На сегодняшний день в России проживает более 13 миллионов человек, имеющих официальный статус инвалидов (это немногим меньше 10% населения страны). Только в 2010 году статус инвалидов, по данным Росстата, получило 893 тысячи человек, из них около половины — люди в работоспособном возрасте.
Церковная тренировочная квартира должна стать местом, где молодые люди с инвалидностью под присмотром старших наставников смогут адаптироваться к самостоятельной жизни. Планируется, что в квартире будут находиться молодые инвалиды с разными заболеваниями: от колясочников до пациентов с задержкой умственного развития.
Л.И.Швецова, как бывший заместитель мэра Москвы по социальным вопросам, рассказала председателю Синодального отдела по социальному служению об уже существующих государственных программах для инвалидов, созданных в столице. Так, формы работы, подобные новому церковному проекту, уже практикуются в московском Центре медико-социальной реабилитации инвалидов: молодой человек, получивший инвалидность вследствие несчастного случая, после стандартного курса медицинской реабилитации отправляется не домой, а в специально оборудованный центр для инвалидов-колясочников, где он готовится к самостоятельной жизни в новых условиях, получает первичные навыки по самообслуживанию.
«Таких реабилитационных проектов должно быть как можно больше, — подчеркнула Л.И.Швецова. — У нас принято говорить о высоких медицинских технологиях — это когда врачи делают сложные операции на самом современном оборудовании, но почему-то не принято говорить о высоких реабилитационных технологиях. Такие проекты могут создаваться, в том числе, и религиозными организациями».
Кроме того, заместитель председателя Госдумы обсудила с епископом Пантелеимоном основные положения законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», уже одобренного Госдумой в первом чтении. Она подчеркнула, что изымать ребенка из семьи имеет смысл только в том случае, когда его жизни и здоровью напрямую угрожает опасность.
«Я сталкивалась с такими семьями, где родители-алкоголики тушили сигареты о лицо малолетней дочери, с этой девочкой я разговаривала лично», — приводит пример Л.И.Швецова. Архиерей согласился с тем, что бывают случаи, когда изъятие оказывается единственным выходом из ситуации и применение этой крайней меры можно считать оправданным. В то же время он отметил недостатки современной практики применения уже существующего законодательства: «Оставлять оценку семейного благополучия на совести сотрудников опеки, часто не готовых к объективным выводам, — опасно. Вместо исключительно государственного контроля должны быть созданы институты общественного контроля, в том числе при участии представителей Русской Православной Церкви».
Епископ Пантелеимон пообещал, что в Синодальном отделе изучат проект, принятый в первом чтении, и выскажут о нем свое мнение. Обсуждаемый законопроект был внесен в парламент в марте 2011 года и одобрен в первом чтении в сентябре 2012 года. В настоящее время продолжается активное обсуждение законопроекта.