Боевики с Северного Кавказа пытаются вовлечь в свои сети мусульман Поволжья и центральной России, а «мусульманское духовенство, не имея достаточного количества площадок, достаточного количества мечетей, не может охватить всех мусульман своими проповедями и наставлениями», - подчеркнул Гайнутдин. Именно это, считает он, приводит к тому, что мусульмане, не знающие основ своей религии, поддаются на пропаганду экстремистов.
Портал Regions.ru отмечает, что планы строительства новых мечетей в городах, населенных преимущественно русскими, часто вызывают сопротивление местных жителей; последний крупный инцидент такого рода – протесты, заставившие власти отменить строительство мечети в московском районе Митино; два года назад точно так же протестовали жители Текстильщиков. Это не только российская проблема: на днях группа молодых французов потребовала вынести вопрос о новых мечетях на референдум. Противники строительства мечетей утверждают, в частности, что для мусульман-коренных жителей действующих мечетей довольно, а потребность в новых вызвана наплывом гастарбайтеров, который и сам по себе вызывает растущее недовольство.
«Есть ли у России внятная миграционная политика? Какой она должна быть, чтобы миграционные потоки не приводили к обострению межрелигиозных отношений?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, заявил: «Может показаться, что миграционной политики у нас вообще нет, но она есть. Мы видим, что люди, населяющие Россию, русский народ, все меньше отвечает запросам и требованиям того общества, которое ищет удовольствий за меньшие деньги. Понятно, что на представителей других культур и наций, все более интенсивно расселяющихся на нашей территории, будут смотреть сквозь пальцы».
По словам священника, эта история не нова. «Но проблема в том, что коренное население погружено в бессмыслицу существования – не имеет ни целей, ни смыслов, которые до него не доносят либо сознательно, либо по причине каких-то общих мировых проблем. Из-за этого главная сила русского народа – идти за идеей, полагать силы на алтарь побед – оказывается невостребованной и ненужной. А чтобы убирать улицы и бесплатно работать на иностранные компании, конечно, достаточно и тех сил, которые прибывают в страну все в большем и большем количестве. Но если посмотреть на ситуацию по-другому и поставить внятные вопросы от всего общества, от всего населения, указать смыслы нашего бытия, то автоматически решатся и самые сложные вопросы и те, которые ставит перед нами непонятная миграционная политика», - заключил о. Алексий.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, подчеркнул, что «необходимость религиозного просвещения народов в соответствии с их традициями давно сформулирована Русской Православно Церковью, ее образовательными структурами – а равно и не православными и даже не христианскими религиозными организациями». «Необходимо развивать религиозное образование на местах, там, где есть представители той или иной религии, или в местах, где та или иная религиозная культура укоренена исторически», - продолжил о. Лука.
«Но когда мы говорим о строительстве православных церквей в государстве Израиль или в католической Польше или Италии, и когда мы говорим о строительстве синагоги посреди Москвы или мечети в Санкт-Петербурге, то, конечно, мы должны понимать: храм, построенный для какого-то народа, есть знак его присутствия там, причем не просто присутствия, а оседлости и его постоянного и влиятельного пребывания. В этом контексте, разумеется, в православной Москве строительство неправославных религиозных зданий подрывает цельность и культуру столичного города. И здесь уже не вопрос недостатка окормления тех мусульман, которые пожелали стать москвичами, а вопрос разрушения той православной культуры, которая должны быть москвичам возвращена, а не размыта наличием разнообразных религиозных культур и направлений, которые желают быть представлены во граде стольном. Поэтому нужно размышлять не только о строительстве храмов, но и о развитии религиозного образования в тех исторических поселениях, где те или иные национальности представлены. Размышляя же о православной столице, которая не зря именовалась третьим Римом, то есть всемирной столицей православия, ратовать здесь за построение культовых зданий не православного исповедования – дело вредное, разрушительное и для властей, сочувствующих православию, недопустимое», - заключил отец Лука.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, считает, что внятной миграционной политики действительно нет. «Она должна в первую очередь учитывать интересы коренного населения – а именно русского православного большинства. Мечетей для наших мусульман, по-моему, вполне достаточно. Но некоторые исламские деятели требуют большего, нагнетают напряжение, фактически шантажируют экстремизмом. Известно, что многие не менее авторитетные муфтии эту позицию не разделяют. С ними и нужно договариваться и решать все вопросы», - отметил священник.
«Вспомним опыт дореволюционной России. У каждого было свое место, и все были довольны. Понятно все-таки, на ком держится Россия, какая культура и духовная традиция лежит в ее основании. Одно дело, строить мечети в Татарстане или Чечне, другое – в Центральной России, в Москве – православной столице. Какое-то чувство меры все-таки должно быть. Приоритет должен быть у православного русского большинства. Тут и спора никакого быть не должно. Это исходный интерес. Все остальное вторично. А на что, получается, направлена миграционная политика? Ведь фактически границы открыты. Вот и хлынули потоки людей, не знающих и не уважающих русскую культуру и традиции. Лишь бы денег побольше заработать, лишь бы как-то закрепиться. А до России им дела нет», - заключил о. Александр.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что миграционная политика должна быть разумной и учитывать интересы коренного населения.
«Проблема с наплывом людей из азиатских и кавказских республик во многом связана с демографическим кризисом. Едут к нам из тех стран, где женщины рожают. А у нас ситуация иная. Все только ограничивается разговорами о создании условий, чтобы повышалась рождаемость. А что делается реально? Открываются границы. И что тогда будет с нашей культурой? Тем, кто к нам приезжает, она не нужна, они приезжают за другим. Забывать о государствообразующей роли христианства нельзя. Это уже вопрос национальной политики. Вопрос с мечетями нужно, конечно, решать. Но стоит вспомнить и о том, как тяжело приходится нашим собратьям-христианам в исламских странах, какая там ситуация с православными храмами. Я думаю, что имея это в виду, обо всем можно спокойно договориться», - заключил о. Андрей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что ислам относится к одной из четырех (а de facto – двух) традиционных вероисповеданий исторической России. Ставить препоны строительству мечетей было бы крайне неразумно со всех точек зрения, считает он.
«Если наша государственная власть начнет выделять средства мусульманам и православным пропорционально их численности, - а у нас в пять раз больше православных, чем мусульман, - и если эти факты будут известны всему народу, то ни у кого никаких обид не будет. Никто не должен чувствовать себя оскорбленным, надо оказывать помощь и содействие всем, и это будет благотворно воздействовать на общий климат религиозный, нравственный и социальный. Жалко разве строить мечети, если у нас одновременно растет присутствие православия в больницах, в образовании, в войсковых частях – повсюду? Если люди это увидят, никаких претензий не будет», - продолжил о. Макарий.
«Кстати, - добавил игумен Макарий, - Достоевский как-то описал интересную сцену: какой-то иностранец увидел, как русские мужики крестятся, проходя мимо мечети, и сделал им замечание. На это мужики ответили: ты, мол, чужеземец ничего не понимаешь. Татары построили этот дом для Бога, и ему подобает соответствующее уважение».
«Добавлю от себя: те, кто строит дом для Бога, любят эту землю и, как доказывает история, живут в мире и взаимном уважении с православными, они не будут обвязываться динамитом, чтобы устроить теракт», - заключил отец Макарий (Маркиш).