Высказать свое мнение о возможной канонизации архиепископа Серафима (Соболева) мы попросили известного богослова, историка Церкви, кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
Лично я глубоко почитаю владыку Серафима (Соболева). Для меня он является непрославленным святым. Его рождение и жизнь отмечены Промыслом Божиим и великой Его милостью и, кроме того, духовным мужеством его матери. Он рождался очень тяжело, застрял во чреве матери, и врачи приготовились расчленять его на части, чтобы спасти мать. Но мать, придя в себя, запретила врачам это делать и умолила отца ребенка на это не соглашаться. Отец стал горячо молиться, и по молитвам родителей произошло чудо, младенец Николай родился. Когда его поднесли матери, она сказала: «Вот из-за кого я чуть на тот свет не отправилась, какой мухтар серьезный». Только через много лет владыка Серафим узнал, что «мухтаром» на Востоке называют епископа. Получается, что мать сказала: «какой серьезный епископ».
Удивительна была и отроческая жизнь Николая Соболева. В школе, когда учитель, рассердившись сказал: «Кто из вас самый главный дурак?», то Николай Соболев вышел к доске. Учитель поразился и сказал: «Ты же лучший ученик, зачем ты себя принижаешь». Николай промолчал. Учитель же пораженный его кротостью и смирением переменился по отношению к нему и к другим ученикам.
Стремление будущего владыки носить тяготы других ярко проявилось ещё в юношеском возрасте. В семинарии с ним произошел поразительный случай. Семинаристы обнаружили, что один из их однокашников является вором и стали его судить «судом чести». В этот момент Николай Соболев сел рядом с ним и стал его утешать. И вот председатель этого суда чести во всеуслышание заявил: «Друзья, Николай Михайлович Соболев утешает вора и не знает, что тот украл у него калоши и перчатки». Несмотря на это будущий владыка Серафим сделал всё для того, чтобы этот несчастный был отчислен из семинарии без позора.
Такое удивительное человеколюбивое отношение он сохранил к людям и дальше. Когда он принял монашество и стал ректором семинарии, то вначале семинаристы над ним просто издевались, чувствуя его доброту. Инспектор хотел подать шалунов к отчислению, но иеромонах Серафим сказал, что разберется с ними сам. И затем индивидуально с ними работая, добротой добился того, что эти озорники и хулиганы стали самыми примерными студентами академии.
Удивительная доброта, вдумчивость, сердечность характеризует его деятельность как пастыря. В 1920 году, в трагические для России годы он сподобился епископского сана, но вынужден был эмигрировать, и стал главой русских приходов в Болгарии. И вот в достаточно непростых условиях, в голодной и разоренной войной Болгарии среди несчастных русских беженцев, он делал все для помощи людям, как русским, так и болгарам. Часто по его молитвам происходили удивительные чудеса, исцеление смертельно больных, устроение совершенно безнадежных человеческих судеб. При этом владыка проявил себя не только как добрый пастырь, но и как ревнитель веры и опытный догматист. Его сочинение о Софии - Премудрости Божией, опровержение ереси протоиерея Сергия Булгакова является классическим богословским произведением.
Я не случайно рассказал об этих историях, показывающих его смирение и человеколюбие. Я это сделал для того, чтобы читатели поняли, не по человеческой злобе и агрессивности нападал он на протоиерея Сергия Булгакова, а ревнуя о правде Божией, о чистоте догматического учения, о нераспространении ереси пантеистического типа. В данном вопросе его сочинения, равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры и, естественно, что ни о каком допущении «софианского» учения не может идти речи.
Владыка Серафим (Соболев) прославился и как мыслитель-государственник. Он автор трудов о монархической государственности и русской идеологии. Его патриотические мысли стали классическими. Его труды сохраняют свое влияние до сих пор, по крайней мере в том, что Архиерейский Собор 2000 года признал монархию высшей формой правления по сравнению с прочими, за исключением, пожалуй, теократии, практически никогда не осуществленной в истории. В этом немалая заслуга трудов святителя Серафима.
Я не только считаю, что он достоин канонизации, но полагаю, что он уже прославлен Богом на небесах. Он скончался в 1950 году, и всего через два года произошел такой случай. Один солдат заснул на посту и ему угрожал расстрел, потому что это увидели проверяющие. Его мать, христианка, пришла на могилу к владыке и стала горячо молиться. Произошло чудо. Солдату расстрел заменили тюремным заключением, которое вскоре отменили. Верую, что Господь делает тайное явным, и владыка Серафим вскоре будет прославлен в лике святых.
65. Ответ на 61., М.Яблоков:
64. Ответ на 62., дезинфектор:
63. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
62. Ответ на 60., Ева:
61. Ответ на 59., М.Яблоков:
60. Ответ на 58., Ева:
59. Ответ на 55., М.Яблоков:
58. Ответ на 51., М.Яблоков:
57. Ответ на 51., М.Яблоков:
56. Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»