе преподавания всех наук «должен быть один дух Святого Евангелия».
Магницкий предвосхитил известную формулу графа С.С.Уварова, предложив еще в 1823 г. в записке Императору Александру I принять план «народного воспитания», построенный на началах Православия и Самодержавия. В том же году Магницкий предложил Государю создать «уложение истинно русское», за основу которого предложил взять «византийское право». Магницкий также взялся за обличение масонов, и был одним из первых представителей русской консервативной мысли, кто декларировал связь между масонством и еврейством.
Сегодня также день восшествия на престол Государя Императора Николая II Александровича (1894).
В этот день в 1907 г. состоялось официальное открытие Киевского патриотического общества молодежи «Двуглавый Орел», самой боевой патриотической организации древней русской столицы.
В этот день в 1909 г. архиепископ Антоний (Храповицкий) освятил Дом Русского Собрания (РС) - штаб-квартиру русских монархистов в Санкт-Петербурге. Дом был построен на пожертвования членов РС, но решающую жертву внес Государь Николай II.
Также в этот день скончались: Константин Степанович Веселовский (1819 - 1901), экономист, статистик, академик Петербургской АН; Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918), академик-математик; Павел Иванович Шурухин (1912 - 1956), командир стрелкового полка, дважды Герой Советского Союза; Григорий Яковлевич Бей-Биенко (1903 - 1971), энтомолог, член-корреспондент АН СССР (1953), президент Всесоюзного энтомологического общества.
Завтра, 22 октября / 4 ноября мы отмечаем победу русского ополчения над поляками. 22 октября 1612 г. ополчение под командованием Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского взяло приступом Китай-город, практически полностью был установлен контроль над Москвой (поляки заперлись в Кремле и сдались через месяц на милость победителя). В память этого события и установлено празднование Казанской иконе Божией Матери. Икона была явлена в 1579 г. в Казани, совсем недавно (в 1552 г.) завоеванной царём Иоанном Грозным столице Казанского ханства. Обретение иконы происходило при непосредственном участии священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России (1606-12), в то время приходского священника, который составил тропарь иконе «Заступнице усердная». Он благословил ополчению Минина и Пожарского взять себе в Покровительницы икону Казанской Божией Матери, которая и находилась в стане их войска. Предстательством Царицы Небесной ополченческое войско, несмотря на непреодолимые для человеческих сил трудности, 22 октября взяло Китай-город, а 27 ноября пал Московский Кремль, разоренный поляками.
Празднование Казанской иконе Божией Матери, установленное в память первой победы вначале совершалось только в Москве, но в 1649 г. повелением Царя Алексея Михайловича, в честь рождения во время всенощного бдения под Казанскую наследника Димитрия, было указано «праздновать Казанской иконе во всех городах во вся годы», что с тех пор и делается. Сразу же по окончании смуты князь Д.М.Пожарский построил храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, где был поставлен список с иконы. Подлинник иконы хранился в Казани до 1904 г., когда святыня была похищена злоумышленниками и судьба ее с тех пор неизвестна.
В этот день, 22 октября 1721 г., решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества. Это было сделано в ознаменование окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа. 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории. Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией (при жизни Петра Великого только Голландия и Швеция официально признали этот титул), этот день считается днем основания Российской Империи.
В этот день в 1905 г. на квартире купца Ивана Ивановича Баранова состоялось первое организационное собрание будущего Союза Русского Народа. Помимо Баранова (будущий казначей Союза) на собрании присутствовали детский врач Александр Иванович Дубровин (будущий председатель Союза), художник Аполлон Аполлонович Майков (заместитель Дубровина) и московский мещанин Константин Полторацкий, имевший опыт организации хоругвеносцев. На этой встрече, по словам Баранова, и «зародилась мысль об организации большого союза, который встал бы на защиту Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности».
4 ноября также день памяти активного участника монархического движения митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова), скончавшегося в 1962 г. Будущий митрополит родился 9 ноября 1885 г. в семье военного чиновника в Свияжске и в миру звался Николаем Александровичем Анисимовым. Образование получил в Казанском реальном училище, после чего поступил послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, закончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии по калмыцко-монгольскому отделению, в 1907 г. принял постриг, рукоположен во иеромонаха и по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Выступил с инициативой организации Духовной миссии и Камчатского Православного Братства, членами которого состояли многие видные деятели монархического движения. В 1909 г. иеромонах Нестор был участником монархического съезда в Москве, организованного протоиереем И.И.Восторговым и его единомышленниками, где выступал с несколькими докладами. В 1913 г. возведен в сан игумена, в 1915 г. - архимандрита. В 1914 г. в начале Первой мировой войны добровольцем пошел на фронт, возглавлял санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага», награжден несколькими боевыми наградами, в том числе наперстным крестом на Георгиевской ленте.
16 октября 1916 г. хиротонисан в первого епископа Камчатского и Петропавловского, член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 гг. В октябре 1917 г. во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Московского Кремля. В 1919 г. через Европу, Африку и Азию пробрался к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г. Изгнанный революционной властью, основал в Харбине Камчатское подворье с приютом, Домом милосердия и трудолюбия. В 1922 г. принимал участие в Приамурском Земском Соборе, восстановившем монархию в России.
С подавлением последнего очага русского сопротивления в эмиграции в Харбине, в 1933 г. возведен в сан архиепископа. В 1945 г. после разгрома советскими войсками Японии Святейшим Патриархом Алексием I назначен управляющим Харбинской епархией, в 1946 г. возведен в сан митрополита и назначен Экзархом Восточной Азии. В июне 1948 г. митрополит Нестор, прибывший в Москву для участия в юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, был арестован чекистами. В вину ему, среди прочего, ставилось издание книги «Расстрел Московского Кремля». 8 лет провел владыка в заточении в лагере Явас в Мордовии. В 1956 г. он вышел на свободу и назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, через два года уволен на покой, но в декабре 1959 г. назначен управлять Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в больнице в Москве.
4 ноября (22 октября) мы также вспоминаем: Дмитрия Ивановича Хвостова (1757 - 1835), графа, сенатора, стихотворца, члена «Беседы любителей русского слова» и Российской Академии; Петра Ивановича Бартенева (1829 - 1912), историка, археографа, издателя, библиографа, одного из основателей отечественного пушкиноведения и издателя «Собрания писем царя Алексея Михайловича». Главным делом его жизни стала подготовка и издание в Москве журнала «Русский архив»; Софью Андреевну Толстую (1844 - 1919), жену и помощницу Л.Н.Толстого; писательницу Раису Адамовну Кудашеву (1878 - 1964) и писателя Всеволода Анисимовича Кочетова (1912 - 1973).