«С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Протоиерей Андрей Ткачев о мерах по борьбе с курением, предложенных Дмитрием Медведевым

Как сообщалось, премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с инициативами по активизации борьбы с курением. О необходимости принятия жестких мер по борьбе с этим социальным пороком рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный священник, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев.  

С богословской точки зрения курение как феномен не существует. Разговор о курении с точки зрения богословия - это обесценивание богословских понятий. Это одно из вкусовых пристрастий человека, вкусовых зависимостей. Когда человек привыкает к некоторому вкусу, к некоторой модели поведения, когда человек глотает дым сначала за компанию, потом с удовольствием, потом во вред своему здоровью. Это не более, чем одна из распространенных зависимостей, которую надо искоренять, но без революционности, чтобы борьба с курением не превратилась в репрессии против курильщиков.

Если уж говорить о русской действительности, гораздо важнее борьба с пьянством, а с наркоманией и подавно, хотя все связано, потому что курение - это те же наркотики, что и алкоголь, только более легкие. Культура курения может провоцировать человека на пробу наркотиков.

В культуре старообрядческой курение связывалось с «каждением диаволу», старообрядцы считали табак «дьявольским зельем», наряду с кофе, чаем и картофелем. Все эти растительные культуры подвергались у них обструкции. Но главный виновник распространения этих разновидностей зелья - Царь Петр Первый, который завез данные культуры из-за границы. Известно, что Петр Первый ассоциировался у старообрядцев с антихристом, но это уже перегиб. Известно что, хотя при Алексее Михайловиче за курение табака ноздри рвали, никакого эффекта не добились. Табак продолжали нюхать и курить. Вот этих-то крайностей в проявлении русского характера и нужно избежать.

Вытеснять курение необходимо развитием физкультуры и спорта, нужно не только запрещать, но и предлагать. Далеко не все смогут бросить курить, поэтому борьбу с привычкой не надо доводить до борьбы с людьми. Ведь курильщики, употребляющие сигареты с юных лет, не смогут бросить эту привычку. Здесь нужна умеренность, которая украшает все. И Боже сохрани предавать этим вещам богословский характер. У нас есть явления, которые требуют религиозной оценки, например, аборты, разводы, самоубийства - явно мистичные, со знаком минус, вещи.

В 19 веке какому-то митрополиту взбрело в голову создать приказ, запрещающий бабам шить юбки из тканей, на которых в качестве орнамента присутствует крест, чем насмешил общественность, как будто нет у него более серьезных вещей, на которые стоит реагировать.

Я приветствую лозунг борьбы с курением, сформулированный Дмитрием Медведевым, сводимый к евангельскому наказу ненавидеть грех и любить грешника. Но это надо представлять себе в широте и перспективе, потому что борьба за здоровье нации в разные периоды времени в разных народах имела разные формы. Скажем, Сталин курил, Черчилль курил, Рузвельт курил, а Гитлер не курил. Надо понимать, что не курить - ничего особо великого не значит. Нужно избежать революционности, чтобы мы не превратились в донкихотов, воюющих с ветряными мельницами. А то повесим на сигарету ярлык религиозного врага и начнем тратить огромное количество сил и времени, чтобы воевать с папиросами.

Надо планомерно вести работу по оздоровлению жизни народа, ограждать молодежь от курения, локализовывать места продажи табака и многое другое. Хватит кампаний «по борьбе с». Делать все нужно в комплексе постоянно, планомерно и спокойно, без революционных порывов.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

