«Патриарх крестьянства»

Игумен Кирилл (Сахаров) о творчестве Василия Белова, 80-летие которого отмечается сегодня

0
284
Время на чтение 4 минуты
Мне знакомо не понаслышке славная когорта русских людей, подобных В.И.Белову. Таким был, например, мой отец: тружеником, правдолюбом, ершистым и в то же время трогательно стеснительным. В 70-е годы я, учась в светском вузе, «перелопатил» немало книг и журналов. Конечно, много было «шлака», но встречались и подлинные жемчужины. К ним, несомненно, относился «Лад» Белова. Когда я читал это произведение, перед моим взором открывалась прекрасная картина жизни крестьянина на севере Русской Земли. Было такое впечатление, что я услышал прекрасную симфонию, гармонию звуков. Какой же она была удивительной крестьянская Русь, которую мы потеряли! Вспоминаю свою поездку в Вологду в 80-е годы. Ее подготовка и содержание проходили «под знаком Белова». Идя по улицам, стоя на остановках, посещая кладбища и храмы, я надеялся увидеть знаменитого русского писателя. Какой он, Василий Белов? Напористый государственник в Верховном Совете и нежный отец, простой, доступный и таинственный, сокровенный. Писатель Крупин рассказывал, как однажды он с Беловым ехал в аэропорт. При подъезде к нему дочь писателя расплакалась: туфельку от куклы забыла дома. К изумлению других участников поездки писатель настоял на возвращении домой за туфелькой - тогда едва успели на самолет. Другой случай. Наш выдающийся скульптор В.М.Клыков присматривается к неказистой шапке Крупина, снимает ее с его головы и выбрасывает в окно, говоря: «русский писатель не должен носить такую шапку» - и дал свою, более добротную. Крупин в ответ на это: «русский писатель не одевает чужих шапок» - и тоже выбрасывает шапку в окно. Белов ругает их за такие поступки и вскоре обоим присылает по шапке.

Значимость для меня какой-либо книги определялась, прежде всего, тем, сколько выписок из нее было сделано. Читая «Лад», выписки делать было невозможно - в записную книжку просилось все. Приведу лишь некоторые из своих выписок.

«Не приютить странника или нищего, не накормить проезжего издревле считалось грехом. Даже самые скупые хозяева под давлением общественной морали были вынуждены соблюдать обычай гостеприимства».

«Деревни, где не пускали ночевать, пользовались дурной славой, что нередко влияло на женитьбу или замужество».

«Калеки и убогие особенно почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег к собственным знакомым или родственникам. Ночевать было положено одну ночь. Если нищий ночевал вторую ночь, то он уже искал себе посильное дело (хотя бы и сказки рассказывать или петь былины). Не подвезти на попутных хромого, безногого, горбатенького или слепого могли самые жестокосердечные безбожники, не боящиеся греха и бравирующие такой «смелостью»».

«Жизнь волости не терпела неясных слов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот в светлое время суток».

«Миряне строились вплотную, движимые чувством сближения, стремлением быть заодно со всеми. В случае пожара, на огонь бросались всем миром, подати платили всем миром, ходоков и солдат тоже собирали сообща».

«Любое горе и любая радость в деревне были на виду. Мир знал все обо всем, как ни старались щепетильные люди не выносить сор из избы».

«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью, детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо, естественно было трудиться».

«Прямолинейное и волевое насаждение хороших привычек вызывало в детском сердце горечь, отпор и сопротивление. Если мальчишку за руку волокут в поле, он подчинится. Но что толку от такого подчинения? В хорошей семье ничего не заставляют делать, ребенку самому хочется делать. Взрослые лишь мудро оберегают его от непосильного. Обычная детская жажда подражания действует в воспитании трудовых навыков неизмеримо благотворнее, чем принуждение. Личный пример жизненного поведения взрослого (деда, отца, брата) неотступно стоял перед детским внутренним оком, не потому ли в хороших семьях редко, чрезвычайно редко вырастают дурные люди? Семья еще в детстве прививала невосприимчивость ко всякого рода нравственным вывертам».

«У северного русского крестьянина смерть не вызывала ни ужаса, ни отчаяния, тайна ее была равносильна тайне рождения. Смерть, поскольку ты уже родился, была так же необходима, как и жизнь. Естественная закономерная последовательность в смене возрастных особенностей приводила к философско-религиозному и душевному равновесию, к спокойному восприятию конца собственного пути... Именно последовательность, постепенность. Старики нешумно и с некоторой торжественностью, еще будучи в здравом уме и силе, готовили себя к смерти. Но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла, и кто не был одиноким, имел родных. По народному пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать».

В заключение хотел сказать следующее. Когда прошло какое-либо бедствие, мы стараемся анализировать: почему оно произошло, кто виноват и т.д. Это, на мой взгляд, особенно актуально, когда мы говорим о проблемах деревни. Здесь масштаб произошедшей катастрофы особенно бросается в глаза - достаточно проехаться по деревням какой-либо области, примыкающей к Московской. Надо остановиться, подвести черту и задуматься: а как жить дальше? Мне кажется, что необходим некий впечатляющий символический акт. В моем воображении рисуется такая картина. Прощеное воскресенье, у храма в Тимонихе - родной деревне Василия Ивановича - собрались немногие местные жители, представители от крестьянства из других регионов, писатели - «деревенщики». Неподалеку от собравшихся приземляется вертолет Президента (или, допустим, премьера). И вот картина: в центре ожидающих восседает седовласый старец. К нему подходит Президент - некоторое время они разговаривают. «Патриарх крестьянства» влагает в уши первого лица некие пророческие слова, некое назидание и вразумление, потрясающие до глубины души. Из уст первого лица государства звучат покаянные слова за ужасы коллективизации, за безобразия «реформ», ликвидацию «неперспективных деревень», погром последних 20-ти лет. Маститый писатель вдохновляет Президента на возрождение, Богу содействующу, нашей деревни, нашего крестьянства. Многая лета рабу Божию Василию!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06