Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это было благом для России»

02.10.2012


Профессор Александр Корольков о последствиях кампании, известной как «Философский пароход» …

90 лет назад правительством РСФСР была проведена кампания, известная как «Философский пароход», по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. В мае 1922 года В.И.Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

«Философский пароход» в узком смысле - собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29-30 сентября) и Preussen (16-17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом - осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Кроме собственно философов, были вывезены врачи, профессора, педагоги, экономисты, агрономы, кооператоры, литераторы, юристы, инженеры, политические деятели, религиозные деятели и студенты.

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев,а также историки, ученые различных областей знания - А.А.Кизеветтер, М.А.Ильин (Осоргин), М.М.Новиков, В.В.Зворыкин и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30-33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек). 16 ноября того же года из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, И.И.Лапшин и другие. Всего - 17 высланных из Петрограда (с семьями - 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин. Помимо них на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу академик Н.А.Котляревский, профессора Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, М.В.Кирпичёв, математик Д.Ф.Селиванов и другие.

О последствиях этой кампании рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный петербургский философ, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена, академик Российской Академии образования, доктор философских наук, профессор Александр Аркадьевич Корольков:


До 20-х годов в России ещё достаточно свободно публиковались философские работы самой разной мировоззренческой направленности. Но почти сразу после революции власти стали пристально наблюдать за выступлениями, публикациями русских мыслителей. Например, Ивана Александровича Ильина арестовывали несколько раз. Со многими философами беседовал непосредственно Дзержинский и его ближайшие помощники. Так что философы были на особом счету и их значение понимали. Акция высылки не была спонтанной, она тщательно готовилась, была даже составлена смена с подсчетами о затратах на депортацию интеллигенции. 30 августа 1922 года, то есть за месяц до акции, Лев Троцкий (Бронштейн) дал интервью американской корреспондентке (опубликовано в газете «Известия»), в котором сказал: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе ничтожны. Но … все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность». Через некоторые годы такую предусмотрительную гуманность проявили по отношению к автору этого приговора. Изгнание цвета интеллигенции было вынужденной мерой, потому что сразу начать репрессии, сажать в тюрьмы и расстреливать было бы слишком, все-таки эти фигуры были хорошо известны в мире. Ленин достаточно хорошо представлял, с кем имеет дело, хотя и относился к ним резко критически, особенно к религиозным русским философам. Религиозность Ленин оценивал с позиций воинствующего материализма и безбожия.

В 30-е годы начали уже активно сажать, в том числе и философов. В 1930 году в Свирьлаг попал А.Ф.Лосев, затем отец Павел Флоренский, позже Лев Карсавин, снова оказавшийся в России, хотя до 1949 был в эмиграции. Судьба их была предрешена. Все инакомыслящие философы вряд ли имели шанс остаться в живых. Лосев уцелел, поскольку о нем хлопотали известные люди, но это особая история, он был не только философ, но и выдающийся филолог, после освобождения ему было запрещено заниматься философией. Формально его посадили за книгу «Диалектика мифа», внешне объясняющую, что такое есть миф. Лосев показал, что миф - это не сказка и не выдумка, а иногда реальнее любой реальности. По сути, он подводил к тому, что советская власть создает новую мифологию. Сейчас тоже идет создание мифологии рынка и демократии. Люди соблазняются этими мифами и начинают действовать вполне реально. Лосев вышел из лагеря, но как религиозный мыслитель он существовать перестал. Если до этого он написал оригинальнейшие работы по имяславию, о философии имени, о просвещении, о музыке, о религии, то после освобождения из лагеря религиозные сюжеты из его философского творчества исчезли. Он как очень образованный человек начал заниматься античностью, написал 8 книг об античной эстетике, очерки о символизме. Он продолжил писать, но это уже был другой Лосев, который отсек ту часть творчества, которая могла бы развернуться в качестве самостоятельной мысли. И только благодаря беседам Бибихина, его секретаря, и как мы теперь знаем, самостоятельного философа, оставившего большое наследие, мы узнали о нереализованных возможностях Лосева. Есть книга под одной обложкой о двух философах и филологах, о Лосеве и Аверинцеве, которая написана на основе личных впечатлений Бибихина. Как некогда словак Душан Маковицкий записывал полутайно беседы с Толстым, так и Бибихин записал беседы с Лосевым и оставил нам это наследие. Судьба Лосева, возможно, - своего рода модель того, что могло бы быть с русскими религиозными философами, если бы они остались в советской России. Лосеву ещё повезло. Флоренский погиб в лагере, Карсавин тоже погиб, могилу его найти не удалось, сохранились записи заключенного о его лекциях в лагере, вышла книга «Два года в Абези», в которой рассказывается о последних месяцах жизни этого выдающегося философа, который недолго был даже ректором Санкт-Петербургского университета.