44. Аргументация антитабачных мер

каждый год от табака гибнет 400 тысяч человек, это больше тысячи человек каждый день. При этом бюджет России не наполняется, а теряет 1,2 триллиона рублей! Аргументация антитабачных мер 1. Продажа табака в торговых точках менее 50 м2. Запрещается законопроектом. a. В 9 случаях из 10 несовершеннолетним продают табак в палатках. 90% нарушений согласно данным Роспотребнадзора приходится на ИП, 70% нарушений которых выявлены в киосках и ларьках. b. Табак в палатках вытесняет все места, которые в случае запрета перешли бы продавцам других товаров. Снижение малого бизнеса не произойдёт. 2. Беспошлинная торговля. Запрещается законопроектом. Нужен её запрет потому что: a. Создаёт пониженные цены и наибольший рост курения b. Не даёт деньги в бюджет 3. Выкладка и демонстрация табака. Запрещается законопроектом. a. Полностью запрещена в Канаде и ряде стран (где сейчас курение намного ниже 20-25%, а в России 39%) b. Не требует вложений, т.к. не требует переоборудования c. Не увеличивает, а наоборот снижает контрафактный рынок (по канадским данным) 4. Реклама табака a. Полностью запрещена в большинстве стран участниц РКБТ ВОЗ b. Должна быть полностью запрещена согласно РКБТ ВОЗ c. 0,4% рекламы табака – от всей рекламы. Это мизер d. Переориентирует рекламный бизнес на другие виды рекламы 5. Благотворительность табачными компаниями. Не запрещается законопроектом кроме случаев скрытой рекламы. 6. Спонсорство. Запрещается законопроектом. Так же в Канаде и ряде стран. Потому, что: a. Это вид рекламы, например баннеры на спортивных или культурных мероприятиях 7. Запрет курения в ресторанах и барах. Запрещается законопроектом. Запрещено в большинстве стран РКБТ ВОЗ (США, Канаде, Австралии, странах Европы) a. Пассивное курение наносит коллосальный вред некурящим b. Сборы рестораторов не снижаются, в ряде случаев повышаются на 5-15% потому что люди приходят в кафе и рестораны с семьями и останавливаются надолго 8. Запрет курения на рабочих местах. Запрещается законопроектом. a. Запрещено почти везде, включая Казахстан и Аляску. Оба региона сопоставимы по климату с Россией. 9. Запрет курения в больницах. Запрещается законопроектом. a. Это первое что запрещают когда вводят антитабачные меры b. Курение врачей – это крайне негативный символ c. Пассивное курение в больницах серьёзно ухудшает состояние пациентов 10. Минимальная цена на табак. Вводится законопроектом как дополнительная мера контроля цены, аналогично той, что УЖЕ работает по алкоголю – 125 рублей за бутылку водки

Шевчук Денис / 13.11.2012

43. а тем временем в Греции

Помню , когда я увидел в первый раз такую картинку - испытал шок , представьте себе маленькое греческое селение в горах , вечер , по извилистой дороге идёт совершенно иконописного вида греческий старец с ...дымящейся сигаретой во рту и под мышкой тащит пару блоков сигарет . По рассказам , бывавших на Афоне - там тоже к курению относятся нейтрально. Согласен с теми , кто пишет , что инициатива Медведева , мягко говоря странна. Я вижу своими глазами , как при помощи "шила" , ввозимого в Россию эшелонами , практически зачищена территория Новгородской области и Ленинградской области. Местные "барыги" уже лет 10 не гонят самогон , ввиду невыгодности , а торгуют техническим спиртом "шилом" от котрого люди умирают лет за 5 . ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ АБСОЛЮТНО ВСЕ , кто живёт не в мегаполисах! Также потребление героина в России по статистике превышает СУММАРНОЕ потребление Европой и США ! Те , кто профессионально занимается этой проблемой , говорят , что такое количество тонн героина не могут перевезти никакие таджики и что , на самом деле , героин ввозится в РФ самолётами транспортной авиации МО РФ , а показательно хватают кустарей-одиночек , чтобы предъявить плоды деятельности антинаркотического ведомства. Так что , как и почти всё остальное , ярко-публично делаемое нынешней российской властью , имеет не содержательный , а демонстрационный характер . Такой цели , чтобы простому человеку труда жилось хорошо, чтобы увеличивалось народонаселение , производилось обживание необъятных российских земель , чтобы торжествовала справедливая законность просто не стоит. А из того , что на самом деле происходит , можно сделать только один вывод - главная задача власти состоит в обеспечении беспрепятственной добычи полезных ископаемых и экспорт их с территории РФ , при этом с наименьшей себестоимостью и не допуская социального взрыва. Вот для достижения последней цели и исользуются такие "смысловые дымовые завесы" для постоянного смещения фокуса общественного внимания с проблем связанных просто с физическим выживанием русского народа ( кстати протоиерей Дмитрий Смирнов постоянно говорит , что , если дело будет продолжаться так , как оно продолжается , через 50 лет минимум , нас просто физически не останется ) на всякие яркие , но не столь важные темы , я полагаю , что все истории с кампанией против церкви, продвижение совершенно чудовищной ЮЮ и проч. также организованы непосредственно из Кремля для "отвода глаз " социума - ведь сами посмотрите мы обсуждаем не реальное вымирание нации от алкоголя и суррогатов , наркотиков , невероятного количества абортов и очень низкую рождаемость , полный развал промышленности и сельского хозяйства , развал армии , вытеснение русских со своих земель кавказцами и азиатами а гей-парады , пляску непотребных девок и проч. Вот теперь - пожалуйте глотки за курение-некурение драть ...

