Собрание проходило в небольшой деревянной пристройке к храму. От самого храма сохранились только алтарь и четверик. Обратил внимание на мозаичный образ Спасителя, украсивший алтарную часть с внешней стороны. Особенностью нынешнего собрания было то, что каждому священнику, присутствовавшему на собрании, было предложено выступить и рассказать о проблемах своего прихода с тем, чтобы к предстоящему собранию московского духовенства эти проблемы были бы проанализированы. Акцент в выступлениях, тон которым задал благочинный, был на духовной составляющей. Конечно, говорили и о проблемах с оформлением каких-то строений, нехваткой средств для решения насущных вопросов и т.д. Но все-таки в центре внимания была духовная проблематика. Как важен личный пример при разговоре о таком важном предмете! В этом плане наш благочинный на высоте.
Настоятель церкви св.мч. Иоанна Воина: «Планируем у себя крестильный храм с баптистерием». Благочинный: «Очень хорошо. Святейший к этому постоянно призывает». Настоятель Успенской церкви в Казачьей слободе сетовал на слабость межприходских связей. Его поддержал настоятель церкви свщмч. Климента Римского: «Мало горизонтальных связей. Никто не знает своих соседей – живем анклавами. Закончим ремонты – буду всех приглашать к себе. Нам надо быть ближе друг к другу». Благочинный об исповеди: «У нас в благочинии, слава Богу нет, так называемой общей исповеди. Надо стараться исповедовать с вечера». Вспомнил он недавно скончавшегося о.Алексия Зотова, настоятеля церкви свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе. Когда тот служил в храме св. Николы в Кузнецах, настоятель о. Всеволод Шпиллер говорил ему: «Вам, отец Алексий, входные молитвы совершать не надо – Вы из храма не выходите». Благочинный: «У нас в храме вот уже 20 лет нет никаких ценников и "ориентировочных стоимостей". Когда мы проводим соборование, то верующие платят только за свечи. Никаких дополнительных сумм – я против этого. Надо больше думать о народе, ведь к нам, как правило, приходят небогатые люди. Экономическая составляющая не должна быть во главе угла – это отталкивает людей». Один из присутствующих священников так на это отреагировал: «Это хорошо, но надо просвещать народ, а то как-то совершал венчание, молодым подарили 7 букетов цветов по семьсот долларов каждый, а батюшке дали только 150 рублей. Или еще можно услышать: "здесь все бесплатно – значит здесь мало молятся, пойдем в другой храм"».
Дошла очередь до меня, но почему-то благочинный стал обращаться к следующим сидящим рядом священникам. Обычно я терпеливо жду, когда дадут слово, а тут не выдержал, тяну руку. Благочинный: «Ну Вы, отец Кирилл, долго говорить будете, к тому же у Вас литературный дар». Я: «Не помню, чтобы я когда-то пространно говорил на собраниях благочиния». В своем выступлении я коснулся возрождения общинной жизни. Это было созвучно и настроению самого благочинного («община должна быть как единая семья»). «Приход – это нечто аморфное, прихожане приходят, главным образом, на службу, а община – это ядро, которое составляют прихожане не ограничивающиеся только посещением служб, но принимающие деятельное участие во всех сферах приходской жизнедеятельности». Коснулся трех наших проблем: 1.Безопасность. Наш храм находится на так называемом «Золотом Острове». Раньше это был тихий уголок Замоскворечья, а сейчас здесь кипит жизнь: более двух десятков ресторанов, ночные клубы и т.д. Случались драки, были убийства. Ограда нашего храма со стороны набережной представляет собой невысокий металлический забор, который можно легко преодолеть.
Вторая проблема – арка церковного дома (памятник архитектуры!), находящаяся в неблагополучном состоянии. Своим неприглядным видом она "колет глаза" со стороны зала церковных соборов Храма Христа Спасителя. Реставрацию самого церковного дома (его площадь 730 кв.м.) мы как-то еще осилили, а вот арку никак. На ее реставрацию требуется около 4 млн рублей. К каким-либо программам нам подключиться не удалось, смогли мы провезти только противоаварийные работы. И, наконец, 3-я проблема. Она касается такой чувствительной сферы как коммунальные услуги и их оплата. Я «поплакался»: третий год мерзнем, получаем только 30% полагающегося нам тепла, а платим за него в полном объеме. Дело в том, что какие-то жильцы, находящегося рядом с нами Дома на Набережной вдруг стали безосновательно утверждать, что якобы за тепло для «церковников» платят люди, живущие в их доме. Под этим предлогом отопительный узел в подвалах Дома на Набережной был серьезно изменен. Появились какие-то врезки и ответвления, а сам доступ к этим агрегатам был практически блокирован. Куда бы мы ни обращались - все безрезультатно. Прошло совещание в Управе. Наш представитель показывает документ, квитанции, свидетельствующие о том, что все оплачено, но никакого результата. «Нам сказали жильцы, что они не хотят платить за храм, мы и прикрутили вентиль». Хоть стой, хоть падай! Прошло две недели, данные главой Управы для устранения ненормального положения, а воз и ныне там. Невольно задумываешься: и что творится в нашем государстве?!
Коснулись и такого жизненного вопроса, как просящие подаяния. «У нас – говорил благочинный – есть специальный человек, который внимательно изучает документы у просителей, обо всем их расспрашивает, прежде чем оказать помощь. Часто просят деньги на дорогу, но когда мы предлагаем помощь с условием, что сами купим билет и посадим на поезд – процентов восемьдесят просителей отсеиваются. А бывает и так, что сев в поезд, на ближайшей станции они сходят с него и продают билет». Говорили о важности евхаристического общения, о необходимости соборного служения духовенства благочиния.
Интересным было выступление настоятелей церкви св.Николы в Голутвино (подворье Китайской Автономной Православной Церкви) и церкви преп. Марона Пустынника (о качественном чтении и пении за богослужением). Благочинный вспомнил свое диаконское служение (он был 16 лет диаконом, а потом протодиаконом в церкви св.Николы в Кузнецах). Настоятель храма о.Всеволод Шпиллер его наставлял: «Молись теми словами, которые произносишь. Диаконское искусство не должно мешать молитве, отвлекать от нее». Сына нашего благочинного о.Всеволод не сразу допустил в алтарь, чтобы ребенок не привыкал к святыне. Благоговейное отношение к святыне о.Всеволода передалось и отцу благочинному. «В алтаре должна быть дисциплина: никаких разговоров и хождений. Служить нужно так как будто служишь первый и последний раз». За словами благочинного чувствовалась глубокая и интенсивная внутренняя духовная жизнь. Говорили о многом: о ежемесячных экскурсиях по храму для всех желающих с последующим чаепитием (у нас это бывает после каждой службы), чтении лекций интересными людьми, организации юридической службы благочиния, миссионерской и социальной работе и других интересных и нужных вещах. Особенно запомнились слова настоятеля Троицкой церкви на Шаболовке: «У нас прихожанке, родившей ребенка, сразу выделяется 100 тыс. рублей; на сегодня уже выделили 600 тыс. рублей. Во многом собрание прошло так содержательно и плодотворно благодаря позитивным импульсам исходящим от благочинного. В машине от водителя, присутствовавшего на собрании, услышал: «Благочинный – духовный аристократ, смотрится как князь, очень духовный и добрый человек».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
2. Re: Благочиние сердца Москвы
1. Re: Благочиние сердца Москвы