Как сделать нашу экономику сильной, инновационной и нравственной?

Петр Базунов размышляет над тем, как соединить Православие и предпринимательство

Много раз я размышлял, почему после окончания эпохи коммунизма и возврата к капитализму в России мы все чаще говорим о возможности симбиоза предпринимательства и Православия. Этот симбиоз видится многим из нас, как единственный верный путь нашего национального экономического развития. Вроде бы, что общего у этих понятий?… Одно представляет собой разновидность религии, другое - вид профессиональной деятельности, цель которой – извлечение максимальной прибыли. Очевидно, что причина состоит в попытке нащупать некий нравственный ориентир в процессах, связанных с заработком денег. При этом заметно, что этот нравственный ориентир для большинства из нас состоит главным образом в том, как правильно распорядиться уже полученной прибылью. Чаще всего в связи с этим упоминаются благотворительность и соответствующие фонды, различные программы помощи и всевозможные способы социальной поддержки и т.п. Впрочем, тот, кто проникает глубже в суть вопроса, тот видит еще и необходимость некой этики в деловых отношениях, в которых должна присутствовать порядочность, верность данному слову, честность и т.п. Кто-то касается уже экономических параметров, и высказываются также мнения о необходимости существования справедливых цен и честной прибыли, хотя пока никто так и не дал четких критериев для таких цен и такой прибыли. И конечно предполагается необходимость принадлежности предпринимателей к христианской православной религии, которая должна выражаться у них в следовании устоявшимся традициям и догматам Церкви и т.д.

На мой взгляд, вопрос с «православным предпринимательством» возник, прежде всего, вследствие общего упадка нравственности в постперестроечной России, и отсутствия крепкой идеологической основы у нарождающегося общества. Такая основа всегда нужна для формирования образа мысли человека, для осознания смысла собственного существования. После краха коммунизма, мы, обычные россияне, как будто вошли в другую жизнь тогда. Наше пространство, долгое время, закрытое для остального мира, стало стремительно заполняться, как открытый шлюз, и не только чем-то хорошим (как предполагалось), но и той грязью, которая неизбежно и всегда возникает там, где существует капитализм. Мы, чуть не захлебнувшись и видя, что в новом строе спасения нет, обращаемся теперь к тому, что познали за столетия своей истории. Мы придерживаемся той истины, которая уже признана и существует. Мы теперь ищем нравственности в том, что называется рыночными отношениями, пытаясь соединить их с нашим историческим духовно-религиозным опытом. Мы ищем, но в целом уже понимаем, что найти нравственность в этих отношениях очень трудно. Но как же быть? Неужели нет возможности не обманывать, не «стяжать земное», не пачкать душу и достигать успеха?

По моему мнению, исследование нравственности с позиции православия надо начинать вовсе не с ответов на вопрос, как и на что предпринимателю потратить заработанные своим трудом деньги. Благотворительность, социальные программы и пр. есть вещи важные, но их нельзя относить только к православию. Как потратить заработанные деньги это личное дело каждого, и не имеет отношение к конкретной религии. У социальной ответственности почти нет прямой и четкой связи именно (!) с православием. Гуманизм всегда был понятием общечеловеческим, и он свойственен и понятен в равной степени всем без исключения народам и культурам. Но начинать поиск надо с того, как осуществлять деловые отношения между людьми одной нравственности, веры, одной истории и культурного оттенка так, чтобы эти отношения приносили пользу и плод, а не ненависть, соперничество, злобу и пустоту. Наше экономическое пространство полно именно такого негативного рода отношений.

Пока Запад зрел в них, разбирался в том, каким должен быть капитализм, чтобы быть гуманным и не разрушительным, мы, взяв на вооружение ту идеологию, которая и возникла как противовес такому капитализму еще в конце 19 века, ринулись насилием строить то, что должно было назреть само, в ходе эволюции, а не революции. Мы запретили сами себе частную собственность, запретили предпринимательство, как источник зла, закрылись от всего мира и стали насильственным путем сверху вниз строить справедливое общество. Поняв в итоге, что выбран был путь в корне неправильный, мы ринулись в другую сторону: отпустили все на самотек, на волю дикого рынка, и опять наткнулись на схожие проблемы, и опять оказались неспособны построить гуманное, заботящееся о своих гражданах государство. Кругом та же грязь, воровство, несправедливость…

Больше некуда теперь бежать и мы обратились к своим корням. Теперь мы ищем порядка и справедливости у нашего прошлого, мы повысили интерес к тем временам, о которых нельзя было даже вспоминать, как о чем-то хорошем, в эпоху коммунизма. Патриархальное прошлое многим из нас кажется теперь утраченной жизнью, обладавшей гармонией, порядком и той же самой справедливостью. Мы даже президента страны по-прежнему выбираем по старинке, как царя. Еще немного и выборы станут носить характер совсем уж условный, станут как бы необходимой процедурой перед помазанием на царство. Но много ли мы знаем о своем прошлом? Так ли оно было гармонично? И есть ли смысл в него возвращаться, ибо жизнь течет как река, и к старому уже не вернуться полностью…

Я искренне полагаю, что поиск своего национального пути надо начинать с другой стороны. Сперва нужно перестать смотреть на Запад и примерять у себя не свои модели, и углубиться нужно в то, что происходит между продавцом и покупателем здесь у нас в нашей собственной культуре. Именно в детали этих отношений нужно вникать. Из смысла этих отношений родится то, что будет нашим православным или просто национальным капитализмом. Какая связь у капитализма с православием? Да никакой прямой связи нет! Но есть нравственная основа в отношениях людей, нравственная составляющая в их труде, которая не связана с капитализмом никак, но влияет на образ мысли каждого не только верующего человека, но и вообще любого из нас, живущего в нашем обществе.

Именно образ мысли создает определенную модель поведения, которая, несмотря на запрещение или разрешение частной собственности, руководит, в том числе, и торговыми процессами таким образом, что они либо становятся созидательными, либо деструктивными. Созидательными - это значит рождающими на свет в условиях свободной торговли технологические новшества, а деструктивными - это значит не рождающими ничего кроме спекулятивного венчурного капитала, который всегда был источником нестабильности, потому как ищет самосохранения и мечется по принципу, где проще и выгоднее себя сохранить. Если мы действительно хотим что-то изменить, нам надо менять саму модель наших отношений, надо проникать в собственный образ мысли и делать усилие над развитием собственного сознания. Без этого, мы обречены топтаться на месте и извращать суть любого экономического строя или процесса. Как сделать это?

Для толчка в развитии сознания мы должны принять концепцию творчества, как более глубокого и правильного понимания сути нашей собственной религии. Мы должны осознать важность творческих усилий над собой и приучать себя к необходимости небесцельно проживать каждый час своей жизни. Творчество не обязательно сопряжено с искусством. Речь идет о привнесении исключительно своего плода жизни и труда, основанного на собственной энергии и любви и пропущенного через свое мировосприятие. Каждый человек должен ответить на вопрос: «Зачем я существую?» и затем на следующий вопрос: «Что я могу улучшить?» и потом: «Как я могу это сделать?». Каждый из нас может и должен найти себя в ответах на эти три вопроса и само выразиться действием. Кто-то в бизнесе, кто-то в монашеской жизни, кто-то в творчестве врача, кто-то в подвижнической деятельности, кто-то став учителем. Этот подход работает с любой профессией. Уровень знаний у нас у всех схожий, природные навыки тоже, но энергией, характером, предрасположенностями и опытом мы обладаем разными, и в этом состоит уникальность каждого из нас. Задача – найти себя и действовать во благо.

Пока мы не приучены к творчеству, религия не только не укрепляется в нас духовными таинствами, но приобретает в большей степени плоское мистическое значение, и в особенности, когда мы ожидаем по воле свыше решения своих бытовых проблем. Такое мировоззрение не слишком способствует нашему индивидуальному личностному развитию и, не помогает нам развиваться, как обществу. Поэтому и капитализм у нас имеет тенденцию становиться хищническим: не сам он по себе такой, но мы сами его таким понимаем и делаем.

Буквально воспринимая христианское учение и события, описанные в Евангелии, мы упускаем его самую суть. В этой истории нет прямых указаний к жизни в самом простоми бытовом ее понимании. Я думаю, не в этом ее главное содержание, так как Евангелие - не есть перечень бытовых правил поведения.Если задуматься глубже, то эта книга - пример веры, свободы и совести для нас. Каждый из нас в идеале должен пройти похожий путь, если мы хотим относить себя к последователям Христа. Каждый из нас должен, освободившись духовно, выполнить свой деятельный путь, не убив, не ограбив, не солгав. Все то, что нам дано, мы можем употребить во благо трудом в выбранном направлении, в выбранной профессии, что-то привнося в нее. В буквальном принятии текста Писания в логической его трансляции на язык разума лежит большая проблема восприятия его сути в нас, в нашей культуре. На самом деле, это - история творчества, в котором материалом служило то, что было и остается самым важным, - живая плоть, добровольно отданная на растерзание, а плодом был пример силы духа. Это - пример, данный нам, как образец того, как это может быть, и этот пример осветил нам дорогу, как яркий луч живого сознания в кромешной тьме инстинктов. Ничего более нравственного человек совершить не способен, любить сильнее, а значит - понимать глубже и прощать никто не может. Но каждый из нас способен хотя бы попытаться сделать что-то похожее, если мы христиане.

Каждый из нас может и должен реализовать себя сам и по-своему, но похожим образом, и на своем собственном пути. Употребить свою жизнь на практическое совершение своего собственного нравственного выбора каждому из нас необходимо. Теперь наш черед сделать и добавить что-то самому к тому, что уже было сделано до нас и ради нас. Мы каждый должны по своему выразить себя в христианской идее добра, терпения, искренности, любви и покаяния.

Критерий один – отдавайся тому, что ты делаешь без остатка. Речь идет, конечно, о профессии, о созидательном труде, потому дело должно совершаться со смыслом и во благо. Каждый из нас должен увидеть созидательную суть в том, что он делает и держаться ее, видя ее перед собою в дали, как капитан судна видит свет маяка во тьме. Каждый из нас рожден привносить что-то новое от себя, живя и трудясь, но это новое и уникальное можно почувствовать только практикой. Эта практика есть начало творчества, или превношения, и следующего за ним духовного развития. Таким образом, мы должны служить, каждый своему призванию, которое должно соответствовать нашему миропониманию и психологическому устройству. В любую профессию каждый из нас может привнести что-то новое от себя только благодаря своей энергии и уже приобретенному опыту. Эти две составляющие личности отличают нас друг от друга сильнее всего. Именно поэтому, профессиональный опыт, как и опыт жизненный, очень важен.

Создавать надо из того, что есть, ибо нет ничего абсолютно лучшего и абсолютно худшего. Есть лишь начальное положение, исходная комбинация и если жизнь предлагает два пути: строить из того, что есть, или не упорствовать и поискать простой дороги, то выбрать каждому из нас надо первое. Потому как пойдя по второму пути, мы рано или поздно наткнувшись на тот же выбор, опять ступим не туда, и потом опять будет тот же выбор. И так без конца, до самого ухода человека из этой жизни… Что плохого в таком поведении, если оно кажется более естественным, животным? Ничего, пожалуй. Если только выбранные дороги смежные и ведут в одном направлении. Но так не всегда бывает. Так бывает редко. Чаще мы сбиваемся с пути, путаемся, чувствуем потом глубокое душевное одиночество, не понимая, куда вообще шли, зачем прожили жизнь, и теряем практический навык строить из того, что уже есть, хотя в этой практике и заключается жизнь. Мы не любим усилия и разлагаем себя, как строители, каждый раз совершая такой выбор.

Какая тут связь с предпринимательством и православием? Когда мы в процессе заработка денег в условиях добровольного обмена товаром (из чего и состоит современный капитализм) постоянно ориентируемся на скорейший заработок и на денежный рационализм, свойственный скорее иудейской культуре, мы вступаем в конфликт с вышеописанным примером нравственного поведения. Мы нарушаем один из базовых христианских принципов о том, что нельзя служить двум господам: Богу и кошельку. В служении кошельку растворяется созидание, творчество, а ежеминутная забота о деньгах сулит их потерю. Предприниматель, постоянно сосредоточенный на скорейшем заработке денег, не думает о том, что привносит своим трудом, не пытается ответить на главный вопрос: будет ли его покупателю лучше от этого сотрудничества, и что уникального он ему несет для его жизни и работы. Этих вопросов о себе не задает и, значит, они ему не привычны. Этот предприниматель стремится только к посредничеству и не компенсирует, не уравновешивает его своим собственным уникальным трудом. В таком бизнесе нет рождения новому, и он будет всегда скоротечен. Никаких товаров глубокой переработки тут никогда не появится, потому что им нет места в сознании таких предпринимателей.

Если возникает выбор: сделать красиво, качественно, полно и получить глубокое эстетическое и духовное удовлетворение, или сделать быстро, но заработать сейчас больше, т.е. быстрее и дороже продать, то нашему деловому человеку нужно сделать выбор №1. Потому что мы ценим такой выбор, и он сближает нас, так как мы, как культурный народ, обладаем нравственностью и ценим искренность. Искренность укрепляет отношения, в них рождается доверие, а доверие создает условия для творчества и делает отношения продуктивными. К этому мы должны стремиться, вступая в отношения друг с другом. Отсутствие творчества делает любые отношения временными и соперническими. Надо иметь определенный психологический уклад, чтобы видеть в накоплении денег и обладании ими весь смысл своего существования и, таким образом, скопив их, ощущать глубокий внутренний комфорт, когда все духовные потребности полностью удовлетворены и ничто человека больше не беспокоит. Во-первых, такого состояния не достичь: тому, кто сосредоточенно копит деньги - всегда их не хватает. Во-вторых, это ограниченное мировоззрение, потому как человеческий век короток, и мы приходим в этот мир и уходим из него голыми. Ничего не утащить с собою в могилу, а потому нет смысла народу, обладающему чувством государственности и привязанному к своей территории, принимать такое мировоззрение и называть его своим капитализмом.

Отношения между людьми чаще всего построены на основе взаимных сделок: нам чаще всего что-то нужно друг от друга и это становится основой для любых отношений в профессиональной сфере. Это не хорошо и не плохо, но это так и с этим нужно согласиться. В основе любых деловых, профессиональных отношений (суть, это одно и тоже) находятся всегда продавец и покупатель. Важно определить, кто в каждом конкретном случае, что именно и кому именно продает, и что за это просит взамен.

Попытаюсь сформулировать принципы русского предпринимателя.
- О покупателе нужно заботиться, внимательно изучая его профессионально потребности.
- Нельзя думать только о своей выгоде, но нужно стремиться сохранить отношения с покупателем на здравой профессиональной основе, т.е. нужно заботиться о и его выгоде.
- Нельзя жертвовать своим делом, так как человеческая нравственность отличается от деловой этики. Дело должно жить и приносить пользу другим, а не исчезать став жертвой высокой нравственности. Организация – это не один человек. Между организациями действует принцип здраво понятой взаимной пользы, и следование именно этому принципу становится нравственным поведением для организации.
- Надо стремиться к росту своих профессиональных знаний.
- Нельзя навязывать, манипулировать и вынуждать.
- Надо быть естественным в поведении и стремиться с искренности.
- Надо быть терпеливым.
- Нельзя лгать, это разрушает все.
- Надо дорожить тем, что имеешь.
- Надо создавать из того что есть.
- Начатое дело или процесс надо стремиться доводить до конца, чтобы была законченность и ясность для следующего шага.

Если мы говорим о православном предпринимательстве, оно должно соответствовать не букве, а духу православной нравственности. Дух этой нравственности состоит не только в честности сторон в буквальном узком понимании этого слова, но и в творческом наполнении их сотрудничества. К этому нужно стремиться, для этого нужно стараться создать условия, осуществляя бизнес, и в каждой культуре эти условия могут немного разниться. Отношения предпринимателей между собой, суть которых отношения продавца и покупателя, должно содержать взаимную пользу и полезный плод.

Спросим себя, что есть плод для сторон? Плод есть то, что эти деловые партнеры произвели на свет, вступая в деловые отношения. Один, например, стремился помочь другому решить его техническую задачу, так стремился, что изобрел что-то новое, стремясь удовлетворить потребности своего покупателя. Что есть польза? Это практическая польза, это - то улучшение в бизнесе друг друга, которое произошло от взаимодействия предпринимателей друг с другом. В основе продаж должен быть синергетический эффект, выражаемый математическим действием сложения 1 + 1 = 3.

Если мы ищем способа сделать нашу экономику сильной и ориентированной на технологические новшества и инновации, и понимаем, что для этого и параллельно с этим необходимо также воспитывать нравственность или даже формировать новый национальный характер, то нам не стоит сосредотачиваться на том, как и на какие социальные программы тратить заработанные деньги. Не имеет смысла призывать активнее предпринимателей к благотворительности. Многие из них и сами это понимают… В этом, безусловно, нет ничего плохого, но это не имеет отношения именно к православному предпринимательству (если мы говорим о предпринимательстве, осуществляемом на нравственно-религиозной основе) и не имеет отношения к инновациям. Это, соответственно, не поможет экономике в целом расти. Экономика сильна малыми предприятиями, так как они дают рабочие места и стимулируют ее дальнейший рост. Эти предприятия надо учить работать так, чтобы они эффективно взаимодействовали, росли и технологически развивались, а не душили и разоряли друг друга, как это происходит сейчас во многих сферах нашей экономики. Посмотрите, кто не знает, что творится в полиграфической отрасли России. Некогда процветающая и технологически развитая отрасль сейчас из-за неумелого управления, отсутствия творчества в продажах и ожесточенной ценовой конкуренции, находится в такой жуткой стагнации, что напоминает «блокадный Ленинград». Почти каждый год разоряются некогда крупные типографии….

То же самое происходит в некогда капитализированной и не менее, если не более, наукоемкой отрасли гибкой пищевой упаковки. На фоне громадных денежных оборотов предприятиям этого сектора постоянно не хватает оборотных средств, прибыль не распределяется, и многие из них уходят с рынка, выгоняя людей на улицу.

Если мы ждем реальных улучшений, мы сами должны начать изменения с самих себя. И чем раньше начнем, тем лучше будет для нас самих, и тем понятнее будет наше будущее, как народа и как государства...

Петр Базунов, предприниматель, Санкт-Петербург

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

17. Ответ на 15., Андрей Карпов:

Андрей, я не думаю, что "хорошим христианам" надо стремиться занимать именно "большую часть рынка". Важнее всего качество того, что Вы производите, считая себя человеком духовным и глубоко верующим. Важнее, как Вы себя выражаете в своей работе, насколько полно.. Действительно есть стратегия формирования спроса. Самым бытовым примером является рынок табака и спиртных напитков, где продажа однотипного товара осуществляется как правило, созданием образов, с которыми себя пытается ассоциировать покупатель. Однако, это подходит больше к рынку товаров широкого потребления. Я же говорю о товарах, которые предназначены для промышленных покупателей. Там все сложнее... Но развитие и инновации зарождаются именно там и именно там в российской промышленности почти не происходит никакого развития.

Уважаемый Пётр!Я согласен, что при определённом духовном уровне можно заниматься бизнесом и оставаться при этом хорошим христианином. Но при прочих равных предприятия подобных хозяев будут занимать нишевые позиции... Основная доля рынка будет принадлежать антиправославному бизнесу. Я имел определённое отношение к маркетингу, и могу сказать о двух противоположных маркетинговых позициях:1. Та, которую Вы исповедуете. Надо инвестировать в клиента. Его надо знать, понимать, готовить предложение, которое отвечает его потребностям (истинным).2. Потребности надо формировать. Это гораздо технологичнее.1-ая позиция вполне работоспособна во время роста. При свободном доступе к кредитным ресурсам и расширяющемся рынке, подобная маркетинговая стратегия выглядит успешной.Однако в период кризиса она приводит к проигрышу. Я общался с одним из популяризаторов 1-й стратегии Клаусом Кобьеллом (он, конечно, не православный, но подход его мне импонировал) и задал ему ряд вопросов о том, как его компания проходила кризис. Из ответов стало понятно, что от ряда существенных положений ему пришлось отказаться.Ещё один гуру, исповедывающий 1-ую позицию, Стивен Кови - к сожалению, мне не удалось проинтервьюировать и его, однако, боюсь, что ему также пришлось в кризис делать коррекцию...Агрессивный маркетинг может приводить к проблемам, однако перед тем обычно идёт серьёзный период успеха. Мы можем видеть создание зависимости на примере Майкрософта. Ещё один известный мне пример - Ксерокс, ему долгое время удавалось в России каждый год удваивать продажи. При этом значительная часть техники у покупателей просто простаивала...

ПБ / 24.10.2012

16. Ответ на 15., Андрей Карпов:

Но при прочих равных предприятия подобных хозяев будут занимать нишевые позиции... Основная доля рынка будет принадлежать антиправославному бизнесу.

+++ это смотря чем заниматься. Вот, например, пшеница. Россия экспортировала с 1 июля 2011 года по 1 апреля 2012-го 18,5 миллиона тонн пшеницы, что стало историческим рекордом. Если взять цену 200 долл. за тонну, то это 3,6 миллиардов долларов - половина экспорта вооружения РФ. Всего же РФ потребляет около 70 млн.тонн пшеницы, сейчас закупочная цена 250 долл.за тонну, то есть отечественный рынок пшеницы равен примерно 17-20 миллиардов долларов. А еще - мука, зерновые, подсолнечник и так далее. Так что есть где зарабатывать православному.

Токарев / 24.10.2012

15. Ответ на 12., ПБ :

Уважаемый Пётр! Я согласен, что при определённом духовном уровне можно заниматься бизнесом и оставаться при этом хорошим христианином. Но при прочих равных предприятия подобных хозяев будут занимать нишевые позиции... Основная доля рынка будет принадлежать антиправославному бизнесу. Я имел определённое отношение к маркетингу, и могу сказать о двух противоположных маркетинговых позициях: 1. Та, которую Вы исповедуете. Надо инвестировать в клиента. Его надо знать, понимать, готовить предложение, которое отвечает его потребностям (истинным). 2. Потребности надо формировать. Это гораздо технологичнее. 1-ая позиция вполне работоспособна во время роста. При свободном доступе к кредитным ресурсам и расширяющемся рынке, подобная маркетинговая стратегия выглядит успешной. Однако в период кризиса она приводит к проигрышу. Я общался с одним из популяризаторов 1-й стратегии Клаусом Кобьеллом (он, конечно, не православный, но подход его мне импонировал) и задал ему ряд вопросов о том, как его компания проходила кризис. Из ответов стало понятно, что от ряда существенных положений ему пришлось отказаться. Ещё один гуру, исповедывающий 1-ую позицию, Стивен Кови - к сожалению, мне не удалось проинтервьюировать и его, однако, боюсь, что ему также пришлось в кризис делать коррекцию... Агрессивный маркетинг может приводить к проблемам, однако перед тем обычно идёт серьёзный период успеха. Мы можем видеть создание зависимости на примере Майкрософта. Ещё один известный мне пример - Ксерокс, ему долгое время удавалось в России каждый год удваивать продажи. При этом значительная часть техники у покупателей просто простаивала...

Андрей Карпов / 24.10.2012

14. Ответ на 9., Владимиръ:

Конечно есть. Предприниматель не обязательно спекулянт или барыга. Такие определения - это самое примитивное понимание того, что есть предпринимательская активность. Важно понять, что для изменения такого понимания нужно трудиться много лет. Самый простой нравственный критерий, (обощающий все, что я пытался сформулировать в статье) - компенсируй трудом взятые с покупателя деньги. Не убегай с ними, как вор.. не жди пока он поймет, что был обманут. Если взял, так отработай. И сделай больше чем от тебя ожидали. В нашей культуре это ценится... просто "достучаться" надо. Люди не привыкли к такому отношению.

Вопросы обсуждаемые очень сложные, у организатора, "начальника" производства тоже немало сложностей и с работниками и с партнерами "по бизнесу", и с ответственностью за принимаемые решения и перед людьми и Богом.Нам близки и знакомы подвиги духовного и воинского жертвенного служения Богу, а у предпринимателя тоже есть такой путь.

ПБ / 24.10.2012

13. Ответ на 7., Токарев:

Да, этот вопрос "нравственного выбора" каждый человек решает сам и по своему. И в соответствии с этим выбором устраивает свою жизнь. Очевидно, человеку на самом деле для полноценной и счастливой жизни нужно не так много..

может бвть, нужно задуматься о тои, чтобы сделаь наше потребление нравственным?+++для этого нужно, чтобы сами люди были нравственными, но это задача практически не разрешимая.Только святые угодники Божии могут показать пример "нравственного потребления", особенно - аскеты.

ПБ / 24.10.2012

12. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Андрей, Вы, вероятно, хотели сказать вначале Вашего комментария, что соблюдение указанных в статье правил не обязательно будет способствовать "спасению души", чему учит нас религия? Очевидно, что экономический успех и обретение "царствия Божьего в сердце" человека - никак не связаны между собою. Правда говорят, что у некоторых протестантов экономический успех был символом "праведности жизни", т.е. как бы наградой за эту жизнь. Возможно,... не знаю... Я не протестант, и так не считаю, да и не хотел бы распространяться на эту тему в данном комментарии... Наша религия и профессиональная деятельность должны содействовать раскрытию в нас личного индивидуального духовно-творческого потенциала. Раскрыв этот потенциал, мы становимся полноценными в духовном смысле людьми, Гражданами с "большой буквы". У нас даже меняется характер от этого.. Но это происходит с положительной практикой, и никак иначе, и в этом смысле я не сказал ничего нового, как теоретик. Я лишь практик и знаю, что вести бизнес творчески, а не за счет непрестанного сокращения издержек (как это происходит сейчас в России в 99,5 случаев из 100) возможно, и такой подход в работе по нравственному укладу подходит именно русскому характеру (соответствует его положительным свойствам, как бы произрастает из них). Почему? Мы не так рациональны по характеру, как те же немцы, и чутко реагируем на дружбу например, на честное отношение к себе, на искренность (в смысле подлинность, естественность в поведении) и порою деньги для нас начинают значить меньше, чем само ощущение этого контакта. И это несмотря на то, что мы занимаемся профессиональной деятельностью. Поэтому мы за "идею", как народ, можем многое совершить. Нам это иррациональное состояние ожесточения воли и усилия - генетически свойственно. Зачем же губить это врожденное качество? Почему не опираться на него в профессиональной деятельности? Поэтому действуя в соответствии с врожденной этикой мы можем устанавливать такую степень взаимной связи друг с другом, такую степень доверия, что открывается возможность для совместной инновационной деятельности, всегда стимулирующий в итоге тот же бизнес. Поэтому я и попытался сформулировать эти практические правила поведения, которые, хотя и не гарантируют установления этого доверия, но по крайней мере, как мне кажется, правильно направляют участников деловых отношений, как бы дают им некие практические ориентиры поведения. Мы все знаем, что всё, что изобретается, то зарождается в умах от свободного творчества и любви к процессу. (Помните "библейскую" фразу: "Познайте истину и освободитесь духовно"?) Вопрос станет ли изобретение или возникшая инновация (технологическое улучшение) востребованным и/или коммерчески успешным продуктом или нет решится уже, как говорится у нас в народе, по воле Бога или Провидения: далеко не все подчинено нашему разуму и контролю. Что касается "агрессивности маркетинга", то позвольте я Вам ссылку на другую мою статью пришлю (см.ниже "Полезные сделки"), где один из примеров описан, к чему приводит чаще всего такая "агрессия". И это 1 из 1000 случаев.. Касательно принудительного пребывания бизнеса в состоянии малого или среднего, то конечно же существуют формы и виды коммерческой деятельности, где рост выше этого уровня просто невозможен и такие компании при этом живут не 10, а сотни лет. Ну, например, семейные винодельни во Франции. Примеров тут правда масса... Ссылки на статьи: http://www.proexpert.info/publications/business/sinergeticheskij-effekt-rozhdenie-polzy.html http://www.proexpert.info/publications/business/poleznye-sdelki-i-autentichnost.html

С одной стороны, конечно, всё правильно написано...С другой стороны, не написано много важного...Бог не заботится о процветании бизнеса. Он хочет, не процветания нашего предприятия, а спасения нашей души.Поэтому соблюдение указанных выше правил не обязательно будет способствовать росту экономических показателей. Скорее, наоборот.1. "нужно думать не только о своей выгоде" - Выигрывает обычно тот, кто при той же цене (цена - рыночная, равновесная) несёт меньше издержек. А меньше издержек - это менее качественный сервис (естественно, завуалированный под полноценный, качественный). Попытка честно отработать заявленный сервис приводит к проигрышу в конкурентной борьбе.2. "Нельзя навязывать, манипулировать и вынуждать" - весь маркетинг построен на манипулировании потребителем. На создании зависимости от поставщика. Выигрывать рынок будет тот, у кого более агрессивная маркетинговая стратегия.3. "Надо создавать из того, что есть" - это означает пользоваться собственными ресурсами. Выигрывает тот, кто пользуется чужими ресурсами (желательно бесплатно, другой вариант - у кого более низкий банковский процент).Ну и т.д. В конкурентной борьбе православный предпрниматель оказывается жертвой. или вынужден играть по общим бизнес-правилам.Если человек не поступается совестью, то развитие бизнеса идёт следующим образом.Начальная стадия (Дебют). - успешное развитие (людям нравятся, когда к ним относятся по-человечески, на начальной стадии клиентура растёта), бизнес быстро переходит из мелкого в средний.Миттельшпиль - на уровне среднего бизнеса наблюдается стагнация. Для дальнейшего развития не хватает ресурсов и маркетинговой нечистоплотности. Эндшпиль - доля рынка, занятая православным предпринимателем, может заинтересовать акулу. В этом случае делается атака рыночными или не очень рыночными методами, в результате предприятие присоединяется к какому-либо крупному игроку рынка.Если рынок интереса для конкурентов не представляет, то идёт медленное вымирания "кормовой базы", клиенты медленно перетекают к более активным игрокам. Доходность снижается. Предприятие может трепыхаться ещё какое-то время. Лучшее, что может предпрниматель - это его продать...Самый хороший вариант - удачная консервация на уровне малого или среднего бизнеса. Но вряд ли тут есть горизонт более 10 лет...

ПБ / 24.10.2012

11. Ответ на 2., Токарев:

Характер "православности" (или скорее национальный культурный оттенок) предпринимательству должно придавать то, насколько мы готовы заниматься творчеством в процессе создания продукта продажи. Вот ссылка на статью, где я попытался рассказать, как это происходит на практике (без упоминания конкретных имен и названий конечно же): http://www.proexpert.info/publications/business/sinergeticheskij-effekt-rozhdenie-polzy.html Для многих предпринимательство в России - это "мутная" вода, где единственным мерилом нравственности является то, насколько охотно предприниматель тратит заработанные деньги на нужды, к примеру, церкви. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что во многих случаях такие жертвы могут носить скорее оттенок PR. Однако, благотворительность тоже может быть творческим и чрезвычайно важным процессом, если потраченные средства реально помогают другим людям (кому оказывалась помощь) раскрывать их собственный личностный творческий потенциал.

"Предпринимательству" наплевать, католическое оно, протестантское или "православное". +++Напрасно вы так думаете. Я, к примеру, предприниматель и верующий человек и, поскольку я являюсь директором предприятия, наше предприятие не работает в двунадесятые праздники.Каждый квартал у нас - благодарственный молебен, добровольный.Вот вам пример православия на деле.Причем, когда мы созваниваемся с нашими татарскими партнерами и говорим, что у нас православный праздник и мы не работаем - они относятся с пониманием и уважением.

ПБ / 24.10.2012

10. Ответ на 1., Екатерина С.:

Видети ли, Екатерина, забота о слабых - это скорее проявление гуманизма. Очевидно, что эти проявления не связаны исключительно с предпринимательством или с определенной верой. В целом я согласен с Вами.

"Православные" финансы, банки, экономика! "Русская линия", да это полный маразм. Православным, по-хорошему, должно быть только богословие и вера. Всё остальное должно описываться не сакральным, а мирским языком, мирскими эпитетами. "Предпринимательству" наплевать, католическое оно, протестантское или "православное". Оно просто должно быть этически правильным: честным, снисходительным к слабым. Плюс, я твёрдо убеждена, соединять надо не "православие" с предпринимательством, а Монархию с плановой экономикой.

ПБ / 24.10.2012

9. Хорошую тему подняли...

Вопросы обсуждаемые очень сложные, у организатора, "начальника" производства тоже немало сложностей и с работниками и с партнерами "по бизнесу", и с ответственностью за принимаемые решения и перед людьми и Богом.Нам близки и знакомы подвиги духовного и воинского жертвенного служения Богу, а у предпринимателя тоже есть такой путь.

Владимиръ / 23.10.2012

8. Re: Как сделать нашу экономику сильной, инновационной и нравственной?

В настоящее время появились оптимисты, которые верят, что уровень компьютеризации сегодня может помочь преодолеть проблемы плановой организации экономики... Но, честно говоря, боюсь, что проблема не в математической модели, которую действительно сегодня можно обсчитать довольно сложную (хотя, например, погоду мы предсказывать так и не научились), а в людях... (c) Согласен целиком и полностью. Причем я не уверен не только в людях, но и в матаппарате.

рудовский / 22.10.2012

7. Ответ на 6., Эраст Давыдов:

может бвть, нужно задуматься о тои, чтобы сделаь наше потребление нравственным?

+++ для этого нужно, чтобы сами люди были нравственными, но это задача практически не разрешимая. Только святые угодники Божии могут показать пример "нравственного потребления", особенно - аскеты.

Токарев / 22.10.2012

6. Re: Как сделать нашу экономику сильной, инновационной и нравственной?

Современный бизнес зиждется на ПР и надувании пузырей. "Я запретил купцам рекламировать свой товар, дабы не превращать людей в склад ненужных вещей /"Цитадель", Антуан де Сент Экзюпери/" С другой стороны, предпринимательство имеет оборотную сторону - это завсегда в конце-концов людское потребление - может бвть, нужно задуматься о тои, чтобы сделаь наше потребление нравственным?

Эраст Давыдов / 22.10.2012

5. Ответ на 3., рудовский :

Плановая экономика - это хорошо, но есть пара изъянов.

Плановая экономика - штука сложная, реализуемая гораздо сложнее, чем рынок. Основные проблемы: а) разнесённость в пространстве производителя и потребителя, в результате возникает сложная логистическая задача: надо распланировать движение номенклатуры из 20 млн. наименований товаров... б) разнесённость во времени производства и потребления. Тут два аспекта - б1) можно сначала произвести товар, а потом искать потребителя. Потребителя можно и не найти. б2) сначала найти потребителя, потом организовывать производство - потребитель может утратить потребность. Он будет вынужден приобретать то, что ему уже не нужно... Что касается моды, это ещё не так страшно, а вот в области НТП это приведёт к реальному отставанию. в) производительность труда - если она вдруг упадёт, то план будет сорван. А просто так вырасти - тоже непонятно, если изначально дефицит не планировался, то зачем нужен лишний продукт? В настоящее время появились оптимисты, которые верят, что уровень компьютеризации сегодня может помочь преодолеть проблемы плановой организации экономики... Но, честно говоря, боюсь, что проблема не в математической модели, которую действительно сегодня можно обсчитать довольно сложную (хотя, например, погоду мы предсказывать так и не научились), а в людях... Рынок по отношению к плановой экономике добавляет зону риска. Предприниматель рискует, снимая указанные выше проблемы. Вероятно, можно нащупать некую более-менее оптимальную комбинацию между рынком и планом, но для этого должна быть политическая воля.

Андрей Карпов / 22.10.2012

4. Re: Как сделать нашу экономику сильной, инновационной и нравственной?

С одной стороны, конечно, всё правильно написано... С другой стороны, не написано много важного... Бог не заботится о процветании бизнеса. Он хочет, не процветания нашего предприятия, а спасения нашей души. Поэтому соблюдение указанных выше правил не обязательно будет способствовать росту экономических показателей. Скорее, наоборот. 1. "нужно думать не только о своей выгоде" - Выигрывает обычно тот, кто при той же цене (цена - рыночная, равновесная) несёт меньше издержек. А меньше издержек - это менее качественный сервис (естественно, завуалированный под полноценный, качественный). Попытка честно отработать заявленный сервис приводит к проигрышу в конкурентной борьбе. 2. "Нельзя навязывать, манипулировать и вынуждать" - весь маркетинг построен на манипулировании потребителем. На создании зависимости от поставщика. Выигрывать рынок будет тот, у кого более агрессивная маркетинговая стратегия. 3. "Надо создавать из того, что есть" - это означает пользоваться собственными ресурсами. Выигрывает тот, кто пользуется чужими ресурсами (желательно бесплатно, другой вариант - у кого более низкий банковский процент). Ну и т.д. В конкурентной борьбе православный предпрниматель оказывается жертвой. или вынужден играть по общим бизнес-правилам. Если человек не поступается совестью, то развитие бизнеса идёт следующим образом. Начальная стадия (Дебют). - успешное развитие (людям нравятся, когда к ним относятся по-человечески, на начальной стадии клиентура растёта), бизнес быстро переходит из мелкого в средний. Миттельшпиль - на уровне среднего бизнеса наблюдается стагнация. Для дальнейшего развития не хватает ресурсов и маркетинговой нечистоплотности. Эндшпиль - доля рынка, занятая православным предпринимателем, может заинтересовать акулу. В этом случае делается атака рыночными или не очень рыночными методами, в результате предприятие присоединяется к какому-либо крупному игроку рынка. Если рынок интереса для конкурентов не представляет, то идёт медленное вымирания "кормовой базы", клиенты медленно перетекают к более активным игрокам. Доходность снижается. Предприятие может трепыхаться ещё какое-то время. Лучшее, что может предпрниматель - это его продать... Самый хороший вариант - удачная консервация на уровне малого или среднего бизнеса. Но вряд ли тут есть горизонт более 10 лет...

Андрей Карпов / 22.10.2012

3. Re: Как сделать нашу экономику сильной, инновационной и нравственной?

"Предпринимательству" наплевать, католическое оно, протестантское или "православное". (с) Откуда такой вывод? Католики не работают 24-25 декабря, православные - 7 января, например. Оно просто должно быть этически правильным: честным, снисходительным к слабым. (с) Снисходительность к слабому - это как? Поддерживать убыточное предприятие? Использовать устаревшие методы и технологии? А зачем? Плюс, я твёрдо убеждена, соединять надо не "православие" с предпринимательством, а Монархию с плановой экономикой. (с) Плановая экономика - это хорошо, но есть пара изъянов. Планировать "наши женщины купят 100 мильонов платьев в этом году" - это абсурд. Или "мы построим 1000 домов" - а тут бац, наводнение-землетрясение, и надо строить уже 1100, а у нас цемента нема.

рудовский / 22.10.2012

2. Ответ на 1., Екатерина С.:

"Предпринимательству" наплевать, католическое оно, протестантское или "православное".

+++ Напрасно вы так думаете. Я, к примеру, предприниматель и верующий человек и, поскольку я являюсь директором предприятия, наше предприятие не работает в двунадесятые праздники. Каждый квартал у нас - благодарственный молебен, добровольный. Вот вам пример православия на деле. Причем, когда мы созваниваемся с нашими татарскими партнерами и говорим, что у нас православный праздник и мы не работаем - они относятся с пониманием и уважением.

Токарев / 22.10.2012

1. Какой ужас! "Православное" предпринимательство!?!

"Православные" финансы, банки, экономика! "Русская линия", да это полный маразм. Православным, по-хорошему, должно быть только богословие и вера. Всё остальное должно описываться не сакральным, а мирским языком, мирскими эпитетами. "Предпринимательству" наплевать, католическое оно, протестантское или "православное". Оно просто должно быть этически правильным: честным, снисходительным к слабым. Плюс, я твёрдо убеждена, соединять надо не "православие" с предпринимательством, а Монархию с плановой экономикой.

Екатерина С. / 22.10.2012