Государство должно, в первую очередь, учитывать интересы коренного населения

Православные священнослужители о миграционной политике России

30.10.2012 359
Официальному исламскому духовенству России нужно больше трибун для проповеди, чтобы успешно противостоять пропаганде экстремистских идей, заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, комментируя РИА «Новости» сообщения о предотвращении терактов в Казани и Новосибирске в канун празднования Курбан-байрама.

Боевики с Северного Кавказа пытаются вовлечь в свои сети мусульман Поволжья и центральной России, а «мусульманское духовенство, не имея достаточного количества площадок, достаточного количества мечетей, не может охватить всех мусульман своими проповедями и наставлениями», - подчеркнул Гайнутдин. Именно это, считает он, приводит к тому, что мусульмане, не знающие основ своей религии, поддаются на пропаганду экстремистов.

Портал Regions.ru отмечает, что планы строительства новых мечетей в городах, населенных преимущественно русскими, часто вызывают сопротивление местных жителей; последний крупный инцидент такого рода – протесты, заставившие власти отменить строительство мечети в московском районе Митино; два года назад точно так же протестовали жители Текстильщиков. Это не только российская проблема: на днях группа молодых французов потребовала вынести вопрос о новых мечетях на референдум. Противники строительства мечетей утверждают, в частности, что для мусульман-коренных жителей действующих мечетей довольно, а потребность в новых вызвана наплывом гастарбайтеров, который и сам по себе вызывает растущее недовольство.

«Есть ли у России внятная миграционная политика? Какой она должна быть, чтобы миграционные потоки не приводили к обострению межрелигиозных отношений?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.  

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, заявил: «Может показаться, что миграционной политики у нас вообще нет, но она есть. Мы видим, что люди, населяющие Россию, русский народ, все меньше отвечает запросам и требованиям того общества, которое ищет удовольствий за меньшие деньги. Понятно, что на представителей других культур и наций, все более интенсивно расселяющихся на нашей территории, будут смотреть сквозь пальцы».

По словам священника, эта история не нова. «Но проблема в том, что коренное население погружено в бессмыслицу существования – не имеет ни целей, ни смыслов, которые до него не доносят либо сознательно, либо по причине каких-то общих мировых проблем. Из-за этого главная сила русского народа – идти за идеей, полагать силы на алтарь побед – оказывается невостребованной и ненужной. А чтобы убирать улицы и бесплатно работать на иностранные компании, конечно, достаточно и тех сил, которые прибывают в страну все в большем и большем количестве. Но если посмотреть на ситуацию по-другому и поставить внятные вопросы от всего общества, от всего населения, указать смыслы нашего бытия, то автоматически решатся и самые сложные вопросы и те, которые ставит перед нами непонятная миграционная политика», - заключил о. Алексий.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, подчеркнул, что «необходимость религиозного просвещения народов в соответствии с их традициями давно сформулирована Русской Православно Церковью, ее образовательными структурами – а равно и не православными и даже не христианскими религиозными организациями». «Необходимо развивать религиозное образование на местах, там, где есть представители той или иной религии, или в местах, где та или иная религиозная культура укоренена исторически», - продолжил о. Лука.

