Святыни, ценности и правила

Дневник философа Александра Казина

0
244
Время на чтение 4 минуты

Зайдя недавно на Невском в один из магазинов «Буквоеда», я обнаружил там выложенные на витрине рядом - одна подле другой - книги, первая из которых называлась, кажется, «Танцы с араконами» (судя по рисунку на обложке, магия), вторая призывала «Хохот шамана», наконец, третья была «Несвятые святые» - замечательное произведение арх. Тихона (Шевкунова). Вот, вам, уважаемый читатель, образ современного «толерантного» мира, который хочет жить по правилам, и ясно говорит верующим любой религии или секты: верьте, в кого/что хотите, только нас не трогайте. И нам до ваших «средневековых» воззрений нет дела.

Однако, нравится нам это или нет, в России так не получается. Так пока удается жить только на Западе («золотой миллиард»), который, при всей своей поверхностной поликонфессиональности и мультикультурализме, вырастил у себя одну-единственную настоящую веру - в «человеческое, слишком человеческое». Сокращенно я называю эту веру КАЛ - космополитизм, атеизм, либерализм. Атеизм - это ведь тоже вера, только с обратным знаком: люди верят, что Бога нет. Со второй половины ХVIII века Европа/Америка живут в постхристианской культуре. Тут «бог умер» - Ницше прав. Подлинных святынь, за которые человек готов умереть, здесь уже нет, а ценностями является то, что человеку/группе/субкультуре нравится, и социокультурные правила (прежде всего, рынок) регулируют игру этих ценностей по своим коммерческим ценам. Многим кажется, что это и есть настоящая жизнь, однако оттуда пахнет смертью.

Иначе на Востоке. Здесь большинство людей (между прочим, 70% человечества) живет именно по святыням, то есть реально приносят в жертву своим богам себя и других. В современной Индии, например, десятки тысяч человек гибнут ежегодно от религиозных конфликтов и преследований. «Дикость и фанатизм» - скажет просвещенный европеец. Однако это не совсем так. Если ты действительно веришь в святыню, то по сравнению с ней весь этот профанный мир - ничто. Ценность человека в этом случае отсчитывается от святыни, и тогда неверующий (или инаковерующий) человек - чужой, поганый, еретик, гой, то есть человек только по видимости. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Разумеется, и на Востоке, и на Западе есть исключения, но общая картина/парадигма соответствующих цивилизаций именно такова. В качестве будущего обеих указанных инородных ветвей человеческой истории можно представить две взаимоисключающие возможности: Запад умрет от безверия, а Восток - от фанатизма. Уже сейчас в Европе господствует постмодерн, не различающий добра и зла, прекрасного и безобразного, мужского и женского, полета и падения, Бога и сатану. Запад пока существует как будто по инерции, опираясь на свои рационально-юридические традиции и религиозное равнодушие своих граждан. Но так долго продолжаться не может. Механическое комфортное существование без подлинных святынь - это, в сущности, «бытие-к-смерти», по слову выдающегося немецкого философа М.Хайдеггера. В некотором смысле, конец истории на Западе уже наступил, только не все это заметили.

Что касается будущего Востока, то он имеет шансы спровоцировать уже не холодную, а горячую войну цивилизаций, о которой писали многие мыслители прошлого, от Данилевского и Шпенглера до Хантингтона. Собственно, войны между цивилизациями-империями шли всегда, от греко-персидских войн до наполеоновских. Сегодня неизмеримо возросли риски подобных столкновений. Израильская атомная бомба уже давно существует, недавно созданы пакистанская и индийская, скоро, вероятно, будет иранская - перспектива захватывающая...

И вот тут раскрывается геополитическая и геостратегическая роль России. Давно уже замечено, что Россия - это центральная держава, хартленд, сердце Евразии. Хотим мы этого или нет, Россия объединяет Восток и Запад географически, культурно и религиозно. Как восточные европейцы, мы православные христиане, и как азиаты, мы живем верой и коллективными представлениями (мифами). В таком смысле неверующих русских вообще нет. Наш атеизм - это богоборчество, яростная борьба с Богом, ведьминские кощунства и крестоповал. Недавние «бешеные матки» только обострили ключевую внутреннюю проблему нашей цивилизации - соперничество разных вер - христианской и антихристианской, «белой» и «красной», «желтой» и «голубой». Повторяю, дело идет в России именно о святынях, а не о ценностях. До сих пор мы «не поступаемся принципами», и потому способны разнести в щепки свою государственность, культуру и сам народ. Опыт русской истории это достоверно подтверждает. При этом, в отличие от Запада и Востока, борьбу за веру и бессмертие мы ведем не столько против других/чужих, сколько против самих себя. На языке религии это называется самопожертвованием.

Сказанное означает, что Россия как религиозный, политический и культурный субъект/цивилизация мировой истории радикально отличается от Востока и Запада. Не случайно Русь называют святою - не потому, что здесь живут одни святые (наоборот, здесь множество грешников), а потому, что и святые и грешники здесь живут по вере, а не по правилу (рациональному закону, как на Западе, или ритуальному обычаю, как на Востоке). Поэтому с Россией ничего не могут поделать ни западники-либералы, ни националисты-язычники. При всей своей кажущейся уязвимости (на которую рассчитывали и татары, и Наполеон, и Гитлер), она стоит уже больше тысячи лет. Немногие страны-государства могут похвастаться такими сроками. Для западников Россия слишком восточная (способная на духовную жертву), для язычников она слишком западная, то есть свободно выбирающая свой духовный путь. На самом деле она православно-русская, со всеми добровольно входящим в неё евразийскими народами. Русский - это человек, живущий по вере, любящий Россию и свободно разделяющий её земную и небесную судьбу.

Из вышеизложенного вытекает и ещё один вывод. Поскольку Россия остается (и останется) русской, внутри неё, в пределах единой страны, будет продолжаться (и обостряться) борьба цивилизаций, главными из которых являются православно-патриотическая, националистическая, коммунистическая и космополитически-атестически-либеральная (полный набор манифестантов на Болотной). Причем борьба именно на уровне (в энергетике) святынь, а не просто ценностей и тем более правил. Конкуренция ценностей происходит по правилам, а борьба святынь - без правил. Единственный шанс сохраниться для России в этих условиях - сильное государство имперского типа с перспективой перехода в народную монархию. В свое время такой тип государственности был назван трагическим империализмом или «самодержавной республикой» (термин К.Д.Кавелина). Метаистория Святой Руси стоит на таком державном основании - других она просто не выдерживает. Каждая попытка либералов-западников переделать её по иному цивилизационному образцу приводила к национальной катастрофе, из которой Россия неизменно возвращалась к собственному генетическому коду. Кстати, описанное духовно-онтологическое основание Руси оказывается и подлинно демократическим/национальным - 82% россиян сегодня голосуют в поддержку закона о защите религиозных святынь от поругания. Быть может, именно такой расклад цивилизациионых сил в России и спасет её саму от распада, а Восток и Запад - от взаимоуничтожения.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Святыни, ценности и правила

Европа фактически провозгласила себя царством антихриста в 2007 году, когда руководители европейских стран отказались внести в Лиссабонский договор пункт о христианских корнях европейской культуры.
Антоний / 06.10.2012, 17:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22