Праздник был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. С 1994 года на основании указа Президента от 3 октября 1994 г. Россия отмечает день учителя 5 октября вместе со Всемирным днём учителей, учрежденным ЮНЕСКО. Ранее, с 1965 по 1994 годы, в России он праздновался в первое воскресенье октября.
По данным Министерства образования и науки РФ на 2012 год, в школах работает 1,05 миллиона учителей. Доля педагогов пенсионного возраста составляет 18%, а доля молодых специалистов - 5,3%.
О сущности и значении учительского служения в интервью «Русской народной линии» рассуждает заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов).
Я не дерзнул бы добавлять к девяти Заповедям блаженств десятую, но таковы реалии нашего времени, что следует сказать: блаженны вы, не бросившие дело учительства, когда все происходящее вынуждает вас это сделать, угодны Господу и подвиг ваш велик.
В этот драматический период в системе русского образования особенно очевидным стало героическое, мученическое содержание учительского служения. Свт. Феофан некогда говорил, что учительство из всех святых дел самое священное и к нему допущены могут быть только люди самые чистые сердцем и высокой жизни. Что же сейчас мы видим. Могли быть современным учителям приложены слова апостола Павла: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 26-28).
Современное учительское племя вызывает у многих сострадание, сочувствие, а тайное значение их служения далеко не всем заметно.
Современная молодежь, которая дома не организуется, а распускается, которая не снабжается ценностями картины мира, а, напротив, выносит из собственного дома полное разорение, в лице педагогов встречает реставраторов, заботливых врачей, которые пытаются преподать их умам ценности, здравие, глубину, снабдить необходимыми для жизни понятиями, в т.ч. и нравственными, несмотря на бесконечно продолжающиеся запреты, ограничения духовно-нравственного воспитания в нашей школе. Потому от души поздравляю коллег, преподавателей всех уровней. Желаю им не терять из виду то воздаяние, которое дает Господь наш для всякого приемлющего и просвещающего единого от малых сих, и тогда, словами Иоанна Златоуста, любой труд не покажется им слишком тягостным, если перед глазами их будет надежда на грядущее воздаяние.
А связывая эту дату с днем рождения Президента, хочется и ему испросить у Господа дар учительства, чтобы он чувствовал себя наставником всей страны, чтобы он остался вполне последовательным в глубоких высказываниях в отношении нашей национальной духовной культуры, в отношении Православия, ибо нет для наставника более легкого пути потерять авторитет, чем своей непоследовательностью и подражанием фарисеям в неисполнении того, о чем сам говоришь тем, кто является твоими подопечными. Дай Бог Владимиру Владимировичу вполне войти не просто в политическое или экономическое значение своей должности, а и в наставническое содержание и стать не только политическим руководителем, но и духовным наставником нашего народа.
1. Re: «Очевидным стало героическое, мученическое содержание учительского служения»