Я согласен с Никитой Алексеевичем Струве, современным исследователем и издателем русской литературы в Париже, который высказывал мысль, что благом для России является то, что в 1922 году выслали часть мыслителей на «философском пароходе», потому что они уцелели и продолжили свое творчество. Наверное, без русского зарубежья мы бы не знали ни Ильина, ни Сергея Николаевича Булгакова, ни Бердяева. Ильин умер в 1954 году, а Бердяев в 70-х, т.е. они писали многие десятилетия после революции. Петр Бернгардович Струве, Карташов, Степун, Лосский, Питирим Сорокин, Зеньковский и многие другие.

Мы сейчас фактически можем подхватить эстафету от прежней мыслящей России к современной через русское зарубежье, через тех мыслителей, которые продолжили свое творчество на чужбине. Поэтому нелепо полагать, что русское зарубежье не имеет для нас значения. Другое дело, что они не могли принять советскую власть, и она не могла их принять. Конечно, в новом укладе жизни они были неуместны и даже враждебны. Многие выражали это откровенно. Тот же Ильин был ярким представителем мысли белой гвардии. То, что он написал о Сталине, конечно, никак не могло быть принято, это было резко отрицательное отношение к Сталину. Мы сейчас имеем все это наследие, переизданное у нас, почти все стало доступно и, кстати говоря, интерес уже угас. Это особый вопрос о том, почему русской философией мало интересуются даже студенты философских факультетов, хотя именно сейчас можно было бы подхватить эстафету тех проблем, которые разрабатывали те философы. Например, о судьбе России, о которой напряженно думали русские мыслители, сегодня пишут писатели и публицисты больше, чем философы. Можно по пальцам пересчитать профессиональных философов, которые всерьез озабочены русскими проблемами, государственной и духовной судьбой России.

Меня особо интересовала тема русской философской эмиграции. В Праге, где довелось мне работать длительное время в конце 80-х годов, написал я «Роман небытия», где отчасти рассказано о трагедии изгнанников. «После перерыва» - назвал свою работу об изгнанниках Сергей Хоружий. Бибихин возражал ему в том духе, что перерыва не было, что мысль не гибнет, она подхватывается. В какой-то степени она подхватывалась и философами советского периода. Другое дело, что была советская философия, о которой сегодня никто не вспоминает. Были академики Митин, Юдин, Розенталь, позже Константинов и другие. Официальная философия, которая всегда обслуживала Политбюро, откликалась на все решения съездов партии. Это пседофилософия, но между тем были и очень яркие мыслители, которые не разрабатывали, конечно, проблемы русской религиозной философии, о православии даже не заикались, но глубоко занимались, например, философией творчества. Уже не как Бердяев, который написал «Смысл творчества», а с позиций логики творчества, например, Эвальд Васильевич Ильенков оставил целую школу. Правда, это уже послевоенные времена, сам Ильенков ушел на фронт сразу после 10 класса, так что это послевоенное поколение. В 60-е годы он написал блестящие работы, которые по сей день читаются, изучаются, имеют последователей. Учениками Ильенкова оказались философы, которые потом пошли разными путями, не все они следовали учителю, но они все равно были его учениками. Это Батищев, Гайденко, Мотрошилова, Мамардашвили, Бородай, Межуев, можно назвать много имен. И я считаю себя косвенным учеником Ильенкова, хотя не учился у него непосредственно, но с восхищением относился к его работам. В Алма-Ате его школу представляли академики Абдильдин и Касымжанов. Поэтому говорить, что советская философия ничего не дала, ошибочно и предвзято. Лосев работал в этот же период, изменив проблематику исследований, но это был Лосев. Дом Лосева сейчас сохраняется на Арбате как творческая лаборатория мысли, где собираются философы, филологи, писатели. Его супруга Аза Алибековна Тахо-Годи по сути дела поддерживает жизнь этого дома. Но ведь Лосев тоже творил в советское время. Работал он в пединституте в Москве, т.е. он оказал большое влияние также и на педагогов.

Я думаю, что скептически нельзя относиться ни к русской философской эмиграции, которая после 1922 года преимущественно оказалась на Западе, ни к советской философии. Может быть, советская философия не дала таких оригинальнейших мыслителей, какие у нас были до 1922 года, но, тем не менее, это не пустой период в нашей философии. Будут ли у нас сейчас новые Ильины, Бердяевы, сказать трудно. Они появятся только в том случае, если мы не будем обезьянничать, как и в других областях по отношению к Западу, и не будем повторять зады того, что сделано в западной философии XX века. А сейчас, к сожалению, больше пишут о Бодрийаре, о Маркузе, о Фуко и прочих западных мыслителях, но не осмысливают уроки собственной национальной философии. Я бы очень желал, чтобы студенты-философы глубоко прониклись этой живой жизнью русского духа, русской философии и заговорили языком русской культуры. К сожалению, пока этого на горизонте не видно.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. Антоний : Ответ на 20., дед пенсионер:
2012-10-04 в 23:03

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью."А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.


рассчитывал на ответ со стороны Ф.Ф. Воронова... Но увы!
22. Антоний : Ответ на 20., дед пенсионер:
2012-10-04 в 22:57

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью."А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.


Это я в продолжение давнишнего диалога.
Ф.Ф. Воронов:
"Дорогой Рудовский и дорогой Субъект ! Вы тут сражаетесь за элементарную правду и за человеческое приличие."
Источник: http://goo.gl/vFWTb
21. Антоний : Ответ на 19., дед пенсионер:
2012-10-04 в 22:56

"А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? "Антоний.И Вам тоже непременно цитата нужна?Неужели нет чувства никакого? А неужели не читали Генона с Эволой и пр.?А то,это что наукообразное многословие старательно избегает Христа? Даже не произносит Имени Его - это ли не противление Слову? Хоружий и по духу последователь Генона,как прочие. Так я думаю.


Если он только рассуждает об исихии как о "практике", как сторонний исследователь - то да. Если он сам пытается этим заниматься - то мне трудно представить, что такое возможно без Христа. Да он сам об этом говорит: "входить в этот мир с корыстными целями безнадежно."
Если говорить об упоминании Христа, то надо учитывать формат и аудиторию. Александр Сергеевич тоже Его ни разу не упоминает в своей загадочной поэме "Домик в Коломне", и напротив, ёрничает и всячески сбивает читателя с толку. А эту поэму я считаю самой церковной поэмой Пушкина. Попробуйте её перечитать, и скажите, что Вы думаете о её смысле. Она короткая.
20. дед пенсионер : 16. Антоний :
2012-10-04 в 01:23

"Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью."

А я Антония недооценил. Сожалею,что наговорил лишнего и ненужного Антонию.
19. дед пенсионер : 14. Антоний : Ответ на 13., дед пенсионер:
2012-10-04 в 01:17

"А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? "

Антоний.И Вам тоже непременно цитата нужна?
Неужели нет чувства никакого?
А неужели не читали Генона с Эволой и пр.?
А то,это что наукообразное многословие старательно избегает Христа? Даже не произносит Имени Его - это ли не противление Слову? Хоружий и по духу последователь Генона,как прочие. Так я думаю.
18. Адвокат : Ответ на 11., АМ :
2012-10-03 в 23:25

Чего Вы так въярились? Я ни одной фамилии не назвал. А Вы вот к числу думающих относите одних либералов. Значит, Вы других и фамилий не знаете?
.


Нет, не знаю. Вы "думающих людей" априори противопоставляете верховной власти. Православные патриоты - члены единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, для которых Святейший Патриарх является Святейшим Патриархом безо всяких комментариев, себя верховной власти не противовпоставляют.
Явите милость, назовите тех "думающих людей" не либералов, без которых "лучше для верховной власти". Фамилии и род занятий, а то как-то все сильно непонятно.
17. C. Гальперин : Несколько заметок по поводу...
2012-10-03 в 18:49