«Но когда мы говорим о строительстве православных церквей в государстве Израиль или в католической Польше или Италии, и когда мы говорим о строительстве синагоги посреди Москвы или мечети в Санкт-Петербурге, то, конечно, мы должны понимать: храм, построенный для какого-то народа, есть знак его присутствия там, причем не просто присутствия, а оседлости и его постоянного и влиятельного пребывания. В этом контексте, разумеется, в православной Москве строительство неправославных религиозных зданий подрывает цельность и культуру столичного города. И здесь уже не вопрос недостатка окормления тех мусульман, которые пожелали стать москвичами, а вопрос разрушения той православной культуры, которая должны быть москвичам возвращена, а не размыта наличием разнообразных религиозных культур и направлений, которые желают быть представлены во граде стольном. Поэтому нужно размышлять не только о строительстве храмов, но и о развитии религиозного образования в тех исторических поселениях, где те или иные национальности представлены. Размышляя же о православной столице, которая не зря именовалась третьим Римом, то есть всемирной столицей православия, ратовать здесь за построение культовых зданий не православного исповедования – дело вредное, разрушительное и для властей, сочувствующих православию, недопустимое», - заключил отец Лука.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, считает, что внятной миграционной политики действительно нет. «Она должна в первую очередь учитывать интересы коренного населения – а именно русского православного большинства. Мечетей для наших мусульман, по-моему, вполне достаточно. Но некоторые исламские деятели требуют большего, нагнетают напряжение, фактически шантажируют экстремизмом. Известно, что многие не менее авторитетные муфтии эту позицию не разделяют. С ними и нужно договариваться и решать все вопросы», - отметил священник.

«Вспомним опыт дореволюционной России. У каждого было свое место, и все были довольны. Понятно все-таки, на ком держится Россия, какая культура и духовная традиция лежит в ее основании. Одно дело, строить мечети в Татарстане или Чечне, другое – в Центральной России, в Москве – православной столице. Какое-то чувство меры все-таки должно быть. Приоритет должен быть у православного русского большинства. Тут и спора никакого быть не должно. Это исходный интерес. Все остальное вторично. А на что, получается, направлена миграционная политика? Ведь фактически границы открыты. Вот и хлынули потоки людей, не знающих и не уважающих русскую культуру и традиции. Лишь бы денег побольше заработать, лишь бы как-то закрепиться. А до России им дела нет», - заключил о. Александр.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что миграционная политика должна быть разумной и учитывать интересы коренного населения.

«Проблема с наплывом людей из азиатских и кавказских республик во многом связана с демографическим кризисом. Едут к нам из тех стран, где женщины рожают. А у нас ситуация иная. Все только ограничивается разговорами о создании условий, чтобы повышалась рождаемость. А что делается реально? Открываются границы. И что тогда будет с нашей культурой? Тем, кто к нам приезжает, она не нужна, они приезжают за другим. Забывать о государствообразующей роли христианства нельзя. Это уже вопрос национальной политики. Вопрос с мечетями нужно, конечно, решать. Но стоит вспомнить и о том, как тяжело приходится нашим собратьям-христианам в исламских странах, какая там ситуация с православными храмами. Я думаю, что имея это в виду, обо всем можно спокойно договориться», - заключил о. Андрей.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что ислам относится к одной из четырех (а de facto – двух) традиционных вероисповеданий исторической России. Ставить препоны строительству мечетей было бы крайне неразумно со всех точек зрения, считает он.

«Если наша государственная власть начнет выделять средства мусульманам и православным пропорционально их численности, - а у нас в пять раз больше православных, чем мусульман, - и если эти факты будут известны всему народу, то ни у кого никаких обид не будет. Никто не должен чувствовать себя оскорбленным, надо оказывать помощь и содействие всем, и это будет благотворно воздействовать на общий климат религиозный, нравственный и социальный. Жалко разве строить мечети, если у нас одновременно растет присутствие православия в больницах, в образовании, в войсковых частях – повсюду? Если люди это увидят, никаких претензий не будет», - продолжил о. Макарий.

«Кстати, - добавил игумен Макарий, - Достоевский как-то описал интересную сцену: какой-то иностранец увидел, как русские мужики крестятся, проходя мимо мечети, и сделал им замечание. На это мужики ответили: ты, мол, чужеземец ничего не понимаешь. Татары построили этот дом для Бога, и ему подобает соответствующее уважение».

«Добавлю от себя: те, кто строит дом для Бога, любят эту землю и, как доказывает история, живут в мире и взаимном уважении с православными, они не будут обвязываться динамитом, чтобы устроить теракт», - заключил отец Макарий (Маркиш).
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий