Кладбищенская юстиция вместо ювенальной

По мнению протоиерея Геннадия Беловолова, без участия Церкви невозможно декриминализовать похоронное дело

0
674
Время на чтение 4 минуты
Как сообщалось, Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство поправки в закон о похоронном деле. Положения законопроекта комментирует в интервью «Русской народной линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов.

Во всех этих законотворческих инициативах относительно похоронного дела не учитывается то обстоятельство, что кладбище – это не просто территория для погребения умерших, а особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный смысл кладбища выражен в самом его названии в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Мы как-то не обращаем внимания на то, что слово «кладбище» происходит от слова «клад». Здесь уместно спросить: какой клад и для кого клад? Этот клад – останки тела человека, которое в Православии мыслится как храм Духа Святаго по слову апостола Павла, как освященный сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения. Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников. Поэтому и после смерти оно имеет определенные права. Прежде всего право на неприкосновенность и покой. Кладбище – это место упокоения, место особого сна наших предков до всеобщего восстания (отсюда слово «успение» – то есть «усыпание, сон»), в конце концов, – это место встречи второго пришествия Христова.

Кроме того, кладбище – это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Кладбище должно надежно хранить свой клад. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: «хоронить» – происходит от слова «хранить».

Поэтому Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь. Поэтому, можно сказать, что нет более заинтересованного лица в этом вопросе, чем Церковь Христова.

Не претендуя на открытие, напомню, что уровень культуры общества лучше всего определяется по его отношению к кладбищам. На Руси всегда любили свои кладбища. Это было составной частью патриотизма. Как здесь не вспомнить слова великого поэта:

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».


Впору спросить, где же теперь эта наша «любовь к отеческим гробам»? Как хранят нынешние кладбища сокрытые в них «клады»?! Пожалуй, более варварского отношения к кладбищам, чем то, которое было в советское время, в истории человечества неизвестно. Усопшие также подверглись репрессиям наряду с живыми. Тем могилам, которые не подверглись осквернению, можно сказать, повезло. Тем не менее, эта инерция пренебрежительного отношения к кладбищам как к месту по статусу близкому к мусорным ямам, сохраняется и поныне. Многие старые кладбища напоминают скорее свалки мусора. А те, которые процветают, как правило, схвачены фирмами ритуальных услуг и криминализированы.

На этом фоне как раз и удивляет, что предложенные законопроекты совершенно игнорируют христианский смысл кладбища в России, традиции народного почитания мест упокоения. Нам в очередной раз навязывается евростандарт, теперь уже не в ювенальной, а в кладбищенской юстиции. Похоже, и за гробом нам не избавиться от влияния западных норм. Удивительно, что в нашей стране, где большинство русского народа исповедует себя православными, отношение к кладбищам со стороны государства совершенно нехристианское. Большинство кладбищ по факту являются христианскими, поскольку там захоронены христиане, но в законотворческой практике это важнейшее обстоятельство никак не отражено. Права умерших христиан не защищены. Они нарушаются в том смысле, что не дают никаких гарантий усопшему его неприкосновенности, не обеспечивают покоя его останкам, узаконивают возможность перезахоронения или даже ликвидации захоронения.

Русский человек должен знать, что после его смерти его тело будет почивать в родной земле и с его могилой не обойдутся как ненужным местом. Это должно стать непреложным фактом нашего национального бытия: каждый из нас должен быть уверен, что его могила останется нетронутой независимо ни от каких обстоятельств. Земли в нашем необъятном Отечестве, слава Богу, много, поэтому странным кажется намерение узаконить положение о повторном (многократном) захоронении на одном и том же месте. Странно, что сохранность могилы связывается только с уходом за нею родственников. Неужели если по каким-то причинам у человека нет родственников, он теряет право на могилу?! Я понимаю, когда эта норма существует в какой-нибудь небольшой европейской стране, но в России можно себе позволить хотя бы после смерти рассчитывать на достойное пребывание в русской земле.