3. Казалось бы, то, что Лосев удостоился особого внимания автора статьи, должно лишь радовать любого, кто желает узнать побольше об этом русском мыслителе, считавшим себя «сосланным в двадцатый век». На самом деле читателю предлагается не что иное, нежели самый настоящий миф, созданный в точности по тем правилам, которые когда-то были сформулированы самим Лосевым. Он действительно в конце концов «вышел из лагеря», но ведь уже оттуда он пишет своей «ясочке» - Валентине Михайловне: «Я только что подошӫл к большим философским работам, по отношению к которым всӫ, что я написал, было только предисловием». Если учесть, что «предисловие» включает целых восемь фундаментальных трудов, увидевших свет ещӫ до его ареста, можно представить грандиозность лосевских замыслов. Да, им не суждено было осуществиться в полной мере: вскоре после возвращения Лосева в Москву ему было предписано заниматься впредь лишь античной эстетикой и мифологией, не вступая в пределы философии. И всӫ же он успел изложить задуманное в рукописи, которую навсегда упрятал от посторонних глаз. Он даже оставил еӫ безымянной, и, как вспоминала Аза Алибековна, на свой к нему вопрос, что это, мол, за голубая папка в одном из ящиков стола, получила многозначительный ответ: «А это сáмое самό». Под таким названием и вышел впервые в свет в 1994 году этот уникальный, хотя и незавершӫнный труд в составе сборника лосевских работ «Миф. Число. Сущность». Какое, спрашивается, отношение имеют к нему записи В.В. Бибихина, на которые ссылается автор как на истину в последней инстанции? Ведь несмотря на полную доверительность будто бы существовавшую между секретарӫм и его собеседником, тот так и не обмолвился ни об упомянутой папке, ни о своӫм многолетнем тайном послушании, которое выполнял, уйдя, по существу, в з а т в о р, да мало ли о чӫм ещӫ.
Вопрос в другом: почему неоднократно издававшееся за минувшие годы «Сáмое самό», в котором, по сути, изложены основы учения о выразительно-смысловой символической реальности, наталкивается на упорное молчание нашей интеллектуальной элиты? Впрочем, прямой ответ, который, кстати, выносится мной на сайт РНЛ не впервые, на это имеется: потому что его усвоение требует п е р е м е н ы м ы с л и. Трудно ожидать этого от самогό автора статьи, утверждающего, что находящийся в опале Лосев «как очень образованный человек начал заниматься античностью, написал 8 книг об античной эстетике» - и это говорится о его фундаментальном восьмитомном труде «История античной эстетики», где именно с позиций символической реальности им достаточно убедительно выражено саморазвитие внеличностного космологизма (космоцентризма) как присущей тысячелетней эпохе античности исторической идеи, сведӫнной на нет сменившим его саморазвитием христоцентризма (логоцентризма).
Так что Лосев, оставаясь целиком в русле самобытной русской философии с еӫ мистическим символизмом (от Григория Сковороды до Павла Флоренского), тем не менее, занимает свое особое место в истории отечественной религиозно-философской мысли. И прежде, нежели искать в студенческой среде будущих Бердяевых и Ильиных, следует дать ей возможность воспользоваться уже имеющимся бесценным наследием во всей его полноте.
16. Антоний : Ответ на 15., Ф. Ф. Воронов:
2012-10-03 в 13:30

Главную беду нашей жизни я усматриваю в страшном падении культуры, и именно у многих так называемых образованных людей.


Предлагаю Культуру поставить на первое место - перед Православием, Самодержавием, Народностью.
15. Ф. Ф. Воронов : Поклон автору за очень содержателую статью !
2012-10-03 в 05:07

Я хотел бы выделить такие мысли автора:


Мы сейчас фактически можем подхватить эстафету от прежней мыслящей России к современной через русское зарубежье, через тех мыслителей, которые продолжили свое творчество на чужбине. Поэтому нелепо полагать, что русское зарубежье не имеет для нас значения. (...) Мы сейчас имеем все это наследие, переизданное у нас, почти все стало доступно и, кстати говоря, интерес уже угас. Это особый вопрос о том, почему русской философией мало интересуются даже студенты философских факультетов, хотя именно сейчас можно было бы подхватить эстафету тех проблем, которые разрабатывали те философы.

(...)
Будут ли у нас сейчас новые Ильины, Бердяевы, сказать трудно. Они появятся только в том случае, если мы не будем обезьянничать, как и в других областях по отношению к Западу, и не будем повторять зады того, что сделано в западной философии XX века. А сейчас, к сожалению, (...) не осмысливают уроки собственной национальной философии. Я бы очень желал, чтобы студенты-философы глубоко прониклись этой живой жизнью русского духа, русской философии и заговорили языком русской культуры.




По этому поводу можно добавить, что действительно нужно осмыслить наследие русской культуры предреволюционной и оказавшейся в эмиграции. К сожалению, критическое освоение (которое предполагает уважение к предшественникам и достаточный собственный культурный уровень) у нас часто заменяет хлесткая и даже хамская поверхностная, невежественная публицистика. Увы, авторы на "РНЛ" этим часто грешат. (Поэтому особенно приятно видеть текст проф. Королькова --- совсем на другом уровне.) А уж участники форума в особенности. Можно не сомневаться, что в ответ на эту публикацию повалят развязные "сбрасывания с парохода современности" кого угодно из упомянутых русских мыслителей, хоть Бердяева, хоть Ильина. Сие прискорбно.

