О том, как успех был достигнут, останавливаться не буду – это достаточно известно. Что мы имеем на сегодня? Если бы меня спросили: что больше всего волнует вас в России? – я бы ответил: ситуация в Татарстане. В самом деле, татары – второй по численности народ в Российской Федерации (кажется, их численность составляет 4,5%). Эта республика занимает срединное положение, в отличие, например, от Чечни и Ингушетии. Ее отделение будет означать разлом страны пополам. Боюсь, что недавнее убийство здесь муфтия перевернуло страницу относительного спокойствия, явилось вехой на пути к резкому осложнению ситуации. Очевидно, что традиционный ислам теснят более радикальные течения. Молодёжь, прошедшая обучение в Саудовской Аравии и в некоторых других арабских странах, все громче заявляет о себе. В Казань приезжал известный оппозиционер Удальцов, где общался с исламскими радикалами и сепаратистами. Пристальное внимание к Татарстану со стороны Запада и США. Ежегодно в день падения Казани представители татарских националистических организаций проводят в городе митинг и шествие. Звучат заявления о необходимости полной независимости, а этого никак допустить нельзя, ибо это означает развал России. Свобода вероисповедания, культурная автономия, экономические преференции, но только не отделение. Как этого не допустить?
Давайте поразмышляем. Прежде всего, возникает вопрос: а как мы относимся к личности Царя-победителя Иоанна? По-прежнему считаем его кровавым диктатором, человеком сомнительной нравственности, т.е. находимся в плену стереотипов, инспирированных недругами России? Не рубим ли мы сук, на котором висим, продолжая внимать гнусным наветам в адрес этого благоверного правителя, при котором территория нашего государства увеличилась в 22 раза? Служим ли благодарственные молебны в годовщины взятия Казани и панихиды о всех православных вождях и войнах, погибших при этом? Или по соображениям толерантности, дабы «не тревожить раны», не делаем этого? Если нет, то, на мой взгляд, мы находимся в заведомо проигрышной позиции: у сепаратистов четкие цели и задачи, рост рядов, а у нас невнятное бормотание и безсвязные речи. Ведь это же позор – в каком состоянии находится место захоронения наших воинов в Казани! Чего нам стыдиться? Того, что Казань, являвшаяся в XVI веке источником жизненной угрозы для Московского государства, крупнейшим центром рабовладения (напомню, что при взятии Казани было освобождено около 100 тыс. пленных) была присоединена?
Не надо забывать, что татарская знать получила равные права с русскими. Мы породнились, вместе были и в Смутное время и в 1812 году и в годы Великой Отечественной войны. И вот теперь – на тебе, давайте размежевываться. Не стоит недооценивать угрозу – невооруженным глазом видно, что она нарастает. Все ли мы задействовали резервы? Ведь почти половину населения республики составляют русские люди! В нескольких районах, которые были искусственно присоединены к созданной большевиками республике, русские составляют большинство. Вполне ли они консолидированы, достаточна ли поддержка Центром их культурных и патриотических организаций? Достаточную ли помощь и поддержку мы оказываем кряшенам, исповедующим православие? До сих пор в русских селах, да и в кряшенских тоже стоят заброшенные, не восстановленные храмы, в то время как мечети растут как грибы после дождя. И, наконец, не надо забывать, что вдохновителем казанского похода был святитель Макарий, председательствовавший на знаменитом Стоглавом Соборе. Известно о чудесных знамениях, сопровождавших взятие Казани.
Вот эти и подобные мысли занимали меня, когда я слушал выступление В.Н.Осипова.
Закончился вечер благодарственной молитвой за присоединение Казани и пением вечной памяти православным вождям и воинам, погибшим при этом.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
5. Re: К 460-летию присоединения Казани
4. считаем его кровавым диктатором, человеком сомнительной нравственности, т.е. находимся в плену стереотипов, инспирированных недругами России?
3. считаем его кровавым диктатором, человеком сомнительной нравственности, т.е. находимся в плену стереотипов, инспирированных недругами России?
2. считаем его кровавым диктатором, человеком сомнительной нравственности, т.е. находимся в плену стереотипов, инспирированных недругами России?
1. считаем его кровавым диктатором, человеком сомнительной нравственности, т.е. находимся в плену стереотипов, инспирированных недругами России?