Кирилл Мелихов / 28.10.2012

42. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

нет, Натали, это Вы, кажется, не поняли... Не надо искать сложные объяснения там, где просто. Курение, алкоголизм, употребление синтетических наркотиков или природных веществ, дающих наркотический эффект, - все это не очень хорошо. Во подавляющем большинстве стран с этими проблемами борются, причем по-разному. Полезно изучить опыт и Китая, и Голландии, и США, и Сингапура (причем изучить не означает перенять). Нет никаких коварных и подлых закулис. Есть наркокартели (вне закона), есть производители табака и алкогольных напитков (разрешены законом). У них есть свои - в 99% случаев, думаю, денежные - интересы. А еще есть умные люди, которые правильно считают, что можно и нужно обходиться без бутылочек, сигареток, косячков...

рудовский / 18.10.2012

41. Ответ на 36., Адриан Роум:

Я сам не курю, но чувствую подвох в этой, почти истерической - особенно в Америке - кампании.

Вы не могли бы привести примеры истерик в этой якобы ведомой "миривй закулисой" такой, как вы полагаете, вредной "кампании" по ограничению курения?

Субъект / 18.10.2012

40. Ответ на 35., Натали:

«но легализировать наркотики в России просто невозможно,взамен сигарет!»Их не надо легализовывать. Просто не проводить реальной борьбы, закрывать глаза, замалчивать. Это и делается. А когда наберется критическая масса зависимых, можно создать своего рода «пункты первой помощи зависимым». Под эгидой ВОЗ, например. Кстати, подобные пункты уже существуют в Европе.«Зачем приобщать людей к наркотикам, если табак дешевле, разрешен законом, проще выращивать? Как раз наоборот: наркобароны по Вашей логике должны превращаться в табачных магнатов.»Вы не поняли смысла моих постов? Перечитайте.

Может Вы и правы,уважаемая Натали.Не дай Бог,конечно.Просто возможно я не так конспирологически далеко заглядываю вперёд и довольствуюсь хоть тем малым положительным,что нам предоставляют в государстве. Всё-таки ограничения для курящих просто необходимы во всех смыслах.И не только ради некурящих,но и ради самих же курящих. Так кажется! Простите!

Ева / 18.10.2012

39. Ответ на 30., Антоний:

В прекрасной книге свт.Иоанна Шанхайского "Апокалипсис мелкого греха"Уточнение. "Апокалипсис мелкого греха" написал не свт. Иоанн Шанхайский (Максимович), а архиепископ Сан-Францисский Иоанн (кн. Шаховской).

Спаси Бог за уточнение!

Ева / 18.10.2012

38. Ответ на 25., Натали :

Спрос будет замещен другим предложением — наркотиками.

Согласен с Натали. У меня тоже возникла мысль, что табак выгоняют специально, чтоб побудить к наркотикам. Я не верю в гуманность западных антикампаний. А у нас, как всегда, всё обезъяничается с Запада. Я сам не курю, но чувствую подвох в этой, почти истерической - особенно в Америке - кампании.

Адриан Роум / 17.10.2012

37. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

«но легализировать наркотики в России просто невозможно,взамен сигарет!» Их не надо легализовывать. Просто не проводить реальной борьбы, закрывать глаза, замалчивать. Это и делается. А когда наберется критическая масса зависимых, можно создать своего рода «пункты первой помощи зависимым». Под эгидой ВОЗ, например. Кстати, подобные пункты уже существуют в Европе. «Зачем приобщать людей к наркотикам, если табак дешевле, разрешен законом, проще выращивать? Как раз наоборот: наркобароны по Вашей логике должны превращаться в табачных магнатов.» Вы не поняли смысла моих постов? Перечитайте.

Натали / 17.10.2012

36. Ответ на 15., Андрей Карпов:

.Есть тут и обратная сторона: борьба с курением - не самая главная добродетель. Некурение хорошо вписывается в образ безбожного мира, где все одержимы забоой о собственных интересах, а потому носятся со своим здоровьем, как с золотым божком и всё, что мешает здоровью изгоняется вон, а курильщики запираются в специальных клетках... Некурение таким образом м.б. приравнено к безбожию...Так что , как всегда, решения должны быть мудрыми и взвешенными.

Типичные слова конформиста. Постимся, но курим. И при этом каямся непрестанно. Но все равно курим. Потому что..."некурение ...м.б. приравнено к безбожию". Вот они - адские глубины в православных.

Георгий / 17.10.2012

35. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Натали, Ваш комментарий содержит ряд логических пробелов. Неужели Вы сами их не видите? Зачем приобщать людей к наркотикам, если табак дешевле, разрешен законом, проще выращивать? Как раз наоборот: наркобароны по Вашей логике должны превращаться в табачных магнатов.

рудовский / 17.10.2012

34. Ответ на 25., Натали:

Так что именно это и делается. Хозяева взвинчивают цены на сигареты, делают курящих изгоями и намеренно разжигают агрессивное неприятие их теми, кто не курит. Это первый этап. Затем будет резкое ограничение мест продажи сигарет. Затем будет момент, когда хозяева введут штрафы за продажу сигарет. В конце они будут именно выведены из легального или доступного людям употребления.