Главную беду нашей жизни я усматриваю в страшном падении культуры, и именно у многих так называемых образованных людей.
14. Антоний : Ответ на 13., дед пенсионер:
2012-10-03 в 03:24

Спасибо за ссылку.Старые геноновские песни.Нет,и не может там быть ничего нового.Но сколько же слов,однако! Сколько же усердия в противлении Слову! Какая гигантская работа! Они полагают жизнь в борьбе против Жизни. Вот он ,человек!


А Вы б не могли привести наиболее характерную цитату оттуда, которая свидетельствует о противлении Слову. Или же Вы видите противление в наукообразном многословии? Интересно Ваше мнение.
Вообще-то сама проблема резкого антропологического сдвига, когда чуть ли не все гуманитарные науки (да и искусства с литературой в традиционном виде) страдают неадекватностью к сложившемуся новейшему гуманитарному контексту - проблема эта начинает всё более актуализироваться. Да и от проповедников Слова эта проблема требует к себе внимания.
Если есть время - гляньте сюда: http://goo.gl/mggmv . Здесь попытка это как-то не то чтобы осмыслить, но поставить саму проблему. Текст непростой для восприятия, но, надеюсь, противления Слову Вы там не обнаружите :)
13. дед пенсионер : 7. Антоний : http://goo.gl/KeX6r
2012-10-02 в 23:44

Спасибо за ссылку.
Старые геноновские песни.
Нет,и не может там быть ничего нового.
Но сколько же слов,однако! Сколько же усердия в противлении Слову! Какая гигантская работа!
Они полагают жизнь в борьбе против Жизни.
Вот он ,человек!
12. C. Гальперин : Несколько заметок по поводу...
2012-10-02 в 22:42

2. Я не имел чести принадлежать к ученикам Эвальда Васильевича Ильенкова, зато несколько лет (дело было в конце 80-х) достаточно интенсивно общался с его талантливым питомцем Сашей Суворовым, который будучи слепоглухим с детства, не только успешно завершил обучение на факультете психологии МГУ, но и в значительной степени перенял образ мышления своего наставника, что меня порой просто восхищало. Дань уважения личности выдающегося философа я отдал, посвятив его памяти вышедшую отдельной брошюрой свою работу «Знать и чувствовать» - нечто вроде пособия для учителей детей с нарушенной сенсорикой, где предполагался переход от расчлененных учебных дисциплин к цельному знанию. И так как в ту пору я был еще весьма далек от православного мировосприятия, то вполне осознанно включил в текст «кредо» Ильенкова: «Именно в ч е л о в е к е природа как раз самоочевиднейшим образом и совершает то самое действие, которое мы привыкли называть “мышлением”. В человеке, в виде человека, в его лице мыслит с а м а п р и р о д а, а вовсе не какое-то особое, извне вселяющееся в нее существо, начало или принцип. В человеке природа поэтому мыслит с а м о е с е б я, осознает с а м о е с е б я, ощущает с а м о е с е б я, действует с а м а н а с е б я» (разрядка автора – С.Г.). Более яркий панегирик пантеизму трудно себе представить. И автор его так и не сумел обрести веру в Бога - Абсолютную Личность, хотя и ощущал неисчерпаемость человеческого «Я». Но это была всего лишь дань абсолютизации человеческой личности – многовекового исторического процесса, осуществляемого в странах христианского Запада и блестяще разгаданного Лосевым. Впрочем, многократное упоминание Алексея Лосева в интервью требует отдельного комментария.
11. АМ : Адвокату
2012-10-02 в 22:33

Чего Вы так въярились? Я ни одной фамилии не назвал. А Вы вот к числу думающих относите одних либералов. Значит, Вы других и фамилий не знаете?
А заголовок у статьи, ну, извините, мягко говоря, неудачный. Или это это провокация какая? Не понял.
10. C. Гальперин : Несколько заметок по поводу...
2012-10-02 в 20:21

