Мы попросили известного богослова, кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика высказать свое мнение о значении этого события для христианского мира и о том, почему православным важно придерживаться юлианского календаря.
Введение папой Григорием календаря, получившего его имя, первоначально вызвало в Европе большой шок. Кому-то может показаться удивительным, но первоначально не только православные, но и протестанты выступили против григорианского календаря, считая его папистской выдумкой, необходимой для распространения папизма во всей Европе и в мире. Затем постепенно в течение XVII – XVIII веков Европа перешла на этот календарь в силу его кажущейся астрономической удобности.
Излишне говорить, что папа Григорий ни с кем не советовался, решение принималось единолично, авторитарно. Не только без каких-либо консультаций с православными, которых в то время считали схизматиками, но и даже без мнения Собора. Хотя, собственно говоря, введение нового календаря было характерно для духа Тридентской контрреформации, для агрессивного триумфализма Римо-католической церкви. Отметим, что это тот самый папа Григорий, который учредил медаль в честь Варфоломеевской ночи.
Православная Церковь не приняла этот календарь не из-за воинствующего антилатинизма, а потому, что он не пригоден для её целей, в частности, для празднования Пасхи. По этому календарю нарушается целый ряд требований, в том числе то, по которому православная Пасха не должна совпадать с иудейской и не может быть раньше её. На Первом Вселенском Соборе отчетливо прозвучал запрет на празднование Пасхи как вместе с иудеями, так и раньше иудейской пасхи. Сказано праздновать Пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия.
И хотя юлианский календарь может быть несовершенен для дел гражданских, но для церковных он прекрасно подходит. Нельзя походить к храму с мерками, подходящими для бизнес-центра. Так на колокольню ведет лестница, а не эскалатор. Жутко выглядят те западные храмы, где Царские врата открываются и закрываются автоматически. То же самое касается и юлианского календаря. Он сохраняет для нас то священное измерение времени, которое знали и испытывали святые отцы начиная с эпохи Первого Вселенского Собора. Этот календарь, по крайней мере, в его пасхальной части, объединяет весь православный мир. А в полном виде – Русскую, Сербскую, Грузинскую Церкви, Иерусалимский Патриархат.
Введение нового стиля в свое время было связано с весьма темными и сомнительными личностями типа Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), которого не без оснований подозревали в связях с масонством. Оно сопровождалось грубым насилием над совестью верующих, как это было с монахами Валаамского монастыря в 20-е годы ХХ века. Сказано «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16). Поэтому надеемся, что Русская Православная Церковь никогда не сменит благодатный, святыми отцами установленный, юлианский календарь.
54. ответ Яблокову
53. Смешно.
52. Ответ на 35., blogger:
51. Re: «Юлианский календарь сохраняет для нас священное измерение времени»
50. 45. Евгению Агафонову
49. 47. М.Яблокову
48. Яблокову
47. Ответ на 45., πλάνιος:
46. 43. М.Яблокову
45. Ответ на 30., 40 πλάνιος :