Кабинет министров выпустил директиву об уплате госкомпанией «Роснефтегаз» в федеральный бюджет 50,2 млрд рублей из ранее накопленных дивидендов по принадлежащим ей акциям «Роснефти» (75% уставного капитала) и «Газпрома» (10%). Как заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, деньги будут направлены на докапитализацию компании «Русгидро» (владеет большинством гидростанций страны), которая использует их для финансирования инвестиционных программ на Дальнем Востоке.
«В правительстве почему-то считают это своей большой победой – мол, без дополнительной перекройки бюджета-2013 найдены средства для развития энергетики региона, - отмечает "Труд". - На самом деле никакой победы нет, так как эти деньги – 50,2 млрд рублей – изначально имели ту же самую цель: докапитализацию компании "Русгидро". Но не через бюджет, а напрямую от – подчеркнем это! – государственного "Роснефтегаза". Который становился бы владельцем крупного пакета "Русгидро", как уже владеет пакетами акций "Роснефти" и "Газпрома"».
Всего у «Роснефтегаза» этих дивидендов накоплено 132 млрд рублей, и до самых последних дней предполагалось потратить их на выкуп энергетических активов стратегического характера: сетевых компаний МРСК и ФСК (с объединением их в Национальную сетевую компанию), компании «ИнтерРАО», «Зарубежнефть» и «Русгидро». Тем самым «Роснефтегаз» становился контролирующим акционером – ядром государственного сектора отечественной экономики, его краеугольным камнем, отмечает издание. Причем эти планы основывались на майском указе Президента Владимира Путина об участии «Роснефтегаза» в приватизации стратегических топливно-энергетических компаний страны.
«Смысл создания такого холдинга, напрямую подчиненного государству, очевиден. Сегодня именно ТЭК является не только основой экономики, но и главным наполнителем бюджета. То есть гарантом исполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Особенно это важно сейчас, когда правительство обещает новую массовую приватизацию остающихся в его распоряжении активов. Детали нового крестового похода на государственную собственность пока неясны, но кабинет уже пообещал "заработать" сумасшедшие деньги: в 2013 году – 427,7 млрд рублей, в 2014 году – 330,8 млрд рублей, в 2015 году – 595,1 млрд рублей», - отмечает «Труд».
Между тем, идеолог новой приватизации Аркадий Дворкович, ныне повышенный до вице-премьера, не скрывает своей нацеленности на первоочередную распродажу в частные руки энергетических активов: тех же «Интер РАО», «Зарубежнефти», «Русгидро» и, наконец, «Роснефти». Покупателями должны стать некие крупные инвесторы – то есть несколько отечественных и/или зарубежных толстосумов. При этом дивиденды «Роснефти» за один лишь 2011 год составили 79,8 млрд рублей. За 2012 год сумма ожидается больше. А по закону дивиденды по акциям целиком уходят акционерам (владельцам) компании. «Сегодня это государство, и, стало быть, какую-то выгоду в итоге получат 140 млн россиян. А завтра?» - задается вопросом издание.
Правда, Дворкович говорит, что приватизация госактивов повысит эффективность и прибыльность работы компаний. Его главный оппонент, глава «Роснефти» Игорь Сечин, утверждает иное. «Когда речь идет о публичных компаниях, эффективность определяется не формой собственности, а качеством управления», – заявил он на презентации «Роснефти», состоявшейся на прошлой неделе в Лондоне. Сечин привел конкретные цифры, доказывающие, что «Роснефть» действительно «курица, несущая золотые яйца», причем самые крупные и ценные в мире. «Зачем же кидаться на нее с приватизационным ножом?» - задается вопросом «Труд».
Комментируя решение правительства, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов заметил: «Правительство совершает ошибку, когда дивидендами "Роснефтегаза" затыкает дыры в бюджете. Эти деньги могли бы способствовать быстрому созданию глобальной русской нефтяной компании. Вместо того чтобы учиться зарабатывать, чиновники берут деньги из одного кармана, перекладывают в другой и тратят. Ну продали часть Сбербанка, выручили 5 млрд – и что? А кто-нибудь посчитал, сколько Россия потеряет, когда каждый год крупнейший банк будет рассчитываться с зарубежными акционерами?»
По словам эксперта, «это рецидивы неолиберальной политики». «Государственный подход, наоборот, заключается в том, чтобы наращивать капитализацию "Роснефти" и на основе мощной госкомпании через налоги, через создание рабочих мест развивать отечественную экономику. Поэтому я не стал бы дискуссию о том, как потратить дивиденды, сводить к конфликту конкретных политических фигур. Это не противостояние Сечина и Дворковича. Это вопрос сущностный, фундаментальный – о судьбе отечественной экономики и самой России. И чем быстрее Владимир Владимирович определится, тем всем будет лучше», - заключил Ю.Крупнов.