Из легальной прожажи сигареты никогда не выйдут,а вот ужесточение и ограничения весьма кстати.Особенно,что касается несовершеннолетних детей.Я за огромные штрафы,тем кто продает детям и подросткам сигареты.Я рада,что если выйдет закон о том,чтобы сигареты не выставляли на определённых, открытых местах,чтобы не соблазняли лишний раз и себя не рекламировали .Всё это весьма хорошо.Не для бизнесменов,конечно.Последним весьма это неудобно((( Что касается замены на наркотики,то,простите,это что-то из фантастики.Я,конечно,понимаю,что жизнь в России не сахар,плохо и с нравственностью и т.п.,но легализировать наркотики в России просто невозможно,взамен сигарет! Смотрите реальней на ситуацию,не надо до такой степени мрачно сгущать краски.Всё плохо,но не до такой степени! Всего доброго!

Ева / 17.10.2012

33. Ответ на 22., Натали:

Мой ответ после тщательных размышлений: цель их в том, чтобы вывести из оборота сигареты и затруднить доступ к алкоголю, а оставить доступ … к НАРКОТИКАМ.

Весьма правдоподобная гипотеза. Кстати, у Валентина Катасонова есть хорошие статьи "Всемирная наркомафия и банки" http://goo.gl/Pzhn4 , "Кто управляет всемирной наркомафией" http://www.fondsk.ru/news/2012/10/05/kto-upravljaet-vsemirnoj-narkomafiej-ii.html . А здесь http://goo.gl/BdCj1 исторический экскурс на тему США и наркобизнес.

Антоний / 17.10.2012

32. Ответ на 17., Ева:

В прекрасной книге свт.Иоанна Шанхайского "Апокалипсис мелкого греха"

Уточнение. "Апокалипсис мелкого греха" написал не свт. Иоанн Шанхайский (Максимович), а архиепископ Сан-Францисский Иоанн (кн. Шаховской).

Антоний / 17.10.2012

31. Ответ на 28., Токарев:

а клей в п/э пакете нюхать)))

Ну, если для вас это представляет древнюю традицию, то пожалуйста.

М.Яблоков / 17.10.2012

30. Ответ на 19., М.Яблоков:

Ну, ладно сигареты нельзя курить... А кальян-то хоть можно?! )))

+++ а клей в п/э пакете нюхать)))

Токарев / 17.10.2012

29. «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

+++ с богословской точки зрения курение - это богомерзкая страсть, отвращающая от курящего Благодать Духа Святаго

Токарев / 17.10.2012

28. Ответ на 21., Ева:

Кальян тоже дрянь,наверное)))

Наверное )) Не буду рекламировать ))

М.Яблоков / 17.10.2012

27. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

«Никогда вывести из оборота сигареты и затруднить доступ к алкоголю не удастся» Сейчас «хозяевам» удается и удалось уже многое из того, чего не было никогда. Нужно перечислять? Или Вы не видите, в какое время и в каком мире живете? Так что именно это и делается. Хозяева взвинчивают цены на сигареты, делают курящих изгоями и намеренно разжигают агрессивное неприятие их теми, кто не курит. Это первый этап. Затем будет резкое ограничение мест продажи сигарет. Затем будет момент, когда хозяева введут штрафы за продажу сигарет. В конце они будут именно выведены из легального или доступного людям употребления. Спрос будет замещен другим предложением — наркотиками.

Натали / 17.10.2012

26. Ответ на 22., Натали:

Мой ответ после тщательных размышлений: цель их в том, чтобы вывести из оборота сигареты и затруднить доступ к алкоголю, а оставить доступ … к НАРКОТИКАМ.

Никогда вывести из оборота сигареты и затруднить доступ к алкоголю не удастся.Не вижу здесь связи,тем более наркотикам сигареты и алкоголь никогда не составляли конкуренции. Нужно бороться и с первым,и со вторым и с третьим!

Ева / 17.10.2012

25. Натали

Хранение и распространение наркотиков является уголовным преступлением. Как и его хранение. Борьбой с этим злом занимаются правоохранительные органы. Нетерпимы к наркоманам даже работодатели и руководители вузов, школ и техникумов. Так что с наркоманией все ясно. А курение к сожалению не является даже административным правонарушением.

иерей Илья Мотыка / 17.10.2012

24. Ответ на 1., Адриан Роум:

Непонятно, почему Медведев заботится о физическом здоровьи России, а о нравственном - нет (грязь в ТВ, СМИ и т.д.).

Рабы при НМП должны быть здоровы физически, чтобы не обременять хозяев тратами медицинскую помощь.

Чемоданов / 17.10.2012

23. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Я уже давно задумалась над вопросом: почему борьба с курением ведется так громогласно, а проблеме наркомании нет никакого медиального внимания? Так называемая «борьба с курением» заказана «хозяевами дискурса», имеет колоссальную медиальную и институциональную поддержку и ведется в мировом масштабе. В чем интерес заказчиков и смысл этой кампании? Здоровье населения? Нет. Тогда надо было бы КАК МИНИМУМ не меньше говорить о наркомании и ряде других проблем. Мой ответ после тщательных размышлений: цель их в том, чтобы вывести из оборота сигареты и затруднить доступ к алкоголю, а оставить доступ … к НАРКОТИКАМ. В чем вообще конечная цель хозяев дискурса? В манипулировании всеми людьми. Курение неэффективно, оно является легальным средством снятия стресса, но не лишает человека воли и разума. Потребление алкоголя - многовековая культура, ее обратная сторона тоже известна всем. Кроме того здесь легальные производители и легальный рынок. А вот наркотики... Лаборатории, где производятся все новые их химические виды, в руках хозяев. Также и места производства, и траффик. За 10 лет присутствия НАТО в Афганистане производство наркотиков там выросло более чем в 40 раз. Все это идет в Россию и Европу. И никакие там медиа не сообщают нам статистику по наркотикам. Зависимость от наркотиков (в отличие от сигарет и акоголя) возникает после 1-2-3 употреблений. Наркоман полностью теряет волю и абсолютно зависим от того, кто даст «дозу». А «доза» в руках «хозяев». Вот она эффективность! Поэтому, если мы хотим здоровья нации, мы должны быть ОСТОРОЖНЫ в отношении «борьбы с курением» и требовать прежде всего борьбу С НАРКОМАНИЕЙ.

Натали / 17.10.2012

22. Ответ на 19., М.Яблоков:

Ну, ладно сигареты нельзя курить... А кальян-то хоть можно?! )))

Кальян тоже дрянь,наверное)))

Ева / 17.10.2012

21. Ответ на 18., Андрей Карпов:

Но умение любить ближнего важнее, чем нелюбовь к сигарете...

Да,уважаемый Андрей,оно,конечно,верно.Правда,любовь у нас иногда какая-то странная бывает по отношению к ближним. Не ненависть прививаем ко греху в самом человеке,направив его в правильное русло,а боимся его как-то обидеть,напугать что ли,поставив перед фактом.Как будто если сказать заядлому курильщику,что это ,действительно, тяжело и длительно искореняемый грех,который противен Господу нашему,то курильщик должен сразу обидеться или подумает,что в отношении к нему применились какие-то репрессии?! Некоторым и объяснять ничего не нужно.Нельзя и всё.Человек понимает,и начинает бороться.А на кого рассчитаны такого рода мнения,как у уважаемого о.Ткачева,мне не совсем понятно.

Ева / 17.10.2012

20. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Ну, ладно сигареты нельзя курить... А кальян-то хоть можно?! )))

М.Яблоков / 17.10.2012

19. Ответ на 18., Ева :

А пример с С.Нилусом вообще ни в какие ворота,простите!

Почему же? Он сам об этом писал. Никак не мог расстаться с этой привычкой. Старцы только вздыхали... Но потом привычка ушла. И то, если для покурить надо выходить за ограду... Если ты хочешь быть внутри, поневоле задумаешься... По поводу "малого греха" - всё верно... Но умение любить ближнего важнее, чем нелюбовь к сигарете... Впрочем, смысл моего комментария как раз в том, что богословию надо включить табакокурение в число рассматриваемых феноменов...

Андрей Карпов / 17.10.2012

18. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

О. Андрей прав. До Причастия есть нельзя, об этом в любой книжке написано.А курить? Курить - тоже нельзя. Но об этом не пишут. Почему? Потому как, вроде, курить вообще нежелательно... не должен православный курить... Но ведь курят. Оптинские старцы терпели курение С.Нилуса. Но курить он выходил за ограду... Не с курения надо начинать борьбу с грехами, но и в раю - сигарет нет... Так что богословие проходит мимо феномена курения... А правильно ли делает - вопрос спорный...Есть тут и обратная сторона: борьба с курением - не самая главная добродетель. Некурение хорошо вписывается в образ безбожного мира, где все одержимы забоой о собственных интересах, а потому носятся со своим здоровьем, как с золотым божком и всё, что мешает здоровью изгоняется вон, а курильщики запираются в специальных клетках... Некурение таким образом м.б. приравнено к безбожию...Так что , как всегда, решения должны быть мудрыми и взвешенными.

Вообщем договорились.Уже и борьба со страстью к курению уже не самая главная добродетель((( Думаю,что мнение в статье о.Ткачева весьма соблазнительно во всех отношениях. В прекрасной книге свт.Иоанна Шанхайского "Апокалипсис мелкого греха" есть замечательная глава,которая как раз повествует о пагубе курения. """В природе ли человека мелко, наркотически грешить – «курить»? Странным представляется самый вопрос. В природе ли человека идти против природы? В природе ли наркотировать себя? Услаждение кокаином правительства запрещают, а табаком поощряют. Мелкие грехи человеческим законом дозволяются, в тюрьму они не приводят. Все повинны в них, и никто не хочет бросать в них камнем. Табак, как «маленький кокаин», дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в сердце или в утробе. Но не то говорит Откровение Божие – воля Живого Бога. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним, прелюбодейным взглядом. Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления. Множество малых грехопадений, несомненно, тяжелее для души человека, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии.И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений. Против великого греха легче начать борьбу, легче возненавидеть его приближение. Множество малых, недостойных привычек – тина для души человека, если человек утверждает их в себе или осознал как «неизбежное» зло, против которого «не стоит» и «нельзя» бороться."" http://litfile.net/web/229458/248000-249000 Апокалипсис мелкого греха вот и богословское обоснование "курению". ***Вытеснять курение необходимо развитием физкультуры и спорта, нужно не только запрещать, но и предлагать*** Да,да чем угодно,только не придавать этому "мелкому" греху богословский характер.Пусть человек думает,что это всего лишь вкусовая зависимость,а то,что табак воздействует не только на вкусовые рецепторы,но главным образом на нервную систему и психику человека,которая отражается на всём его душевном состоянии прежде всего,то это,конечно, второстепенное имеет значение,я так полагаю. Никто не спорит,что нужно с любовью и терпением отвращать грешника от курения,может и годы понадобяться для такого дела,но не нужно при этом настолько упрощать этот грех в глазах людей с т.з.христанства. Господи помилуй! А пример с С.Нилусом вообще ни в какие ворота,простите!

Ева / 17.10.2012

17. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Какой-то странный и неопределённый комментарий...

С богословской точки зрения курение как феномен не существует. Разговор о курении с точки зрения богословия - это обесценивание богословских понятий.

. Очень спорное и во многом голословное утверждение, которое противоречит множеству Слов, проповедей и богословских трудов в Церкви, рассматривающих курение, как душепагубный порок, который закрывает человеческой душе врата в Царство небесное, также как и пьянство и наркомания.

Надо понимать, что не курить - ничего особо великого не значит.

.

Культура курения...

Это вообще что-то сверхновое. Так рассуждая, можно очень далеко пойти, например договориться, что и блудить - ничего особо великого не значит и т.д. и т.п. Неужели ничего особого не значит, что ЭТО, по мнению автора, вкусовое пристрастие убивает ежегодно 400 тыс. россиян? Не говоря уж о спасении. Духовно нравственное просвещение и воспитание населения очень необходимы и без этого не одолеть этот социальный недуг, возражений нет. Но рассчитывать при этом достигнуть каких-либо успехов без постоянно усиливаемой системы ограничений доступности этого зелья, без разумных и необходимых запретов на занятие этим где кому заблагорассудится, не считаясь с окружающими людьми, - просто наивно. Поэтому, никакой революционности в планируемых мерах по борьбе с табачной антикультурой не вижу, наоборот, приветствую их. Давно надо уже ограничивать и людоедский табачный бизнес, и рекламу табачного садомазохизма и самоубийства, и делать невыгодной, непривлекательной и немодной саму эту порочную табачную привычку.

Сергей / 17.10.2012

16. Не существует?

Не могу согласиться с о. протоиереем Андреем. Разумеется, курение - отвратительная, страстная привычка, которая является несомненным грехом. Но не всё так просто. Наверное не ошибусь, если скажу, что в подавляющем числе различных культур религиозных жертвоприношений присутствует идея сотрапезничества с Богом (богами). Не является исключением и еврейское ветхозаветное жертвоприношение: Лев.2:8 "..и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику; и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике: [это] жертва, благоухание, приятное Господу; а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его.." Обратите внимание на слова: "благоухание, приятное Господу". Или из книги Бытия: Быт.8:21 "И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека.." Не трудно предположить, что и жрец и приносящий жертвы, пытались обонять "благоухание, приятное Господу". Это происходит и сейчас, когда во время каждения в храме некоторые прихожане вдыхают кадильный фимиам. А разве какой-то особый аромат ладана из огромного числа прочих мы выбираем не по собственному вкусу? Да и само курение, принесенное в Европу из Америки, на своей родине являлось ни чем иным, как жертвоприношением: "Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Для индейцев табак – священная трава, «трубка мира» (калюмет) – дар Великого Духа. Поэтому курение – это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми." Думаю, что в нас есть некие наследственные аттавизмы, делающие сам акт вдыхания дыма не совсем уж нерганичным для нас. И если этот дым - табачное зловоние, а не благоухание ладана на православном богослужении, то можно согласиться со старообрядчеством: курение - каждение дьяволу, а не просто "вкусовое пристрастие человека".

иеромонах Арсений / 17.10.2012

15. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

О. Андрей прав. До Причастия есть нельзя, об этом в любой книжке написано. А курить? Курить - тоже нельзя. Но об этом не пишут. Почему? Потому как, вроде, курить вообще нежелательно... не должен православный курить... Но ведь курят. Оптинские старцы терпели курение С.Нилуса. Но курить он выходил за ограду... Не с курения надо начинать борьбу с грехами, но и в раю - сигарет нет... Так что богословие проходит мимо феномена курения... А правильно ли делает - вопрос спорный... Есть тут и обратная сторона: борьба с курением - не самая главная добродетель. Некурение хорошо вписывается в образ безбожного мира, где все одержимы забоой о собственных интересах, а потому носятся со своим здоровьем, как с золотым божком и всё, что мешает здоровью изгоняется вон, а курильщики запираются в специальных клетках... Некурение таким образом м.б. приравнено к безбожию... Так что , как всегда, решения должны быть мудрыми и взвешенными.

Андрей Карпов / 17.10.2012

14. Ответ на 12., Еленка: Говорить людям или нет?

Говорить людям или нет? Правильно ставите вопрос. Только думается мне, что говорить сторонним людям об этом пользы немного - не поймут и даже обидятся. Своим знакомым и близким сказать можно - поймут. Потому как разборчивее надо всем нам быть, ведь мы не пользуем одежду с непотребными рисунками. Главный же спрос с власти. На то она и власть, чтобы за всем присматривать и поправлять, а не за тем только, чтобы отрезать от общественного пирога самые лакомые кусочки. С другой стороны зависит и от нас самих. Не станем покупать для одежды материал с крестиками - производитель и сам откажется от него.

Hyuga / 17.10.2012

13. Ответ на 11., Еленка:

Чтобы ТАК травить население, этого я даже подумать не могла.

Население само себя травит, как машинами, так и табаком. Иметь машины хотят почти все, не исключая и священников. Курят тоже очень многие, включая женщин. По наблюдениям в моем окружении, женщины даже чаще курят, чем мужчины.

Субъект / 17.10.2012

12. Ответ на 10., Hyuga:

А ведь прав был тот владыка. Я только не понимаю по этому повода иронии автора. Курение давно пора прекратить рекламировать, курить разрешать только в специальных местах и табачную индустрию надо постепенно выживать.

Владыка был прав. Причем изображение изображению рознь, множество пересекающихся палочек - это одно, а изображение именно православного креста - это совсем другое. Я периодически вижу такой орнамент на одежде. И понимаю, что носить эту вещь не следовало бы. Говорить людям или нет?

Еленка / 16.10.2012

11. Ответ на 1., Адриан Роум:

В городах-монстрах, как Москва, зачумленных от пробок, все обязаны "курить" эти выхлопные газы.

Давно пора прекратить стимулировать личный автотранспорт. Но, однако вонь от курения на остановках перешибает даже вонь от машин. Похоже, что и вреда от курения все-таки больше. И похоже, что Медведев основательно надышался и того, и другого. Потому что у него вечно все мысли о каких-то "экодомах". Я тогда жила в деревне, думала - ну что за бред, ну и президент у нас. Потом приехала в город и поняла - не бред. Чтобы ТАК травить население, этого я даже подумать не могла. Поэтому во всех отношениях приветствую как борьбу с курением во всех местах, так и постепенную замену вонючего и вредного автотранспорта экологически нейтральным. Кому охота травиться, пусть не заставляет травиться других.

Еленка / 16.10.2012

10. запрещающий бабам шить юбки из тканей, на которых в качестве орнамента присутствует крест,

А ведь прав был тот владыка. Я только не понимаю по этому повода иронии автора. Курение давно пора прекратить рекламировать, курить разрешать только в специальных местах и табачную индустрию надо постепенно выживать.

Hyuga / 16.10.2012

9. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

"В 19 веке какому-то митрополиту взбрело в голову создать приказ, запрещающий бабам шить юбки из тканей, на которых в качестве орнамента присутствует крест, чем насмешил общественность, как будто нет у него более серьезных вещей, на которые стоит реагировать." Вот именно. Вместо того,чтобы заниматься проблемами насущными, митрополит озаботился поруганием какого-то креста! Взбредёт же в голову! А сегодня и мирян таких хватает. Выложил настоятель в храме напольную плитку крестом - так они наступать не хотят. Говорит настоятель - это же орнамент! Они ,придурки,говорят - крест. Не понимают, что главное в жизни,а что орнамент. Что за народ!

дед пенсионер / 16.10.2012

8. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Батюшка противоречит сам себе. Что значит "с богословской точки зрения"? Курение вредно или нет для организма курящего и его окружающих? Да. Богоугодно это? Нет. Вопрос с богословской точки зрения исчерпан.

Георгий / 16.10.2012

7. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

курение - это те же наркотики, что и алкоголь, только более легкие. Культура курения может провоцировать человека на пробу наркотиков.

Что за чушь?

М.Яблоков / 16.10.2012

6. и все же

и все же я не могу себе представить лик святого с сигаретой во рту

Токарев / 16.10.2012

5. Ответ на 3., рудовский:

кто такой Бильдербергер?

Видимо, Бильдербергский клуб имеется в виду. Он же "мировое правительство".

С. Швецов / 16.10.2012

4. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

С богословской точки зрения курение как феномен не существует.

A как насчет алкоголизма? Наркомании? Они существуют с богословской точки зрения?

Тоже не понятно, по каким истинным причинам Запад начал антитабачную кампанию.

Ответ очень прост: не было никакой кампании. Группы простых людей на Западе решили позаботиться о своем и своих детей здроровье. Борьба с пассивным курением началась на Западе снизу: с уровня городов и сел, с уровня рабочих мест. Табачные компании потратили огромные деньги, чтобы задавить это низовое движение, но им это не удалось. По мере того как все больше муниципалитетов вводили ограничения и запреты на курение в и общественных местах и продажу сигарет молодежи, началось продвижение ограничений на региональный и национальный уровни.

Субъект / 16.10.2012

3. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

C курением "борются" сегодня на Западе (c) кавычки неуместны. На Западе на самом деле увеличивается число людей, отказавшихся этой от мерзкой, дебильной привычки. С одной стороны Бильдербергер тайно ищет возможности сокращения населения Земли (с) кто такой Бильдербергер? Как он такой ищет, если Вы об этом знаете? Надо планомерно вести работу по оздоровлению жизни народа, ограждать молодежь от курения, локализовывать места продажи табака и многое другое. (с) Вот это правильно.

рудовский / 16.10.2012

2. Поддерживаю

Можно тратить безграничные ресурсы на борьбу с наркоманией, курением, преступностью и не продвинуться ни на шаг. А можно просто начать всестороннюю пропаганду нравственности (на худой конец, если уж не веры) и все вышеозначеные проблемы - последствия решат люди сами в себе.

dyak-ilyi / 16.10.2012

1. Re: «С богословской точки зрения курение как феномен не существует»

Непонятно, почему Медведев заботится о физическом здоровьи России, а о нравственном - нет (грязь в ТВ, СМИ и т.д.). Сегодня в нашей общественной жизни столько нравственных и других перекосов, что неизвестно, откуда начинать с ними бороться. Но никто на правительственном уровне даже не ставит эту задачу. С курением "борются" сегодня на Западе, и Медведев хочет быть западником? Тоже не понятно, по каким истинным причинам Запад начал антитабачную кампанию. С одной стороны Бильдербергер тайно ищет возможности сокращения населения Земли, с другой, Запад якобы заботится о здоровьи отчужденных и часто безработных граждан (?). О здоровьи в нашей стране надо заботиться комплексно - и о психическом (через обеспечение россиянам нормальной жизни во всем, без стресса и бюрократии), и о телесном, улучшая прежде всего экологию, озеленяя города, уменьшая шум в них, создавая новые с малоэтажной застройкой, свободные от машин и их отравляющих газов. В городах-монстрах, как Москва, зачумленных от пробок, все [b]обязаны[/b] "курить" эти выхлопные газы. А Медведев хочет дозу ещё увеличить, планируя расширить Москву. Пусть он лучше пишет мемуары на даче Хрущева, а на его место - И.И.Мельникова из КПРФ.

Адриан Роум / 16.10.2012
Андрей Ткачев:
Рыцарь Христа-Бедняка
О Леоне Блуа и его книгах, которых… нет на русском языке
08.10.2019
Протоиерей Андрей Ткачев: «Наступило время тонкой настройки»
Презентация новой книги «Каюсь, что я не ангел»
19.09.2019
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
«До приговора суда осталось совсем немного времени…»
Суд отклонил ходатайство адвоката о допросе бывшего подполковника полиции Натальи Разумной, признавшейся в фальсификации «Дела Каклюгина»
19.10.2019
«Дело Каклюгина»: год мытарств и беззакония
Ровно год назад был задержан Николай Каклюгин по обвинению в покушении на сбыт наркотических средств в крупном размере
19.10.2019
«Это паралич душ и духа государства в целом!»
Обращение к депутату Госдумы РФ Сергею Шаргунову
10.10.2019
Все статьи темы