Поскольку наши с автором (академиком РАО) «весовые категории» слишком различаются, я не считаю для себя возможным облекать свои комментарии в форму критики непосредственно в его адрес, указывая на явные неточности, тем более, что публикация представляется мне в целом достаточно полезной для читателей РНЛ. Так что и все нижеследующие заметки будут адресованы именно им.
1.Явная неточность (возможно, это всего лишь оговорка) допущена по отношению ко времени окончания жизненного пути Н.А. Бердяева, завершившегося, увы, гораздо раньше 70-х, когда Н.А. исполнилось 72 года.
Из воспоминаний его свояченицы Е.Ю. Рапп: «За утренним кофе он сказал: “Знаете, Женя, у меня совершенно созрел план новой книги (он только что, две недели тому назад, закончил “Царство Духа и Царство Кесаря”). Я хочу писать книгу о новой мистике. Все главы я уже распределил. В первой главе я буду говорить о том, что в основе мира – Тело и Кровь Христа”. Я хотела рассказать, как мне раскрывается новый мистический опыт, но Н.А. меня прервал: “Не будем говорить об этом. Когда я начинаю писать новую книгу, я не люблю говорить о ней, даже читать книги, в которых затрагиваются те же вопросы. Мир как бы перестает существовать для меня, я весь погружаюсь в раскрывающуюся во мне глубину”».
Этот разговор состоялся 22 марта 1948 года – за день до внезапной кончины Н.А. «Приехавший доктор констатировал смерть от разрыва сердца». Неисповедимы пути Господни.
9. Hyuga : «Это было благом для России»
2012-10-02 в 18:01

Конечно же, благом, кто бы и сомневался. Только чуть поправлю фразу - для власти. Оприходовать всех их здесь было бы уж слишком, власти хотелось контактов с зарубежьем, а иначе как приготовить мировую революцию. Да, жизни пассажиров парохода были сохранены, но к русскому народу мысли великих его сынов пришли только через несколько поколений. Это как человеку отрезать голову и удивляться потом, а с чего это остальные органы перестают функционировать.
Пытаться хотя бы как-то оправдывать Советов кощунственно.
8. Адвокат : Ответ на 1., АМ :и на 3., рудовский
2012-10-02 в 17:17

Конечно, благо. Чем меньше думающих людей в России, тем лучше для верховной власти.


А что у нас уже появились философы уровня Ильина или Бердяева? Позвольте поинтересоваться : не Новодворская ли с Шендеровичем? Или Навальный - ну такой интеллект, такой интеллект - пробы негде ставить! Опять же Гельман - "светильник разума - великий инсталлятор". Венидиктов с Быковым мошные философы.Алексеева поражает высотой полета мысли, широтой обхвата и глубиной проникновения. Ничего себе сравненьица! Так без таких действительно для России благо!
7. Антоний : Re: «Это было благом для России»
2012-10-02 в 16:40

Вопрос к автору. Как Вы относитесь к работам Сергея Хоружего? http://goo.gl/KeX6r
6. Вадим И : Ответ на 5., Антоний:
2012-10-02 в 16:31

Ну читал я эти "Вехи". По- моему, там не "развенчание", а самооправдание. А что, не знаете, зачем Горького "выписали"?
5. Антоний : Ответ на 2., Вадим И:
2012-10-02 в 14:55

По-моему, Ленин их выслал в надежде на то, что русская интеллигенция морально разложит Запад, как когда-то,- Царскую Россию.


Среди высланных философов были авторы сборника "Вехи" (1909г.), которые развенчивали интеллигентское миросозерцание и интеллигентския мифы, в особенности мифы революционные и либеральные. Интеллигенция приняла "Вехи" в штыки. "Главный" российский либерал, лидер кадетов Милюков даже отправился в лекционное антивеховское турне по городам России.
А Горького, который был почитаем и любим и интеллигенцией, напротив "выписали" из Италии.
4. Антоний : Re: «Это было благом для России»
2012-10-02 в 14:34

О. Павлу Флоренскому и заступничество, наверное, не помогло бы. Был бельмом на глазу - на работу в ГОЭЛРО в рясе приходил.
3. рудовский : Re: «Это было благом для России»
2012-10-02 в 13:48

Да, да, конечно, благо!
Давайте еще высылать. Чем больше вышлем, тем лучше заживет Россия, правда?
2. Вадим И : Re: «Это было благом для России»
2012-10-02 в 13:24

По-моему, Ленин их выслал в надежде на то, что русская интеллигенция морально разложит Запад, как когда-то,- Царскую Россию.
1. АМ : Re: «Это было благом для России»
2012-10-02 в 12:29

Конечно, благо. Чем меньше думающих людей в России, тем лучше для верховной власти.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме