В кадре нет ничего лишнего: пожелтевшая от времени карта Русского Царства и старинный кованный сундук: по ходу действия он трансформируется то в царский трон Бориса Годунова, то в походное ложе Гришки Отрепьева, то в фонтан, у которого тот произносит свой знаменитый монолог: «Довольно, стыдно мне пред гордою полячкой унижаться…»
Аскетичная обстановка лишь оттеняет драматургию событий, происходящих на сцене, не отвлекая от главного – внутренних переживаний героев. Гениальные пушкинские строки звучат в традиционном исполнении, и это уже само по себе необычно, учитывая тягу современных режиссеров к авангардизму. И все же ядро спектакля – это атмосфера фольклорности. Знаменитые персонажи предстают здесь в русских национальных одеждах,
По мнению некоторых исследователей-пушкиноведов, автор писал свое произведение, опираясь именно на традиции народного театра – с его ярким символизмом, который не дает отвлекаться на детали, а приковывает внимание к драматическому содержанию пьесы. И именно в фольклорном наполнении эти картины исторической драмы, с причудливо вплетенными в нее человеческими судьбами, смотрятся на сцене наиболее органично.
Особую окраску придает динамичность и выразительность народного творчества: протяжные и разудалые казачьи песни, великолепные пляски обрамляют действо и одновременно контрастируют с ним. И это непостижимым образом дает прочувствовать всю глубину масштабной исторической и личностной трагедии.
Неудивительно, что именно Санкт-Петербургский «Театр народной драмы» осуществил изначальный пушкинский замысел. Театр основан 15 лет назад (последние 10 лет работает в Александро-Невской Лавре) и в его репертуаре – более десятка спектаклей с народным звучанием. Судьба русского человека, русская Смута, отчаяние и покаяние – всё это воплощено в спектаклях лаврского театра, показано через судьбу русских людей. Это спектакли-жития, жизнеописания: Пушкина, Есенина, Рубцова, Шергина, Абрамова, Лялина, Высоцкого…
В начале года публику порадовала очередная театральная премьера - «Борис Годунов» (теперь и в киноверсии). Эта постановка сразу привлекла внимание: руководитель театра Андрей Грунтовский отмечен премией за лучшую режиссерскую работу на традиционном Пасхальном фестивале в Санкт-Петербурге, а Елена Дельвер, исполнившая роль Марины Мнишек, завоевала приз за лучшую женскую роль. Бориса Годунова сыграл Роман Тихомиров, а Гришку Отрепьева – Евгений Гуреев.
Известный театральный критик Наталья Семеновна Серегина отозвалась о премьерном кинопоказе как о неординарном событии в культурной жизни города и отметила: «Годунов» как никогда современен. Вечная тема русской смуты нашла должное воплощение в постановке Андрея Грунтовского».
Помимо поклонников Мельпомены, телеспектакль наверняка заинтересует учителей литературы и старшеклассников, ведь текст в фильме соответствует каноническому – пушкинскому.
Да, в нашем городе открыл очередной сезон Русский православный театр. Светская театральная критика «безмолвствует». Но спектакли, а теперь еще – фильмы, ждут своего зрителя.