Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823-25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838-39 гг. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».
Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления («Москвитянин», «Русская беседа»), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858-60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.
По словам протоиерея В.В.Зеньковского, «Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из Христианства». В центре воззрений Хомякова - учение о начале «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте). Он трактовал «соборность» как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип – «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).
Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам «кушитскому» (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело к разрыву между «просвещенным обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение – «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.
Сегодня мы также вспоминаем видного военного и государственного деятеля России, шефа легендарного III отделения графа Александра Христофоровича Бенкендорфа, скончавшегося 23 сентября 1844 года.
Он родился 23 июня 1781 (по др. данным - 1783) года в семье генерала от инфантерии, бывшего при Императоре Павле I военным губернатором Риги. Его мать - баронесса Анна Юлиановна Шиллинг фон Канштадт была подругой детства Императрицы Марии Федоровны - супруги Павла I.
Начав службу унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1803 г. Бенкендорф проявил себя на Кавказе, где храбро воевал с горцами. В турецкую кампанию 1809 г. он выполнял самые трудные и опасные поручения, отличился в битве под Рущуком - стремительной атакой опрокинув турецкий отряд, угрожавший тылу Русской армии, за что удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. В годы Отечественной войны 1812 г. Бенкендорф проявил выдающиеся качества боевого генерала, находясь в авангарде армии при ее наступлении и арьергарде при отходе. Он блестяще действовал в сражении при Велиже, провел смелое и искусное наступление на Волоколамск, разбив неприятеля и взяв в плен более 8 тысяч французов. Преследуя наполеоновскую армию до Немана, Бенкендорф взял в плен трех генералов и 6 тысяч разных чинов. Дрался под Лейпцигом, в Голландии, Бельгии, удостоившись ряда высоких наград.
В 1821 г. генерал-лейтенант Бенкендорф по собственному почину подал Императору Александру I докладную записку, в которой со знанием дела изложил собранные им сведения о деятельности декабристов, высказавшись за срочные и действенные меры, но Государь оставил доклад без внимания. Зато усердие Бенкендорфа вскоре оценил Император Николай I, назначивший генерала главой созданного III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое ведало политическим сыском.
На этом посту Бенкендорф был движим идеей создать не презираемое сообщество шпионов, а уважаемое всеми авторитетное министерство полиции, которое действовало бы в интересах общественного блага. Предание, бережно хранимое российскими спецслужбами до 1917 г., гласило, что Император Николай I вручая при учреждении Третьего отделения Бенкендорфу белый платок сказал: «Вот тебе все инструкции. Чем более отрешь слез этим платком, тем вернее будешь служить моим целям!» В 1832 г. за заслуги перед Отечеством Бенкендорф был возведен в графское достоинство, а в 1834 г. награжден высшей наградой Империи - орденом Андрея Первозванного. Личный друг Государя Николая I, он сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей и до последнего дня добросовестно нес свои обязанности.
Сегодня также день памяти певца-патриота, автора многочисленных песен («Россия», «Я вернусь» и др.), пользующихся большой популярностью у русских людей Игоря Владимировича Талькова, застреленного 6 октября 1991 года - во время концерта за кулисами концертного зала «Юбилейный» в Петербурге.
Сегодня также день памяти Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), исследователя фольклора, составителя нескольких томов «Народных русских сказок» и Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953), скульптора, автора одного из символов советской эпохи - скульптуры «Рабочий и колхозница».
Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного и по своему происхождению происходил из знатного боярского рода Бельских. При крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его, князь Иоанн Иоаннович, подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, где он вырос и принял иноческий постриг с именем Галактион.
Дни свои инок проводил в трудах, а ночи - в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем.
Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол.
В это время на Руси началась смута: один за другим являлись самозванцы, а поляки и литовцы бродили по стране и производили грабежи и насилия. Исполнившись дара прозрения, преподобный Галактион расковал свою цепь и в веригах явился в земскую избу, где собирался народ. Он советовал гражданам построить в один день на месте своих подвигов храм во имя Пресвятой Богородицы, и память чуда от иконы Знамения в Великом Новгороде, с верой в то, что Царица Небесная защитит город и избавит всех от нашествия иноплеменников. Однако жители Вологды не приняли благочестивого совета, а некоторые прямо обвинили святого в корысти - дескать, заботится он только о себе и ленится ходить в дальний храм. В ответ Галактион предсказал народу подробно о грядущих бедствиях, которые и произошли, когда вскоре, 22 сентября 1612 г., Божиим попущением, на Вологду напали поляки и литовцы. Они сожгли храмы, многих предали смерти, многих взяли в плен.
Не пощадили иноверцы и угодника Божия. Набросившись на него с бешенством, вытащили его вон из кельи, волоча, нещадно били, поносили бранными словами, кололи мечами, сбросили ему на голову бревно с крыши здания. Видя приближение своей кончины, святой молил Господа простить ему все прегрешения и избавить от воздушных мытарств. Измученный врагами он преставился ко Господу с молитвой 24 сентября 1612 года.
Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келлии. Над местом погребения стали совершаться чудесные исцеления. При епископе Варлааме (1627 - 1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основана обитель. По благословению архиепископа Маркелла (1645 - 1663) в обители был построен соборный храм во Имя Святого Духа, и монастырь стал именоваться по этому храму.
Завтра мы также вспоминаем русского поэта и литературного критика Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864). Аполлон Григорьев родился в Москве в семье чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). Стал главой т. н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850-1856). Для статей Григорьева 1850-х годов характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Григорьев видел в русском купечестве).
Свою эстетику Григорьев создавал под влиянием философов-идеалистов Ф.Шеллинга и Т.Карлейля. Основной пафос «органической критики» Григорьева - защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Григорьев уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора.
В 1840-х годах Григорьев восхищался творчеством Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы Островского; после 1855 года признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве Лермонтова, Герцена, Тургенева, а идеалом для него стал Пушкин. В 1861 году вместе с Ф.М.Достоевским и Н.Н.Страховым Григорьев выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861-1863). В этот период усиливается историзм критического метода Григорьева, растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861-1862), однако Григорьев пытается примирить западничество и славянофильство, соединить популярные идеалы эпохи с Христианством.
Главный герой поэзии Григорьева – страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Григорьева («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Григорьев переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А.А.Блока.
Также завтра мы вспоминаем маршала авиации, командовавшего во время Великой Отечественной войны авиадивизией и авиационным корпусом дальнего действия, министра гражданской авиации СССР (с 1964 г.) Евгения Федоровича Логинова (1907-1970) и поэта Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977).