Проблему наведения порядка на кладбищах, проблему декриминализации похоронного дела невозможно решить без участия Церкви. Нужно признать, что кладбища - это область пастырской заботы Церкви, признать за кладбищем статус сакрального пространства, как продолжения храма, как священное место, требующее особого отношения. Как программу-минимум, необходимо разрешить церкви открывать свои кладбища, чтобы они могли существовать наравне и параллельно с государственными погостами. Думаю, что сама такая практика покажет состоятельность церковных кладбищ. Она даст возможность увидеть, где преодолена криминализация и где лучше быть захороненным.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Кладбищенская юстиция вместо ювенальной

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. - надо всё же прокомментировать и это... О гробах ли говорит поэт? Действительно ли нами движет любовь к пепелищу... А, например, к стоящему родному дому наша любовь меньше? Поэт говорит об исторической памяти и двух её ипостасях: овеществлённой истории (родные пепелища)и памяти о живших на этой земле людях. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. - продолжение не очень складно, но его стоит привести. Пока земля не освоена исторической памятью, она - пустыня. В культурном смыле. Она - чужая. Своей земля для каждого народа становилась тогда, когда он хоронил патриархов своего рода, своих отцов. Человеку нужны кладбища, а не могилы... Не конкретные гробы, а ощущение присутствия предков на этой земле. Предки же раскладываются на личных предков, которых я помню, и предков рода - героев, оставивших след в истории моего народа. Плюс некое количественное ощущение - общее присутствие народа в данной земле. Кладбище должно объединять меня с землёй, с Отечеством, а не быть отдельной страной. Не подавлять численностью. Когда на небе мертвых больше, чем на земле живых - это нормально. Это помогает живущим. Если бы на земле мертвых было бы больше, чем живых - это превратило живой Божий мир в мир мертвых...
Андрей Карпов / 19.10.2012, 13:02

1. Re: Кладбищенская юстиция вместо ювенальной

Каков временной горизонт следует считать культурной нормой? Кому нужно захоронение - усопшему или живым? Думается, всё же живым. По трубе архангельской тела восстанут из праха и море отдаст своих мертвецов. Проблем с тем, где и как лежит тело, не возникнет. А вот живым могилы близких нужны, чтобы возбуждать нашу молитву за них. Очень хорошо, когда есть возможность хоронить всех членов семьи в одном месте (семейный склеп), но у многих ли есть такая возможность? Дети всегда ухаживают за могилами родителей. Также ухаживают за могилами бабушек-дедушек... А вот как быть с могилами родственников, которых ты уже и не видел. Для оставшегося в одиночестве отпрыска рода на уровне родители-бабушки-дедушки - это уже 6 захоронений. Приплюсовать ещё одно поколение - это уже 10. Которые могут быть распределены довольно широко по нашей земле... И что там, в могиле? Только наша память. Человека там нет. Нет души. Общение с душой осуществляется через молитву, а не через могилу. Молитва же более уместна в храме. Вот и выходит, что временной горизонт в среднем получается редко когда более 50 лет после захоронения. После этого за большинством могил уход прекращается. Мне кажется, что христианский кодекс отношения к кладбищам должен сводиться примерно к следующим пунктам: 1. Останки должны находиться в земле (об этом говорится в последовании погребения). 2. Желательно, чтобы это была освященная земля (это так же, как есть освященную пищу, добавляя в неё, например немного елея) 3. Место, где лежат останки людей, требует особого благочестивого отношения, поскольку мы так оказываем уважение а) Богу - этих людей создавшему, б) людям, которые воссоединятся с телом по воскресении. К тому же -здесь освященная земля, а со всем освященным надо обходиться благоговейно. По-моему всё. Оформление могил благочестия не прибавляет. Наоборот, оно может служить страстям человеческим. Ликвидация захоронения, т.о. в виде ликвидация оформления могилы и могильной принадлежности ныне живущим вполне может быть. Потревожить прах - если эскаватором просто снести могилу при строительстве дороги - не допустимо. А если на территории старого кладбища на месте давно заброшенных могил возобновить захоронения - почему нет? Прах перепутается? Может ли это помешать воскресению? Нет. Пока воскресения нет - прах есть прах. В нём нет присутствия ни Бога, ни человека. Единственно, что надо это делать, понимая, что земля эта освящена...
Андрей Карпов / 19.10.2012, 12:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
«Иоанн Кронштадтский - Жизнь во Христе»
Учреждена юбилейная медаль о.Иоанна Кронштадтского
08.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06