Итоги голосования выглядят следующим образом: 292 депутата «за», 77 – «против», 1 — воздержался. Одновременно Госдума отклонила законопроект о народном образовании, разработанный КПРФ.
Перед началом заседания лидер коммунистов Геннадий Зюганов рассказал журналистам, что над законопроектом КПРФ «О народном образовании» работали крупнейшие специалисты в этой области. В их числе лауреат Нобелевской премии Ж.И.Алферов, первый заместитель Председателя Госдумы И.И.Мельников, руководитель российского общества «Знание» О.Н.Смолин, академик В.И.Кашин, депутат, директор школы-интерната Т.В.Плетнева, автор программы по защите детства Н.А.Останина, сообщает сайт Компартии. «Я считаю, что наш закон на порядок лучше, чем закон "Единой России", написанный нерусским новоязом», - отметил Зюганов.
«Самый большой недостаток правительственного законопроекта – отсутствие нормативов. Можно сколько угодно говорить о блестящем образовании, о новой реформе, но если вы не выделяете на эти цели соответствующее финансирование, ваши пожелания так и останутся пожеланиями, а ими, как известно, выстлана дорога в одно не очень удобное место», - подчеркнул лидер российских коммунистов. «Сегодня в бюджете Российской Федерации на образование выделяется только 1 процент от ВВП. Через три года в новом бюджете будет на эти цели уже 0,7 процента», - пояснил Зюганов.
«В сталинскую эпоху, когда мы проводили индустриализацию, когда за короткий период в стране были созданы около сотни педвузов, мы тратили на образование 10 процентов от ВВП. В советское время выделялось на народное образование не меньше 7 процентов, - напомнил лидер КПРФ. - Американцы, проиграв нам соперничество в Космосе, увеличили финансирование образования в 5-7 раз. Сегодня Америка, имея огромный бюджет, тратит на эти цели 6,6 процентов валового продукта». «В нашем законопроекте мы прописали практически все нормативы. Мы считаем, что на образование надо тратить не меньше 7 процентов от ВВП. Только в этом случае можно провести модернизацию и новую индустриализацию», - подчеркнул Г.Зюганов.
Кроме того, напомнил Зюганов, «классическая русская и советская школа предусматривала 19 обязательных предметов. Фурсенко вместе со своими тетками (я их не могу назвать педагогами) из этих 19 предметов выбросил 7. Из остальных 12 отобрали базовые: физкультуру, ОБЖ, "Россия в современном мире" и предмет по выбору. А за остальные придется платить. Это нарушение Конституции! При таком подходе не может быть качественного образования».
Между тем, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, поддержавший законопроект «Единой России», в ходе обсуждения проекта закона в Государственной Думе заявил, что «во всей системе образования в любой стране мира заложена революция». «Чем лучше образование, тем быстрее совершится революция и уничтожит тех, кто ввел эту систему образования. Поэтому у власти срабатывает инстинкт самосохранения, она вводит пониженный уровень образования», - передает слова Жириновского ИА Regnum.
В качестве доказательства своего тезиса он привел в пример советское образование: «Великолепное советское образование, но оно погубило Советский Союз и советское образование. Мы, образованные бесплатно с двумя-тремя дипломами, вышли на улицы и не захотели эту власть».
Жириновский также подчеркнул, что, например, в Америке, никогда не будет революции, а арабские страны пошли по пути России и у них политические потрясения. В итоге заявил лидер ЛДПР, «мы проголосуем за оба закона, но предупреждаем, что они опасны - высокообразованная молодежь будет свергать власть каждые десять лет, поскольку новое поколение отвергает старшее».
Как утверждает РИА Новости, в принятом Думой законопроекте «учтены практические результаты введения в систему образования федеральных госстандартов, сохраняется практика ЕГЭ». Среди новаций – новая система образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным программам устанавливаются госстандарты, они распределяются на общеобразовательные и профессиональные.
Также вводится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования. Обучающиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем образовательном учреждении или вне его с использовании электронного обучения. При этом каждое учебное заведение должно иметь сайт в интернете с размещением информации, доступной для потребителей образовательных услуг.
В соответствии с проектом, гражданам должны быть созданы возможности для различных форм организации образовательного процесса: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.
При поступлении в вуз сохраняются льготы для победителей олимпиад, чемпионов и призеров олимпийских игр по направлениям подготовки, для детей-инвалидов. Уточняется, что квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований устанавливается в размере не менее 10% от общего количества студентов.
По словам депутата-единоросса, экс-главы Рособразования Григория Балыхина, впервые в законодательстве нашли четкое оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности, впервые закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию детей остается за семьей. «Также впервые в законопроекте закреплено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», - добавил он.