Поводом для осуждения России в Брюсселе стало решение властей Приднестровья перевести преподавание молдавского языка в нескольких нетипичных для республики школах с латинской графики на кириллицу и отменить преподавание курса «История румын». Судьи в Брюсселе постановили, что это нарушает право приднестровских школьников на образование. И что виновата в этом Россия. Что же это за школы и почему судьба отдельных дисциплин в средних учебных заведениях на левом берегу Днестра так взволновала Брюссель?
Создание приднестровской системы науки, образования и культуры началось в 1990 году, когда была создана ПМР. Первым министром соответствующего ведомства был сам Андрей Сафонов. В 1990-1992 годах мы перевели все учебные заведения Приднестровья под юрисдикцию ПМР, однако несколько школ остались под юрисдикцией Кишинева.
Учебные планы и предметы в них были и остаются молдавскими, в преподавании молдавского языка используется не кириллица, как в советской Молдавии и в ПМР, а латиница, как в современной Молдове. Кроме того, там преподается весьма шовинистический курс «Истории румын», где в частности утверждается, что в 1812 и 1940 годах Россия и СССР будто бы оккупировали Молдавию. Реальная же оккупация края Румынией в 1918-1940 годах преподносится как благо.
Разумеется, Бухарест крайне заинтересован в сохранении этих очагов идеологического влияния на левом берегу Днестра. Есть все основания называть эти школы плацдармом для будущего наступления прорумынских националистов из Кишинева. С приходом к власти в Молдове праворадикального «Альянса за европейскую интеграцию» эти силы решили, что их час настал.
Позиция Европейского суда по правам человека тут удивлять не должна. ЕСПЧ – явное орудие политической борьбы Запада с российским влиянием и орудие поддержки кишиневских правых против ПМР. Напомним, что недавно этот суд обязал Россию выплатить деньги главарю террористов из группы «Бужор» Илие Илашку, который сам многократно признавался в СМИ, что в ходе войны 1992 года расстреливал приднестровцев по приказу из Кишинева как офицер нацбезопасности РМ. В то же время евроструктуры так и не сформулировали четкой позиции по демонстративно антидемократическому запрету в Молдове символики СССР летом этого года.
«В случае со школами истцы жаловались, что нарушаются их права на образование на национальном языке и на неприкосновенность частной жизни. Суд удовлетворил требование компенсации морального вреда в размере 1,02 миллиона евро плюс 50 тысяч евро за расходы на представление дела в суде. Но где внимание ЕСПЧ к свертыванию образования в РМ на русском языке, к реальному закрытию учебных заведений на русском языке? Это ли не лицемерие?» - задается вопросом автор статьи.
Очевидно, что ЕСПЧ сознательно поощряет Кишинев к дальнейшему подавлению сторонников интеграции Молдовы в рамках СНГ. И у «румынских» школ здесь своя роль. Их задача — оторвать молдавскую общину ПМР от формирующейся приднестровской идентичности и не допустить, таким образом, формирования приднестровской политической нации. Судя по всему, следующим будет требование переименовать молдавский язык в румынский на территории Приднестровья – как это уже случилось в Молдове.
«Признавать юрисдикцию такого суда России нет смысла. И тем более не стоит выплачивать деньги взятым под защиту ЕСПЧ террористам и румынизаторам», - заключает Андрей Сафонов.
Вердикт ЕСПЧ прокомментировал 24 октября в интервью ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (Тирасполь, Приднестровье) Илья Галинский.
«Вместо того чтобы объективно и беспристрастно разобраться в проблеме "румынских школ" функционирующих в Приднестровье, ЕСПЧ, политизировав вопрос, использовал, как совершенно правильно отмечает российский МИД, двойные стандарты, что просто непозволительно такому высокому судебному органу. Совершенно очевидно, что такое предвзятое отношение к Приднестровскому государству в очередной раз продемонстрировало истинные ценности "Европейского мира" и еще больше укрепит приднестровцев в их стремлении "быть вместе с Россией"», - заявил эксперт.
По его словам, приходится с горечью вспоминать, что когда в Страсбургский суд обратилась группа граждан Приднестровья, в том числе супруга зверски убитого боевиками террористической группы «Бужор» (во главе которой находился убийца Илие Илашку, осужденный приднестровским судом) приднестровского общественного деятеля Гусара, все тот же ЕСПЧ даже не принял к рассмотрению этот запрос, мотивируя свое решение тем, что такого государства, как Приднестровье де-юре не существует, а посему «если кто-то там, кого-то убил, пусть и убивает дальше, нас это не касается». После такого циничного поведения ЕСПЧ, профессор приднестровского университета Николай Бабилунга заявил, что тем самым ЕСПЧ дал понять всему преступному миру, что если кто-то хочет совершить преступление, убить человека, «приезжайте в Приднестровье, мы вас за это судить не будем».
«В контексте решения, принятого ЕСПЧ в отношении так называемых румынских школ на территории Приднестровья, очень хотелось бы поразмышлять, например, о том, как отнесутся, скажем, власти и население Азербайджана, если на его территории, в пределах его государственной юрисдикции, Армения вдруг открыла бы свою школу, в которой детей - армян по национальности начали бы учить по образовательным стандартам государства Армения. Изучая историю в этой школе, ученики, например, клеймили бы и осуждали Сумгаитскую резню армян, учиненную азербайджанцами, геноцид армян, осуществленный Турцией в 1915 году, в ходе которого погибло около 1,5 млн людей армянской национальности, приветствовали бы образование независимой Нагорно-Карабахской Республики и выступали за ее международное признание. Я полагаю, что отвечать на этот вопрос, в общем-то, и не надо. Такого в Азербайджане просто не может произойти. Так же, как не может нечто подобное произойти и в Израиле, где бы в арабских школах обучали детей, скажем, по палестинским стандартам, и где черным по белому было написано, что Израиль - это государство-агрессор, которое осуществляет геноцид палестинского народа», - продолжил политолог.
По его словам, «никакие высшие международные судебные инстанции это не волнует». «Их волнуют только пресловутые "румынские школы" в Приднестровье, в которых фактически готовят врагов независимого приднестровского государства, как некий будущий резерв для "колонизации" Приднестровья государственной машиной Республики Молдова, в случае успешной реализации так называемой реинтеграции. А как еще можно назвать выпускников этих школ, для которых Приднестровье - это мятежная территория, агрессия Молдовы против народа Приднестровья в 1992 году, в ходе которой погибло около 1000 жителей Приднестровья, это вовсе не агрессия, а наведение конституционного порядка по-снегуровски. В этих школах их учат, что приднестровцы сепаратисты, и поскольку они не подчиняются Конституции и законам Молдовы, то должны сидеть в молдавской тюрьме. Приходится только сожалеть, что ЕСПЧ не захотел услышать аргументы ни приднестровской стороны, ни Российской Федерации. Зато услышал противную сторону - учителей и родителей - жителей Приднестровья, являющихся гражданами Молдовы и Румынии», - заключил Илья Галинский.
В свою очередь, МИД Приднестровья оценил как предвзятое и политизированное решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
«Осуждение России за состояние учебного процесса в молдавских школах с преподаванием на основе латинской графики, территориально размещенных в Приднестровье, но администрации которых контролируются Республикой Молдова, - это решение, не имеющее ничего общего с объективными реалиями», - говорится в распространенном во вторник комментарии МИД ПМР, сообщает РИА Новости.
В Тирасполе утверждают, что учащиеся шести указанных в решении суда школ были намеренно ограничены в своих правах на образование администрациями этих школ, действовавшими по прямому указанию из Кишинева. Эта ситуация была использована для оказания политического давления на Тирасполь, что выразилось, в частности, в запрете на передвижение по территории государств Евросоюза ряду представителей руководства непризнанной республики.
Несмотря на созданный специально для этих школ облегченный режим регистрации, руководство этих учебных заведений на протяжении многих лет отказывалось получать регистрацию в Приднестровье и пользоваться теми же правами и льготами, что и другие школы.
МИД напомнил, что на протяжении 2012 года ведется диалог об упрощенном механизме лицензирования этих учреждений. Однако механизм до сих пор не внедрен по причине отказа молдавской стороны.
Особую озабоченность вызвали в Тирасполе некоторые формулировки, использованные Европейским судом по правам человека.
В министерстве иностранных дел ПМР считают оскорбительным для молдавского народа определение Европейского суда по правам человека о том, что молдавский язык в сочетании с кириллической графикой - это «языковая комбинация, которая нигде не используется и не признается нигде в мире», - отмечается в комментарии.
МИД ПМР уточнил, что молдавский народ на протяжении всей своей истории использовал в письменности кириллическую графику. Насаждение латиницы, произошедшее на территории Румынии во второй половине XIX века, а в Молдавии в 1989 году, явилось актом насилия в отношении молдавской истории, культуры и самосознания.
Тирасполь с тревогой воспринимает меняющуюся реальность, когда Европейский суд по правам человека, функционирующий более 50 лет в качестве высшего органа по защите прав человека, становится инструментом оказания давления, говорится в комментарии МИД.
«Прискорбно, что права людей цинично используются для достижения политических целей отдельных стран. Полагаем, что такая ситуация не способствует укреплению авторитета Совета Европы как организации, способной вырабатывать общеевропейские стандарты в гуманитарной сфере», - подчеркивается в комментарии.
МИД РФ также считает предвзятым и политически мотивированным постановление Европейского суда по правам человека, сообщает РИА Новости.
«Приходится с серьезной обеспокоенностью отметить, что решение Европейского суда по правам человека по делу "Катан и другие против Молдавии и Российской Федерации" никак не отвечает интересам тех, кто заинтересован в решении приднестровской проблемы, а в настоящее время пытается после длительного перерыва помочь сторонам конфликта восстановить доверие, конструктивный диалог, выходить на реальные договоренности по широкому кругу вопросов, включая взаимодействие в сфере образования», - подчеркивают российские дипломаты.
В МИД РФ отмечают, что заявленные цели защиты прав человека, в данном случае учащихся молдавских школ в Приднестровье с преподаванием на латинской графике, «выглядят, таким образом, скомпрометированными юридически сомнительным, вынесенным в отрыве от ситуации, вердиктом суда».
В заявлении сказано, что суд «проигнорировал аргументы российской стороны об ее активном участии в разрешении проблемы исключительно в качестве посредника в составе признанного международного формата урегулирования Приднестровского конфликта».
«Не была принята во внимание даже доведенная до судей позиция по существу коллизии вокруг молдавских школ в регионе, изложенная в официальных докладах представителей руководства Совета Европы», - сказано в документе.
«На политическую подоплеку решения указывает использование для его обоснования тезиса о так называемом эффективном контроле над Приднестровьем, сформулированном в постановлении Суда по делу «Илашку и другие против Молдавии и Российской Федерации» (июль 2004 года)... Подгонку проблемы школ под прецедент "дела Илашку", связанного с совершенно иными обстоятельствами военной вспышки конфликта в Приднестровье в 1991 году, иначе как насилием над правовой логикой назвать нельзя», - подчеркивают дипломаты.
В Москве отмечают, что внимательно изучат все обстоятельства дела и выводы Страсбургского суда и на их основе примут соответствующее решение.